Икона Богоматери «Владимирская» в храмах Москвы и Московской епархии

Владимирская икона Богоматери – одна из самых почитаемых. В Московской епархии восемь храмов, освященных во имя иконы Божией Матери «Владимирская», а также восемь престолов в храмах иного посвящения. Все эти храмы – действующие. Во Владимирском храме села Никитское Раменского района сохранилось несколько аналойных образов Владимирской Богоматери. В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии (далее – ЦАК) находится не менее 15 икон Богородицы «Владимирская», в том числе на металле. В основном это образа XIX столетия.

1.jpg
Владимирская икона в храме святителя Николая в Толмачах

Образа Владимирской Богоматери узнаваемы, при этом имеют различные иконографические нюансы. Но иногда происходит даже сближение с другими иконами Богородицы, принадлежащими к типу «Умиление». Некоторые иконы совпадают с образом Богоматери «Феодоровская» характером одежд, особенным очертанием мафория на Ее голове, очень высоким; другие напоминают Тихвинскую или Донскую.

Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление». В традиции этого типа – диалог между Матерью и Сыном. Младенец Христос прикасается щекой к Богоматери. При этом Младенец – в движении, полном энергии и удивительного неземного равновесия – бережно обнимает Ее левой рукой за шею, а правую руку простирает к Ее плечу.

Впоследствии было написано множество списков: «в меру» чудотворной иконы, аналойные образа и др. Иконописцы по-разному раскрывали содержательную часть образа. Иконы этого типа отмечены сочетанием движения и покоя: Младенец и Богоматерь находятся во взаимном общении, но взгляды созерцательны, иногда даже будто погружены в себя. Поздние списки передают положение руки Младенца под мафорием Богородицы.

Иконы этого типа отмечены сочетанием движения и покоя

Древняя чудотворная Владимирская икона написана византийским мастером в XII веке. Она находится в храме святителя Николая в Толмачах. Древние летописи сообщают о том, что икона была привезена из Константинополя в Киев и находилась среди сокровищ женского монастыря в Вышгороде; князь Андрей Боголюбский перенес ее в свою столицу во Владимире. Затем Владимирский образ занял особое место в сердцах москвичей: после торжественной встречи – «сретения» – его в годину нашествия грозного Тамерлана, они воздали хвалу Богоматери за чудесное избавление города и основали монастырь в честь этого события. Ныне икона находится в церкви при Третьяковской галерее: перед образом можно помолиться во время богослужения, а в дневное время можно поклониться, воспользовавшись переходом из Третьяковской галереи.

В Богоявленском кафедральном соборе в Елохове находится монументальный образ Богоматери более метра высотой в массивном киоте. Мафорий Богородицы украшен рисунком из широкой каймы с массивными кистями. Образ начала XX столетия соединяет черты поздних икон, которым присуща задушевность, и при этом поражает своей величавостью. Богоматерь представлена как Царица Небесная и земная: «Радуйся, на Небеси присно славимая; радуйся, и на земли величаемая» (акафист перед иконой Богородицы «Владимирская», икос 1).

Образ в иконостасе храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери создан иконописцем Псково-Печерского монастыря монахом Алипием (Оборотовым). Он имеет 18 клейм, в числе которых двунадесятые праздники и избранные сюжеты – из Cтрастного цикла и церковной истории: Положение во гроб Иисуса Христа, Положение ризы Богородицы во Влахернах, Покров Богоматери, Сретение иконы Владимирской Богоматери и другие. Образ в среднике является близким списком древнейшей иконы в Третьяковской галерее. Икона написана в изысканной коричневой палитре, что придает копии древнего образа особые благородство и величавость.

Образ на столпе в старом соборе Сретенского монастыря, бывший келейным, – дар 1994 года архимандрита Иоанна (Крестьянкина) возрождающейся обители. Риза Младенца нарядная, Он препоясан серо-голубым поясом. Живопись ликов изысканная, кажется, что Младенец едва касается щеки Богоматери, и так тонко написаны плави, что есть ощущение воздушной среды между ликами. В жестах Христа и Царицы Небесной – бережность друг ко другу. Икона обрамлена полями, на которых орнамент в виде розеток, колокольчиков. Образ написан человеком, хорошо знакомым со столичной культурой того времени: в различных памятниках начала XX столетия мы видим сочетание разных новых стилей: неорусского, модерна, византийского. Это вполне своеобразное и новое для того времени направление проявилось в том числе в художественном изображении различных арочек, килевидных завершений, кокошников: рама иконы из Сретенского собора увенчана своеобразным городчатым узором.

2.jpg
Владимирская икона из собора Сретенского монастыря

В храме святителя Николая на Маросейке Владимирский образ в иконостасе нижнего храма имеет на нижнем поле развернутую по горизонтали композицию «Сретение Владимирской иконы Божией Матери в Москве». Образ торжественен, средник иконы является близким списком древнейшей иконы в Третьяковской галерее. В том же храме находится настенная роспись, имеющая программу, посвященную новомученикам Российским: напротив композиции «Царственные мученики» – сюжет с белокаменным храмом посередине; на его стене – образ Владимирской Богоматери, осеняющий шествие к Престолу Божьему святителей в чине новых мучеников.

В храме Николы в Звонарях «Владимирская» – на иконе Воскресения со Страстями Христовыми, среди других избранных Богородичных икон. Некоторые почитаемые в XIX веке образа выделены на этой иконе масштабом: «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина» и другие – те самые, к которым обращались с теплой молитвой в житейских нуждах. Владимирский же образ Богоматери не выделен размером, занимает скромное положение и находится во втором нижнем ряду. Некогда эта икона была написана для храма, поскольку на ней множество святых, то есть она может считаться и минейной (месячной).

В храме в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» в Тимонино Московской области – небольшая, «пядничная» икона. Богородица прижимает к Себе Младенца правой рукой. Образ написан скромными живописными средствами. На одеждах Христа – клав (нашивка на одежду в виде полосы), который символизирует Его особое посланничество в мир. Он написан светлой краской, а не золотым цветом. Правой рукой Младенец обнимает шею Матери, но не касается ее.

Новые иконописцы иначе, с доступной им глубиной раскрывают тему ласкания Богородицы и Сына

Есть Владимирская икона и в храме святителя Николая села Жегалово (в черте города Щелково Московской области). Особенностью списка этого образа является корона на голове Богоматери. Изображение короны или венца появляется в иконах XVI века. Пожалуй, особенно известен Владимирский Волоколамский образ Богоматери, вложенный в 1572 году в Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря приближенным царя Ивана Грозного Малютой Скуратовым (Григорием Бельским) и находящийся в музее Андрея Рублева. Икона имеет двойное название – «Владимирская Волоколамская». Она считается чудотворной и, в силу почитания образа, имеет немало списков. В этой и другой иконах воспроизведен живописными средствами имевшийся на оригинале золотой чеканный венец с короной от оклада 1410-х гг., дополненный драгоценными камнями в 1514 г.

3.jpg
Владимирская Волоколамская икона

В Государственной Третьяковской галерее – образ XVI столетия, происходящий из Троице-Сергиевой лавры, поступивший в 1933 году из антиквариата. Взор Богоматери мягок, он останавливается на Младенце, будто ласкает Его: новые иконописцы иначе, с какой-то им доступной глубиной раскрывают тему ласкания Богородицы и Сына. Минимум деталей, классическая отделка каймы мафория Богоматери в виде золотых линий не заслоняют основное впечатление от музыки образа.

На иконе из ЦАКа мы видим оливковый цвет фона и суровый лик Богоматери, характерные для московской школы конца XVI – начала XVII веков. Пропорции иконы (крупная голова, формат иконы, близкий к квадрату), неровность надписания сообщают, скорее, о древности образа. Скорее всего, это прекрасная работа провинциальной мастерской XIX века под старину. Это художественное письмо в традициях московской школы времен последних Рюриковичей и первых Романовых, с разбеленными нимбами – для создания эффекта света, упрощенное осмысление древнего величественного подлинника.

4.jpg
На южном фасаде Успенского собора Московского Кремля

На южном фасаде Успенского собора Московского Кремля представлен большой образ Богоматери Владимирской. Богородице предстоят поклоняющиеся архангелы. Вся композиция обращена к Соборной площади. Владимирский образ называют палладиумом, то есть защитой, опорой земли Русской. Иконы Богоматери Владимирской создавались и как семейные, домашние: в храме села Анискино хранится скромная икона в латунном окладе конца XIX – начала XX веков. Камерные по звучанию иконы были также востребованы в Новое время. Вместе с созданием в Новейшее время лирических образов, таких как дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в наши дни создаются новые копии с древнего образа Богоматери Владимирской. Например, такая икона находится в храме Донской иконы Богоматери в Мытищах, она была написана вскоре после возрождения церковной жизни в этом храме.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить