Два храма Воздвижения Креста Господня

В праздник Воздвижения Креста Господня поделюсь личными впечатлениями, которые связаны с двумя храмами. В одном из них я прослужил почти пять лет – это храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево. Это удивительный храм, которому более 300 лет. Сначала он был деревянным, потом построили каменный.

Фото 1 (35).jpg
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Интересна его история в советское время. Это один из немногих храмов, который по разным причинам не закрывался. С одной стороны, это были дальние деревни: Алтуфьево, Бибирево, поселки Старый и Новый; с другой стороны, храм этот был очень небольшой, ротонда под колокола, это был усадебный храм. Даже не было колокольни, колокол был помещен в пространство подкупольного барабана – такие церкви на Руси назывались «иже под колоколы». И удивительно, что в этом районе в начале Алтуфьевского шоссе, метро «Владыкино» в советское время также действовал храм Рождества Пресвятой Богородицы, а другой действующий храм находился в двух остановках от метро.

С историей этого храма тесно связана судьба владыки Ионы (Карпухина), келейником которого я был 20 лет. Владыка пришел в этот храм совсем мальчиком. Он был свидетелем его истории в XX веке и рассказывал, как с окрестных сел, поселков приходили люди, как не хватало места. Приходили в любую погоду, даже в дождливую и холодную, и после службы было столько грязи, и они мальчиками все убирали. Когда в 70–80-х годах в Алтуфьево стало много новостроек, появился спальный район, то, конечно, этот храм даже в то время оказался очень востребован и не хватало места, поскольку он был рассчитан на небольшое число прихожан.

Сначала увеличили притвор, даже новый пристроили, а потом уже в 91-м году было принято решение о расширении храма. И вот представляете, за 90-е годы эта маленькая усадебная церковь увеличилась где-то в пять раз. Появилась колокольня, появились приделы, благоустроили территорию, построили приходские здания.

За 90-е годы эта маленькая усадебная церковь увеличилась в пять раз

Если вы наберете в интернете «Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево», то увидите много статей, связанных с усадьбой Алтуфьево, которая расположена на территории этого храма. Часто статьи носят негативный характер и встречаются комментарии, что такая историческая усадьба находится на территории церкви и в таком неухоженном состоянии. На самом деле причина этого весьма прозаична. Это памятник архитектуры, и по закону без разрешения надлежащих органов гвоздя порой нельзя вбить, нельзя что-то исправить. Что можно сделать? Можно провести реставрацию. Для этого нужно составить проект, обратившись к реставрационным фирмам, которые имеют специальную лицензию. Это очень и очень дорого, но выход есть, если включается государственная, федеральная или московская программа по восстановлению памятников архитектуры. Но тем не менее церковью тоже было приложено достаточно много сил для приведения усадьбы в порядок.

Из негативного также пишут, что изначально храм был небольшим, а сейчас сильно увеличился, и вместо памятника архитектуры теперь это новодел. Что ответить? Храм заполнен, туда ходят люди, и всегда так было, что храмы увеличивались. В моем родном городе храм Иоанна Златоуста в течение его трехсотлетней истории расширялся, расстраивался пять раз по мере того, как увеличивалось население, увеличивалось число прихожан. Это необходимость.

дд.jpg
Храм Воздвижения Креста Господня в селе Марфино

Второй храм, который тоже особо в моей памяти запечатлелся, – это храм, который стоит в 15 километрах от границы с Казахстаном, в Астраханской области, в селе Марфино, на берегу Бузана – достаточно большого рукава Волги. Стоит храм на холме. В советское время храм был разрушен, но в начале 90-х годов удивительные люди, самые простые женщины, решили его восстановить. В Астраханской области именно простые женщины часто были инициаторами таких решений. Они не просто документы собирали, но и ходили по кабинетам, таскали кирпичи, месили раствор.

Храм был разрушен, но самые простые женщины решили его восстановить

И вот такие женщины строили храм на границе с Казахстаном. Это 1500 километров от центра России. И в этом жарком регионе стоит достаточно большой храм Воздвижения Креста Господня. Я еще застал тот период, когда там не было священника, и одна из тех самых женщин, Анна Сергеевна, приходила к владыке и чуть ли не кулаком по столу била и требовала: «Дайте нам священника! У нас большое село и нет священника». И эти женщины-активистки – учителя, работники райкомов, юристы – на склоне своих лет стали монахинями. А та самая Анна Сергеевна – схимонахиня Гавриила – погребена прямо за алтарной частью Крестовоздвиженского храма.

Очень интересные места, очень интересные храмы. Кто за ними стоит? – Люди. Мы стоим. Тут или делай, или молись. Один монах с Афона говорил: «Если пожар, то что ты можешь? Можешь тушить? Туши. Не можешь? Молись, чтобы потухло». Когда был пожар на Афоне, когда горели леса, их было не потушишь своими силами. И молились такие сильные подвижники, даже не монастырские, а келиоты, и много было свидетельств о том, что огонь останавливался по их молитве.

Фото 3 (49).jpg

Чин Воздвижения Честнаго Креста Господня, который совершается на всенощном бдении под праздник, совершается не везде. Только в кафедральных соборах, на архиерейской службе и по благословению. Наш монастырь ставропигиальный, у нас – совершается. В Древней Церкви было достаточно много моментов, встроенных в богослужение, которые иллюстрировали события или Евангельской истории, или истории Церкви.

Что до нас дошло? До нас дошел чин омовения ног в Великий Четверг, когда архиерей разоблачается и омывает священникам ноги. Были так называемые пещные действа. Был чин шествия на осляти: в России XVI–XVII века это право имели только пять епископов, митрополитов: Новгородский, Смоленский, Казанский, Московский, Астраханский. Это было в течение нескольких десятилетий. Владыка готовился к службе, находясь вне кафедрального собора. За ним приходил великий князь, или царь, или воевода (смотря в каком городе) с лошадкой. Владыка садился на лошадку, и ее вели под уздцы в собор. Народ в это время постилал свои одежды.

Фото 4 (33).jpg

В Западной Церкви такие традиции существовали и существуют до сих пор. В Католической церкви они чаще всего относятся к Страстной неделе, когда целые полутеатрализованные представления разыгрываются.

И чин Воздвижения Креста Господня – это тоже напоминание о том, как патриарх воздвизал (поднимал) Крест. Когда собиралось множество людей, они не могли подойти и увидеть Крест, тогда патриарх поднимал его вверх для того, чтобы поделиться радостью обретения Креста. И народ в изумлении, благоговении кричал и пел: «Господи, помилуй». И Крест поднимается на все четыре стороны в знак того, что Крест Господень для всех. Крест украшается, поливается из кувшинчиков розовой водой в знак почтения. Такие действа зримо напоминают нам о событиях церковной истории, в память которых мы совершаем богослужения.

Игумен Павел (Полуков) 26 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить