Икона Божией Матери «Слово плоть бысть» Албазинская

Великое Албазинское стояние

На Дальний Восток православная вера пришла сравнительно недавно, в XVII веке.  В это же время в Приамурье появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть» Албазинская, являющаяся бесценным сокровищем всей Русской Церкви. Наименованию иконы послужили строки из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию…» (Ин. 1: 1, 14).

1 - 2023-03-22T104124.256.jpg
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Албазинская»

Албазинская икона благоговейно чтилась во всем Амурском крае. Свое название она получила от Албазинского острога, основанного в 1650 году знаменитым русским землепроходцем, атаманом Ерофеем Павловичем Хабаровым-Святитским на месте городка даурского князя Албазы.

Подлинно русский этап в истории Албазина начался в 1665–1666 годах, когда на это место переселилась небольшая группа из казаков и крестьян во главе с Никифором Романовичем Черниговским. «Мало кто может представить себе ту концентрацию духа русских первопроходцев, – пишет о начале подвигов казаков иеромонах Игнатий (Чингвинцев)[1], – величину их героизма и самопожертвования за други своя, которые позволили за считанные годы присоединить и удержать за ослабленным в то время смутами и войнами Русским Царством огромную, почти неосвоенную, девственную территорию на востоке от Уральских гор»[2].

Появление русского острога на берегах Амура сильно раздражало китайского императора, мечтавшего завладеть русской Сибирью. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, здесь произошло первое столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но она стала и началом борьбы.

Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы

В июне 1658 года враги сожгли Албазин, опустошили русские земли и угнали в Китай местное население. В это чрезвычайно трудное время Пресвятая Богородица явила знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись восстановить Албазин, пришел вместе с духовенством старец Гермоген[3] из Киренского Троицкого монастыря и принес с собой благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», с этого времени именуемую Албазинской. «Сюжет чревоношения святой чудотворной иконы давал русским землепроходцам осознание исторического значения их дела для Российского государства как изъяснения всей их героической жизни в свете чревоношения русской православной цивилизации на Дальнем Востоке. Чувство сопричастности Небесной Заступницы рода христианского в великом деле освоения восточных рубежей животворно действовало на всю жизнь горстки русских смельчаков в кругу многочисленных врагов, героически преодолевающих множество препятствий»[4].

2 - 2023-03-22T104126.648.jpg
Святой преподобный
Гермоген Албазинский

В 1671 году блаженный старец в полутора километрах от Албазина основал небольшую обитель, где впоследствии пребывала святая икона «Слово плоть бысть». Албазин обстраивался. В двух храмах города: в честь Вознесения Господня и во имя святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники.

Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального русского государства, находило у русских защиту от набегов китайцев.

В Москве не забывали о нуждах далекой амурской окраины: в 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1681 году принял решение о посылке «в дауры» «людей духовных: архимандритов, игуменов или священников». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому крещению.

В июне 1684 году богдыхан, император Сюань Е, приказал цзянцзюню Сабсу, командовавшему войсками на Амуре, уничтожить у Албазина посевы на русских полях. Но Сабс даже под страхом смертной казни не смог выполнить этот приказ. Разгневанный император сместил его с поста главнокомандующего. «Китайцы же рассказывали, что маньчжурское войско не допустила к Амуру красивая Белая Женщина на белом коне, Которая шибко топтала, топтала маньчжурские ряды воинов, пытавшихся подойти к Амуру. Так уже сказывался покров Божией Матери над русским войском»[5].

Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому крещению

Между тем 4 июня 1685 года маньчжурское войско числом более 5000 ратников вновь осадило Албазин.  Потеряв 100 человек из 450, албазинцы, имевшие в своем распоряжении три пушки и около 300 пищалей, отбили приступ, но были вынуждены начать переговоры о капитуляции. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступничеством этот град. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ императора об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

3 - 2023-03-22T104130.313.jpg
Осада крепости Албазин. Гравюра из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария». Амстердам, 1692

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началось героическое пятимесячное «Албазинское сидение», занимающее почетное место в истории русской боевой славы. К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 800 его защитников осталось 150 человек. Для продолжения войны этих сил было недостаточно. К тому же в 1689 году в Нерчинске был заключен русско-китайский договор, согласно которому территория, на которой находился острог, отошла к Китаю. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу. Укрепления были срыты и уничтожены казаками. Старец Гермоген, возвращаясь в свой Усть-Киренский монастырь, перенес Албазинскую икону Божией Матери в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

«Отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с российскими владениями»

4 (88).jpg
Генерал-губернатор
Н.Н. Муравьев-Амурский

Прошли многие годы, и наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Геннадием Ивановичем Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Примечательно, что 14 мая 1854 года именно Албазинской иконой был благословлен поход, который завершил работы Амурской экспедиции 1849–1855 годов и подготовил окончательное присоединение левобережья Амура к России.

Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими. В 1858 году казаки 2-й конной бригады Забайкальского казачьего войска основали Албазинскую станицу. Летом этого же года в Приамурье появилось более тридцати поселений, из них три города: Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

История города с чудным названием Благовещенск неотделима от его церковной истории. Первое русское поселение появилось здесь в XVII веке, когда Ерофей Хабаров основал в месте слияния двух рек: Амура и Зеи – Зейский острог. Чуть позже патриарх Никон снарядил в эти края первую православную миссию. Однако после заключения Нерчинского договора (1689 год) русским пришлось покинуть левобережное Приамурье, но желание освоить эти земли не оставляло наших предков. Через два столетия, в 1856 году, сюда на плотах прибыли 60 казаков, основавших Усть-Зейский военный пост. Почти все они погибли в первую же зиму.

История города с чудным названием Благовещенск неотделима от его церковной истории

Отряд, поместившись в вырытых землянках крайне скученно, подвергся страшным лишениям из-за холода, голода и болезней. Первый амурский священник Александр Сизой прибыл в Усть-Зейский пост годом позже. С собой он привез походную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и святой антиминс. Этот храм стал первым зданием Благовещенска.

5 (49).jpg
Священник Александр Сизой 

В 1858 году генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский подписал Айгунский договор с Китаем, по которому весь левобережный Приамурский край отошел России. В мае этого же года, в день святителя Николая, Н.Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий прибыли на Усть-Зейский казачий пост. Генерал-губернатор написал императору Александру II: «Считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий в настоящую поездку на Амуре высокопреосвященный Иннокентий… заложил 9 мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, то и полагаю приличным дать новому городу наименование "Благовещенск"».

6 (33).jpg
Святитель Иннокентий (Вениаминов)

В 1868 году Благовещенск стал хранителем главной Амурской святыни: чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть». В этом же году епископ Камчатский Вениамин, преемник святителя Иннокентия, вернул Амурскому краю его славную святыню. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в июне 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

В Богохранимом граде Благовещенске

Святой образ «Слово плоть бысть», прибыв в богохранимый град Благовещенск, с каждым годом являл чудеса, происходящие по горячей молитве перед ним.  Однако новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование и еженедельное чтение акафиста, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносной язвы». Упование верующих людей не было посрамлено: с осени этого же года в Благовещенске и его окрестностях пошли на убыль, а вскоре и вообще прекратились страшные эпидемии дифтерии и скарлатины, уносившие множество жизней. Заступничеством Пресвятой Богородицы и по усердным молитвам к Ней смертоносная опасность миновала. А в 1895 году указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь святой Албазинской иконы Божией Матери, который ежегодно стал отмечаться 22 марта (9 марта по старому стилю).

Поскольку Албазинская икона Божией Матери изображает чревоношение Богоматерью Богомладенца, то было замечено, что благодатная Небесная помощь особенно быстро приходит по молитвам беременных женщин, а также во время родов. Преосвященный Гурий стал свидетелем чуда избавления своей близкой родственницы от смертельной опасности в родах. Именно во время чтения акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Богоматери больная благополучно разрешилась здоровым младенцем. Есть многочисленные свидетельства о подобных исцелениях и в наши дни, когда по просьбам верующих отверзаются Царские врата в кафедральном Благовещенском храме или в других церквах Благовещенской епархии и служатся молебны о здравии носящих во чреве и рожениц с чтением акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Божией Матери или перед ее списками.

Благодатная Небесная помощь особенно быстро приходит по молитвам беременных женщин, а также во время родов

Святыню Приамурья, икону Божией Матери «Слово плоть бысть», благоговейно почитал государь-страстотерпец Николай II. Святой Царь, еще будучи наследником престола, во время своего кругосветного путешествия в 1891 году посетил Благовещенск. Он молился у этой иконы, а также в первом храме города в честь святителя Николая Чудотворца. Незадолго до отъезда из Благовещенска цесаревич «отцу протоиерею Кафедральному Александру Сизому передал в сафьяновом футляре изящную сребропозлащенную лампаду с эмалевыми разных цветов просветами для иконы Пресвятой Богородицы Албазинской. Заинтересовавшись историей святой иконы, цесаревич Николай пожелал видеть и место явления сей Святыни   Приамурья – Албазин, что и свершилось при дальнейшем пути его следования по Амуру».

7 (19).jpg
Триумфальная арка в Благовещенске

В память о посещении города гостем, столь важным и уже тогда всеми любимым, на городской площади, прилегающей к набережной, жители воздвигли Триумфальную арку, где был устроен особый помост для служения благодарственных молебнов Господу Богу и Его Пречистой Матери. Арка была разрушена в послереволюционные годы, а в наше время восстановлена. (По материалам Благовещенских Епархиальных ведомостей).

Святыню Приамурья, икону Божией Матери «Слово плоть бысть», благоговейно почитал государь-страстотерпец Николай II

Начало ХХ века ознаменовалось для Благовещенска трагическими событиями. Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. 19 дней враг стоял перед беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Епископ Иннокентий (Солодчин) при участии духовенства и жителей города непрестанно служил перед Албазинской иконой Божией Матери молебны с акафистом.

Благовещенск осыпался градом снарядов, но убитые при этом исчислялись единицами. Состоящий почти весь из деревянных построек, при зное и страшной сухости, при частых взрывах снарядов город оставался цел и невредим от столь естественных, можно сказать, неминуемых при данных обстоятельствах пожаров.

Кафедральный собор Божией Матери, расположенный на берегу Амура, был целью для обстрела врага на близком расстоянии, однако ни один снаряд, ни одна пуля не коснулись его.

Покров Богородицы, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По преданию, сами китайцы рассказали, как вновь они видели в те дни, что по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Покров Богородицы, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом

Для всех православных жителей города это событие стало зримым доказательством знамения чудесного заступничества Божией Матери, не оставляющей Своей защитой усердных молитвенников к Ней. Тогда же жителями Благовещенска было решено ознаменовать произошедшее избавление строительством нового каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

После этих военных событий лета почитание и благоговейное поклонение перед святой чудотворной Албазинской иконою Божией Матери не могло уже ограничиваться лишь Благовещенском и близлежащими к нему поселениями.

С 1902 года, после праздника Святой Троицы, Албазинская икона стала ежегодно совершать длительный путь по Дальнему Востоку «для благодатного молитвенного утешения православных насельников Амурского края». Он торжественно начинался с крестного хода от разных церквей города к кафедральному собору. Икону несли на носилках, украшенных хоругвями, в сопровождении многих людей она следовала из деревни в деревню. Святыню вносили в каждый дом. Обычно хозяин встречал святыню хлебом-солью в воротах «со всеми чады и домочадцы» земными поклонами. Икону устанавливали на столе, где обычно стояла чаша с зерном и укреплялись свечи. Читали Евангелие, которое покоилось на голове одного из домочадцев. Крестный ход отправлялся далее до Зейской переправы. Затем на специальном пароходе вверх по Амуру он переправлялся до Николевска-на-Амуре, вниз по его притокам и на остров Сахалин. Примерно через два месяца Албазинская икона возвращалась в Благовещенск.

Любимым православным народом образом «Слово плоть бысть» 5 октября 1916 года освятили Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, которым завершалось 25-летнее строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Следовательно, таким образом был освящен не только мост, но и весь Транссиб.

8 (12).jpg
Освящение и открытие «Алексеевского моста» через Амур, 1916 г.

В 1917 году в России случилась революционная катастрофа. В Благовещенской епархии было много церквей, два монастыря, работали церковно-приходские школы. Все, что копилось многими десятилетиями, за 20-е и 30-е годы ХХ века было практически уничтожено.

В 1924 году кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 года по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске. В числе 73 церковных предметов была и Албазинская икона Божией Матери. С этого времени и вплоть до возвращения ее Православной Церкви святыня находилась в закрытых хранилищах Амурского областного краеведческого музея.

Наш Дальний Восток

В начале ХХI века, как и в XVII веке, Россия начинает думать о своих дальневосточных рубежах. Православная Церковь посылает туда первых миссионеров. Нелегко пришлось назначенному в 1994 году на Благовещенскую и Тындинскую кафедру епископу Гавриилу. Первую свою Литургию на амурской земле владыка вынужденно служил в здании бывшего костела, так как из существовавших до революции 20 православных храмов в городе не осталось ни одного. Деревянная Никольская церковь, свидетель подвига первых поселенцев, простояла больше века, но и она в 1980 году была уничтожена.

Первым, за что взялся владыка, было строительство кафедрального собора. К 2003 году всем миром был построен и освящен красивейший каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте Никольской церкви, рядом с могилой отца Александра Сизого, первого ее настоятеля. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области: генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию, первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому.

Первым, за что взялся владыка, было строительство кафедрального собора

В конце 1991 года православные жители Благовещенска начали говорить о возвращении чудотворной иконы Амурской земли. Отец Валентин Полищук «держал фронт»: именно он с помощниками собирал подписи (5 127 подписей!), именно он доказывал властям, что это возвращение – воля народная. И доказал настолько, что дошло до верхов, до министерства культуры РСФСР. И – произошло чудо. Министр культуры Юрий Мефодьевич Соломин подписал приказ о передаче иконы 30 октября. В это время икона еще хранилась в музее. Заранее, через газеты, был объявлен день, 17 ноября, и час выноса иконы из музея.

9 (10).jpg
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Возвращенная чудотворная икона Русской Православной Церкви из музейных фондов величественным крестным ходом при большом стечении народа, к великой радости верующих, была перенесена в Гавриило-Архангельский храм: он тогда был единственным в городе.

У многих прихожан и жителей Благовещенска на всю жизнь остался в памяти тот торжественный и радостный, первый после столь длительного перерыва крестный ход с чудотворной святыней. Очевидцы тех событий сообщают о многих необычных моментах, происшедших при этом. Так, в морозный ноябрьский день, после того, как икону перенесли в храм, пройдя значительное расстояние по улицам города, остались живыми и надолго сохранились цветы, украшавшие лик Богоматери на святой иконе. Когда же икону занесли в храм, то на ней после изморози появились капельки влаги, но стекли они симметрично из уголков глаз Божией Матери. Участники крестного хода восприняли это как чудесное знамение благоволения Царицы Небесной важному событию в духовной жизни Приамурского края: третьему явлению великой святыни Приамурья, чудотворной иконы, по их вере и молитвам, а также предстательству перед Господом их славных предков.

За возвращением Русской Православной Церкви святой чудотворной иконы Албазинской Божией Матери последовало и возрождение всей Благовещенкой епархии. Многочисленные чудеса, происходящие от иконы, записываются в летописи храма.

С Албазинской – по Амуру

Трудами архиепископа Гавриила с 1997 года возродилась традиция крестных ходов с Албазинской иконой по Дальнему Востоку. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, по случаю 200-летия со дня рождения Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, просветителя Приамурского края, апостола Америки и Сибири, празднование которого было объявлено по значимости Международным (ЮНЕСКО от 10.12.1996 г.) и Общероссийским (постановление президента №2175 от 06.12.2006 г.), совместными усилиями Благовещенской и Хабаровской Епархий с 25 мая по 9 июня 1997 года было организовано миссионерское путешествие с чудотворной иконой Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть» на теплоходе «Миклухо-Маклай» от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Этот маршрут повторял путь, который святитель Иннокентий, а затем и другие церковные руководители края ежегодно проделывали, знакомясь с вверенной их духовному водительству всей Дальневосточной Россией. Во время тех путешествий совершалось освящение вновь построенных храмов, строились веси и закладывались города.

В конце апреля 2000 года Албазинская икона на военном самолете совершила путешествие на Сахалин. А 1 мая этого же года она отправилась в специальном вагоне поезда из Благовещенска в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На обратном пути были остановки в Иркутске и Чите, где перед ней смогли помолиться благодарные жители этих городов.

В 2006 году совершилось трехдневное путешествие Албазинской иконы по Амуру. Об этом событии рассказала газета «Амурская правда». В селе Константиновка люди пришли с хоругвями, крестами и целым морем цветов. Многие держали в руках зажженные свечки. Встреча константиновцев с духовной Покровительницей Дальнего Востока была до слез трогательной. Икону спустили на берег и крестным ходом понесли на приход в честь Святых равноапостольных Константина и Елены. Сменяя друг друга, чудотворную святыню несли то священники, то пограничники. По словам паломников, их молитвенные песнопения, обращенные к Пресвятой Богородице, были громче, чем раскаты грома. Хлынувший на участников крестного хода дождь никого не испугал, ведь с ними была чудотворная икона Божией Матери. К храму люди подошли до нитки промокшие, но счастливые.

Перед путешествием паломников благословил архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Он напомнил, что традиция сплавов с Албазинской иконой по Амуру началась в дореволюционные времена, но потом была утрачена. Теперь пришло время возродить ее, чтобы духовно поддержать жителей отдаленных населенных пунктов.

10 (3).jpg
Крестный ход с Албазинской иконой по Дальнему Востоку

В четверг к вечеру теплоход прибыл в порт Поярково, где икону и паломников верующие встретили хлебом-солью. На борт теплохода с иконой спешили капитаны и матросы с других судов, чтобы поклониться Албазинской иконе, попросить у Богородицы здоровья себе и близким, а также попутного ветра.

Матерь Божия Своей чудотворной Албазинской иконой, как и прежде, охраняет и освящает наши дальние границы. Об этом свидетельствовал Сергей из Хабаровска на молодежном форуме имени святых Царственных страстотерпцев: «Надо сказать, что и в наши дни, по свидетельству захваченных хабаровскими погранцами китайских браконьеров, китайцы часто видят проходящую по русскому берегу Светлую Женщину невероятно большого роста, которая внушает им трепет…»[6].

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов: «О, Всеблагая Богородительнице, непраздных жен в родах Помощнице и Взбранной Воеводе победительная, от нашествия иноплеменных Крепкий Щите, Православие в концех земли Российстей укрепи и подай душам нашим велию милость»[7].


[1] Игнатий (Чигвинцев) – игумен, настоятель прихода иконы Албазинской Пресвятой Богородицы. Село Албазино Амурской области.

[2]Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Святая земля Албазина// ЖМП. 2000. №12. С.59.

[3] Ермаген Албазинский, Киренский († 1690) - иеросхимонах, строитель Усть-Киренского во имя Святой Троицы мужского монастыря и Албазинского Брусянского Спасского (Амурского) мужcкого монастыря.

[4] Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Албазинская святыня: Книга об истории Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть бысть». Благовещенск, 2006. С. 8.

[5] Там же. С. 8.

[6] Чудотворный Хабаровский список Албазинской иконы Божией Матери. Ч.2 // http://suzhdeno.ru/my/sergiy77/page3/.

[7] Тропарь. гл. 3.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить