Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском. Возрожденная обитель

Переславль-Залесский всегда предстает как откровение, в котором есть одна незыблемая истина: любовь к отчизне и вера в Бога нерушимы и святы. Этот русский город связан с историей, овеян легендами, украшен дивными пейзажами, увенчан куполами церквей и храним молитвами монастырей. Более семи веков на благословенной земле Переславля-Залесского стоит Свято-Феодоровский монастырь, впечатляя своей благостью, величием и красотой. 

2022 год запомнится важным событием, связанным с новой вехой в трудном пути возрождения обители: после реставрации был открыт собор в честь великомученика Феодора Стратилата. Освящение его главного алтаря состоялось 15 сентября этого года – почти через сто лет после чудовищного разорения монастыря в 1923 году.

1 (71).jpg
Собор вмч. Феодора Стратилата. Источник: сайт монастыря

Обитель славная

Основание Свято-Феодоровской мужской обители связывают с именем великого князя Московского, Государя всея Руси Иоанна Васильевича III. Время возникновения датируется не ранее 1304 года. Место для монастыря было выбрано не случайно. Сегодня оно напоминает о междоусобных княжеских распрях тех далеких лет, об отсутствии единства русской земли. Здесь в день памяти Феодора Стратилата состоялась битва московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича, которая закончилась победой Юрия Даниловича.

Со временем монастырь превратился в один из крупнейших на Руси, сложился и его архитектурный ансамбль. В 1557 году по желанию Иоанна Васильевича Грозного, внука Иоанна Васильевича III, возводился главный собор великомученика Феодора Стратилата. Поводом для этого важного события стало рождение у Иоанна Васильевича сына Феодора.

В один из тяжелейших периодов своей истории – с 1598 по 1613 год, то есть в Смутное время – монастырь многое пережил. Изначально он не был задуман как крепость, поэтому легко подвергался разорению, а кроме того, терял свои земельные владения. Но силами и молитвой насельников и настоятелей монастырь восстанавливался и даже обретал новые храмы.

2 (66).jpg
Синодик Феодоровского монастыря. Источник: сайт монастыря

Но вновь приходили беды, и надо было встречать их стойко, молиться и работать на благо обители. В 1654–1655 годах русские земли охватила эпидемия чумы. 2 августа 1654 года случилось солнечное затмение. Масштабы бедствия и природное явление, которое было воспринято как Божественное знамение, вызвали народный гнев, обрушившийся на патриарха Никона и его реформы. Сам же Святейший владыка считал, что это наказание за вмешательство царя и бояр в права Церкви. На все нападки в 1656 году патриарх Никон ответил проповедью «Поучение о моровой язве».

Однако последствия эпидемии были внушительными. Женщины остались вдовами, а девицы – сиротами, не могли найти средства на пропитание. Многие из них постриглись в монахини, но обители у них не было. Царь Алексей Михайлович принял решение, которое благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II: мужской Феодоровский монастырь будет женским. Шел 1667 год. Монахи были переведены в другие мужские монастыри Переславля-Залесского: Никитский, Горицкий и Даниловский.

В последующие годы монастырь продолжил обустраиваться: обрел каменную ограду, колокольню, были перестроены в каменные деревянные церкви, возводились новые храмы, корпуса для больницы и проживания сестер. Во второй половине XIX века обитель располагала гостиницей, приходской школой для девочек, помещениями для мастерской, каретным сараем. В конце столетия недалеко от деревни Выползова слободка была основана Свято-Алексеевская пустынь с храмом Алексия, человека Божиего. И если в начальный период существования монастыря как женского в нем было 150 насельниц, в 1887 году – около 300, то перед революцией 1917 года – около 500 монахинь.

Изначально в монастыре было 150 насельниц, а к 1917 году – около 500 монахинь

В 1917 году Свято-Феодоровский женский монастырь стал Феодоровской сельскохозяйственной коммуной. Это была одна из форм нового ведения сельского хозяйства, в дальнейшем переросшая в колхоз. При вступлении в коммуну необходимо было отказаться от частной собственности, денежных средств и всякого имущества. 80% земель, принадлежащих коммунам, ранее являлись владениями монастырей и помещиков с налаженным веками хозяйством. Однако коммуны могли пользоваться землей, инвентарем, жильем. Некоторые из них получали статус артели, который был и у Феодоровского монастыря, монахини которого занимались ремеслами и сельхозработами. Таким образом настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Олимпиада Матвеевна Мохова) пыталась спасти общину. Стоит вспомнить, что кроме занятий сельским хозяйством в обители было налажено производство тканей, кружев, работали мастерские по пошиву одежды и обуви, иконописи. Здесь шились ризы, шелком и золотом вышивались иконы и хоругви, ткались ковры, делались кирпичи, керамика, цветы и мыло, переплетались книги.

В 1921 году Губернский ЧК обнаружил в монастыре склады, в которых находилось большое количество разного товара, в том числе мануфактуры (ткани фабричной выделки) и кожи. Нетрудно догадаться, что все это было конфисковано.

Еще через два года обитель закрыли. Алексеевская пустынь была разграблена, игуменья Олимпиада была арестована. Позже она вернулась в Переславль и тихо доживала свой век вместе с двумя другими монахинями в сторожке церкви Петра Митрополита. Николай Викторович Дунаев, штатный священник и духовник сестер монастыря с 1901 по 1923 год, был отстранен от службы. До 1929 года он продолжал служить в храме при городском кладбище. После ареста и ссылки с 1933 по 1937 год лишенный своего дома отец Николай смиренно жил в Феодоровской слободе, подрабатывая в артелях. В октябре 1937 года был арестован, расстрелян – в ноябре. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал священномученика Николая Викторовича Дунаева в 2000 году.

3 (1).png
Отец Николай. Источник: сайт монастыря

В 1931–1932 годах была разобрана колокольня (самая высокая в городе), колокола которой давно замолчали. Пострадала и часовня-колодец в честь вмч. Феодора Стратилата: колодец, имевший глубину 40 метров, был засыпан.

Монастырские постройки стали использовать как обычные здания. В разное время там размещали детскую колонию, дом престарелых, турбазу. Монастырь стал жильем для служащих и рабочих, для чего перестроили келейные корпуса. Введенская церковь Пресвятой Богородицы (1710 г.) превратилась в баню и прачечную, но царские врата XVIII века, к счастью, сохранились. Казанский храм (1713 г.) подвергся многочисленным варварским перестройкам и разорению. До 1970-х годов монастырь занимала строительная контора. Последним владельцем обители стал Институт программных систем РАН.

По странному совпадению, в годы Великой Отечественной войны на территории монастыря собирались солдаты, чтобы идти на фронт. И нет сомнения в том, что их благословляла намоленная монастырская земля и ее храмы. И заступничество Феодора Стратилата, конечно же, было…

Прошли годы, и обитель возродилась: засияли кресты и зазвонили колокола, ведь темные времена обязательно когда-нибудь проходят.

4 (41).jpg
Введенская церковь. Источник: сайт монастыря

Небесный покровитель монастыря: Феодор Стратилат, воин Христов

Феодор Стратилат родился в городе Евхаит (Меситезя, Турция) и жил во времена правления императора Ликиния (годы царствования 308–324), который запомнился гонениями на христиан. Юноша служил в императорской армии, был сильным и храбрым, красивым и талантливым. Как христианин, Феодор мог отдать свою жизнь за веру. Когда он совершил свой подвиг, поразив жившего в окрестностях Евхаита змея, жертвами которого стали многие люди, то жители города Гераклеи начали говорить о мужестве воина и назначили его военачальником (стратилатом).

Однако в совершении этого подвига они узрели и помощь Бога, и силу христианской веры. Весть о подвиге дошла до императора, и Ликиний пригласил Феодора Стратилата к себе. Но тот отказался, объяснил отказ и также пригласил императора в свой город. При этом он обещал устроить пышное жертвоприношение языческим богам. Ликиний принял приглашение и приехал, сопровождаемый свитой. С собой он привез изваяния эллинских богов, сделанные из золота и серебра. Феодор обратился к императору Ликинию с просьбой: позволить взять ему эти изваяния всего лишь на одну ночь для свершения личного жертвоприношения. Утром же Феодор должен был поклониться изваяниям богов на глазах у всей людей. Вместо этого Феодор Стратилат разбил статуи идолов и раздал куски драгоценного металла бедным и нищим. Обман раскрылся. Но Феодор и не думал скрывать свой поступок, а, напротив, пытался объяснить императору свою непоколебимую веру во Христа и неправильность верований Ликиния. Император почувствовал себя глубоко оскорбленным: молодой воин поучал его, самого императора! Феодора приговорили к казни, но сначала подвергли долгим и зверским пыткам, во время которых он произносил: «Слава Тебе, Боже наш», – а потом распяли. Однако ночью к кресту подошел Ангел Господень, снял с него Феодора Стратилата и сделал тело его невредимым. Так свершилось чудо! Жители города как могли старались заступиться за Феодора, но его казни император так и не отменил. Однако Феодор смог совершить еще много добрых дел: проповедовал, исцелял, изгонял бесов, освобождал неповинных.

К кресту подошел ангел, снял с него Феодора Стратилата и сделал тело его невредимым

Феодор Стратилат: почитание на Руси

На Руси святой великомученик Феодор Стратилат почитается с давних времен. Он олицетворяет святую веру в Бога и воинскую доблесть. К его помощи прибегают, чтобы избавиться от самых разных житейских проблем, излечиться от болезней, получить защиту от зла и врагов. В XVI веке с Афона в Москву привезли частицы мощей святого. Для хранения святыни в 1598 году царь Борис Феодорович Годунов повелел сделать серебряный ковчег с изображением великомученика в воинских доспехах, держащего крест и меч.

Феодор – царский сын

В 1557 году царь Иван Грозный со своей первой супругой Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой приехал в Переславль-Залесский. А на обратной дороге в Москву у Анастасии Романовны начались роды и на свет появился их третий сын, названный Феодором. Небесным покровителем царского наследника стал великомученик Феодор Стратилат.

5 (1).png
Царь Феодор Иоаннович. Источник: сайт монастыря

На месте, где царица благополучно разрешилась сыном, Иван Грозный велел поставить часовню. Так в урочище Собилка появилась шатровая часовня в честь Феодора Стратилата. В историю царь всея Руси Феодор Иоаннович (Феодор Блаженный) вошел как очень набожный человек, «освятованный» правитель, который отмаливал грехи народа и монархов.

Собор великомученика Феодора Стратилата – жемчужина монастыря

Преисполненный благодарности Богу за рождение сына Феодора, царь Иван Грозный повелел поставить в монастыре каменный храм на месте деревянной и уже ветхой церкви Феодора Стратилата. Царское желание и приказ были выполнены, и посреди монастыря поднялся пятиглавый собор квадратной формы. Пять куполов – это напоминание верующим об Иисусе Христе и четырех евангелистах. Собор был прекрасен, каким и остается, несмотря на минувшие века и годы лихолетья, когда о нем никто не заботился. Но с Божьей помощью и молитвами верующих он сохранился и по-прежнему является драгоценной жемчужиной обители.

Как и многие храмы такого солидного возраста, собор, безусловно, перестраивался, менялось и расположение приделов. В начале XVIII века появились новые оконные рамы и двери, при этом другого размера. В 1800 году деревянную крышу собора заменили на железную. Интересно, что изначально собор был крыт тесом прочных пород дерева, а его главы – мелкой объемной «чешуей». В 1886 году облик собора поменялся. Были переделаны разрушающиеся паперти вокруг собора, появились и прекрасные галереи, в которых был пристроен с северной стороны придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а с южной – в честь преподобного Серафима Саровского.

6 (12).jpg
Архивное фото. Источник: сайт монастыря

Октябрьская революция 1917 года и ее «творцы» превратили прекрасный старинный собор в хозблок.

Первые реставрационные работы в монастыре (в то время – бывшем монастыре) прошли в 1967 году. Такие неожиданные события были связаны с созданием в СССР Общества охраны памятников истории и культуры. Прошла паспортизация таких объектов, в том числе и храмов, во многих из которых провели реставрационные работы.

Но существенная реставрация в монастыре началась только в 1998 году с возрождением обители после ее возвращения Русской Православной Церкви. Главным объектом стал собор великомученика Феодора Стратилата, который надо было спасать от дальнейшего разрушения. В ходе работ укрепили фундамент, провели отопление, отреставрировали южный придел в честь преподобного Серафима Саровского и северный придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери, купола с крестами и кровлю. Был восстановлен иконостас в центральном приделе в честь великомученика Феодора Стратилата. Этим занимались мастера из Костромы. Иконы писались в мастерской Сергиева Посада. Одна из икон собора поистине уникальна. Это большая икона Феодора Стратилата, выполненная в 2012 году из янтаря и жемчуга, общим весом 37 килограммов. Солнечное свечение янтаря и чистота белого жемчуга создают особое благостное настроение. Восстановление уникальных росписей собора принесло много открытий и радости.

Тимофей Медведев: живописных дел мастер

При восстановлении внутреннего убранства собора пришлось обратиться к истории, провести новые исследования и прийти к сенсационным выводам, которые касались имени художника, расписавшего собор. Раньше существовала единственная версия: роспись стен – работа художника и графика итальянского происхождения Сальваторе Тончи (Николая Ивановича Тончи). Интересно, что одна из его дочерей, рожденных в браке с княжной Н. И. Гагариной, Мария Николаевна, была послушницей в Феодоровском монастыре в Переславле-Залесском.

Одна из дочерей художника, расписавшего собор, была послушницей в этом монастыре

Первые исследования реставраторов дали потрясающие результаты: собор расписывался несколько раз: в конце XVI, начале XVII века, а также в XVIII веке. Стало ясно, что практически все эти фрески уничтожили пожары. Однако те, которым удалось чудом сохраниться, доказали факт росписи собора до первой половины XIX века, ведь долгое время существовало мнение, что стены собора не были расписаны. Следующее открытие стало еще более масштабным: фрески – работа артели Тимофея Алексеевича Медведева, талантливого крепостного художника. Такая информация была основана на документах, найденных краеведом из города Тейково Ивановской области М. Ю. Бутовым. Подтверждалась она и сравнительным анализом сохранившихся фресок, выполненных Медведевым в других храмах России. Ведь художник и его артель работали во многих городах: в Ярославле, Угличе, Мышкине, Шуе, Тейково, Юрьеве-Польском, Переславле-Залесском, Санкт-Петербурге. Это помогало реставраторам понять многие секреты мастера, который не только имел свою манеру исполнения и цветовую гамму, но и изобрел собственную технологию росписей, обеспечивающую большую стойкость фресок к выцветанию и истиранию.

7 (1).jpeg
Фрески собора вмч. Феодора Стратилата. Источник: сайт монастыря

Тимофей Медведев родился в селе Тейково Шуйской округи Владимирской губернии в 1776 году, в вотчине малолетнего князя Долгорукого. В 1807–1829 годах крепостной мастер создал школу иконописи и монументального искусства стенных росписей. Его два брата Епифан и Василий, сыновья и ученики считались первоклассными художниками. Творчество артели было востребовано во многих городах России, особенно во Владимирской, Вологодской, Костромской и Ярославской губерниях. Слава дошла и до столицы – Санкт-Петербурга. Многие российские архитекторы знали и уважали Медведева. Свои хвалебные отзывы о фресках Медведева оставили архитектор В. П. Стасов; православный духовный писатель и историк церкви, драматург, поэт А. П. Муравьев; поэт, литературный критик, историк, переводчик, государственный деятель П. А. Вяземский и другие. О признании таланта Медведева говорит и серебряная медаль «За полезное», полученная мастером в 1831 году. Эта государственная награда Российской империи была учреждена 1 декабря 1801 года согласно Указу императора Александра I. Медалью награждались крестьяне, купцы и мещане за различные оказанные правительству заслуги и крупные пожертвования. При Николае I Положения и Правила награждения неоднократно менялись. Так художник Т. А. Медведев получил свою медаль «За отличное искусство в живописи». Действительно, в то время он уже был известным иконописцем, создателем монументальных росписей во многих храмах страны, автором картин на церковные темы и портретов и даже оформителем светских интерьеров в домах и учреждениях, где исполнял настенные росписи.

Безусловно, его мастерство вызывало немалое удивление: как самоучка может создавать такие шедевры? Ответ на этот вопрос может быть однозначным: таких самородков на Руси всегда находилось немало.

Монаршая любовь

Феодоровская обитель всегда была любима монаршими особами. Великие князья, цари и императоры со своими семьями не только посещали монастырь, но и одаривали его землями, иконами, дорогой церковной утварью, пособиями на ремонт. Повелось это со времен князя Василия Ивановича III, расширившего монастырские угодья в 1511 году селом Половецким, сельцом Федоровским, деревней Потанино с пустошами. Его сын, царь Иван Васильевич Грозный, в 1551 году также подарил несколько сел: свое личное владение – село Ивановское, село Петровское и слободу Ямскую. С 1553 по 1567 год монастырю отошли село Сосняг, сельцо Федоровское и Половецкое с прилегающими к ним деревнями, а также Гребневская пустошь и места для рыбной ловли на реке Нерль.

Монаршие особы не только посещали монастырь, но и щедро одаривали его

Кроме того, царь Иван Грозный пожаловал 500 рублей на строительство собора святого Феодора Стратилата в честь рождения сына. Позднее его сын, царь Феодор Иванович, также одаривал монастырь: по его грамотам в 1587 году монастырские владения приросли двумя селами – Ильинским и Тюшиным.

Прекрасный каменный собор по сей день остается настоящим шедевром русского зодчества и великим историческим памятником.

При Романовых монастырь продолжал развиваться во многом благодаря монаршим благодетелям. Царь Михаил Федорович Романов присоединил к монастырским вотчинам новые села с деревнями, слободку и специальной грамотой утвердил за обителью мельницу на реке Трубеж.

В этот монастырь Переславля-Залесского часто наведывался царь Петр I и члены его семьи. В 1692 году Петр Алексеевич и его брат Иоанн Алексеевич внесли свой вклад в казну монастыря в размере 100 рублей, подарили предметы церковной утвари, церковное облачение и позолоченные царские врата. Через два года по их желанию в Феодоровский монастырь был послан мастер, чтобы устроить колодец, а из Пушкарского приказу пришло пять рублей на покупку книг для певчих.

Можно сказать, что Петр I был особым попечителем монастыря. Среди множества государственных дел он находил время на размышления о его развитии. И это были не только вклады, но и плодотворные идеи и дела, например, касающиеся новых занятий для монахинь – развития ремесел. Именно Петр I в 1722 году привез сюда ткацкие станки из Германии. По Пушкарскому приказу пришли телеги с первоклассным льном и шерстью. Приезжали мастерицы, которые учили ткать и прясть сестер и непостриженных девиц. И они прославили монастырь своими дивными работами: вышитыми гладью и золотом иконами и хоругвями, великолепными ткаными изделиями, среди которых были ковры, ризами, бельем и даже прекрасной обувью. Слава о художественно-ремесленных мастерских монастыря и мастерицах вышла за пределы России. При этом основная пряжа изо льна поступала на полотняный завод в Петергофе, а деньги – в монастырскую казну.

В 1710 году царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, дала средства на строительство нового теплого Введенского храма. Через четыре года она пожертвовала средства на храм Казанской иконы Божией Матери при лазарете. Заметим, что этот храм строился из камня, несмотря на Указ Петра I от 1714 года, налагавший запрет на возведение каменных строений по всей России. По заказу царевны для главного собора монастыря в 1706 году была написана Иерусалимская икона Матери Божией.

Середина XVIII века запомнилась как наивысший расцвет обители. У нее появилось подворье в Москве, а на территории в Переславле-Залесском были построены корпуса под больницу и кельи, трапезная, хозяйственные постройки, приходская школа для девочек. В 1726 году императрица Екатерина I издала Указ, который касался ремесленных мастерских монастыря. Согласно этому документу, монахини должны были совершенствовать мастерство и передавать свои знания. Произведенную пряжу разрешалось продавать в Москве на мануфактурных дворах, таким образом пополняя казну обители.

В середине XVIII века у обители появилось подворье в Москве

Император Николай II был частым гостем монастыря и молился в его главном соборе, а хор монахинь несколько раз сопровождал его в заграничных поездках.

В 1913 году в жизни страны произошло важное событие – празднование 300-летия царствования дома Романовых. Торжественные мероприятия в феврале начались в Санкт-Петербурге, продолжились в Москве и Костроме, а в мае завершились путешествием по древним городам России. Так произошло Высочайшее посещение 45-летним императором Николаем II и его семьей Владимирской губернии: Владимира, Суздаля, Переславля и Боголюбова монастыря. 23 мая император был в Переславле-Залесском. Он посетил Никитский и Даниловский монастыри, а затем – Феодоровский. Здесь Николай II и его семья присутствовали на службе в соборном храме великомученика Феодора Стратилата и получили благословение от схимонахини Елены. В монастыре императора одарили старинными иконами, Евангелием, ризами. В память о визите царской семьи сестры посадили липовую аллею: она растет и сегодня, напоминая о многом.

Старые фотографии: окна в минувшее

То, как прекрасен и величественен был Феодоровский монастырь, можно понять, рассматривая фотографии С. М. Прокудина-Горского, русского фотографа, химика, изобретателя, издателя, члена Императорского Русского географического общества, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ, пионера цветной фотографии в России, создателя «Коллекции достопримечательностей Российской империи»

8 (5).jpg
Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. 1911 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru

Снимки, сделанные в 1911 году и входящие в альбом «Район Волги и ее притоков», запечатлели монастырь. В них есть подлинность и тихое умиление от овеянной святостью красоты. На одной из фотографий, охватывающей общий вид обители с юго-западной стороны, за белой монастырской стеной виден стоящий в центре собор великомученика Феодора Стратилата и колокольня. У стен – поля с аккуратными снопами.

На другом фото – живописный вид, открывающийся от стен монастыря. Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел вход и выход из монастыря; церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; такие раритеты, как фелонь, одна из которых – дар царицы Анастасии Романовны. На этих замечательных исторических снимках есть и часовня, поставленная в трех верстах от монастыря на месте рождения сына Ивана Грозного Феодора Ивановича. На этих фотографиях остановилось время, остановилось для того, чтобы рассказать нам о том, что было, и дать совет, как быть сейчас.

9 (4).jpg
Вход в монастырь Феодора Стратилата. 1911 год. Источник: prokudin-gorskiy.ru

Зима. На белом снегу белый собор. Чистота, дарованная небом. Колокольный звон. В монастырь ведет дорога. Это наш путь к Богу. Это наша молитва великомученику Феодору Стратилату, воину и защитнику, с просьбой о мире и простом человеческом счастье.

Ольга Сокиркина 24 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить