Икона царей и святителей

Достославная икона Богоматери Владимирская – одна из самых почитаемых святынь на Руси. В ее судьбе явно воплотился неведомый людям Промысл Божий о государстве Российском.

2.jpg

Особенность чудотворного Владимирского образа такова: уже многие столетия он несет сокровенную тайну своего создания. Церковное предание говорит, что этот образ Божией Матери  написал евангелист Лука на доске от стола из дома в Назарете, за которым трапезовал в юности Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. В подтверждение этого предания в июньской Минее, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона службы иконе поется: «Твой, Богомати, всечестный образ, Богогласный Евангелия Христова списатель, пребожественный Лука, написав…»

Но в научном мире время создания иконы до сих пор вызывает разногласия и дискуссии. Многие ученые считают, что исторические, искусствоведческие и реставрационные данные, анализ стиля иконы указывают, что она была создана в Константинополе в начале XII века византийским мастером (или мастерами). Однако подчеркнем, что крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства В.И. Лазарев писал о Владимирской иконе Богоматери с Младенцем: «…Художественное наполнение этих ликов оставляет далеко за собой все то, что до настоящего времени дошло до нас от византийской живописи». Он же отметил, что «живописный характер фактуры Владимирской иконы коренится, вне всякого сомнения, в эллинистической традиции, почти никогда не умиравшей на византийской почве. Та подчеркнуто живописная манера, в которой выполнено лицо Младенца, прямо восходит к эллинистическому иллюзионизму, возникшему на греческой почве уже в III веке до н.э. и отсюда перешедшему непосредственно в позднеэллинистическое и раннехристианское искусство». «То есть I век н. э. – время жизни апостола Луки», – комментирует эти слова искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Ее иконах». А мы вместе с ученым и богословом Михаилом Дунаевым, для которого «обсуждаемой проблемы» просто не существовало, считаем: «Вопрос же «а является ли именно эта икона тем подлинником, который принадлежит кисти святого евангелиста» – вопрос для верующего человека неистинный и праздный, ибо и оригинал, и все списки с него едины по пребывающей на них и действующей через них святой благодати».

Принято считать, что до половины V века икона оставалась в Иерусалиме, а при императоре Феодосии Младшем была перенесена в Константинополь. На Русь Владимирскую икону в XII веке привезли как дивный дар из столицы Византии в столицу русичей – Киев, где она и пребывала в Вышгороде.

На Русь Владимирскую икону в XII веке привезли как дивный дар из столицы Византии

Промыслительно, что именно эту икону князь Андрей Боголюбский сделал своей Путеводительницей и Покровительницей. В 1155 году он тайно увез святыню в родную Ростовскую землю. С этого времени начинается славная история самого чтимого образа на Руси. Уже на пути от него как источника благодати совершилось множество чудес.

Во Владимире, на Клязьме, жители встретили князя с радостью. Оттуда он направился в Ростов, но лошади, везшие икону, встали на месте, называемом Боголюбово. Долго и горячо молился князь Андрей перед иконой, а ночью Богоматерь явилась ему со свитком в руке и открыла Свою волю: икону дальше везти не надо, возведи для нее храм во Владимире, а сам прямо на этом месте создай обитель в честь Ее Рождества и замок, и правь с перепутья.

Князь Андрей послушался и вскоре перенес во Владимир свой княжеский стол. Заповеданный храм он построил очень быстро. Успенский Владимирский собор ослепительно горел и блистал: верха – в золоте, двери церковные – в золоте, паникадила – золотые, серебро, жемчуг; смотреть на собор – «светлость некую зрети». В день поставления иконы Богоматери в соборе князь Андрей, основатель нового государства, объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской и Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор – главным храмом Русской земли. Там икону Божией Матери назвали Владимирской, и она стала национальной святыней на Руси. С этого момента все самые знаменательные события в нашем государстве решались перед этим  образом.

1.jpg
Успенский собор во Владимире

В 1300 году митрополит Владимирский и Всея Руси Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону – главной святыней. 

Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви: запечатанные имена избираемых (жребии) полагались на пелену в ее киот, после молебна вынимался один из жребиев, распечатывался царем, и имя избранного оглашалось народу.

В XVI веке Москва наследует славу Рима и Константинополя, Киева и Владимира, а Успенский собор Кремля наполняется святынями из многих стран, городов и весей христианского мира. Он становится величайшим духовным средоточием святости, как некогда им была константинопольская священная София. В свете этих представлений древняя чудотворная икона Богоматерь Владимирская воспринимается также как символ богоизбранного Московского царства. В церковно-политической жизни Москвы возрастание роли этой иконы, как Одигитрии, неотделимо от формирования в умах русских людей идей духовной и государственной преемственности византийского наследия. Создается образ Святой Руси, ведомой и защищаемой Богоматерью – в Ее чудотворной Владимирской иконе. 

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские самодержцы. Накануне этого события совершалось всенощное бдение Воскресению Христову и Пречистой Богоматери – чудотворной Ее иконе Владимирской. На другой день, прибыв в Успенский собор Кремля, царь шел к Владимирской иконе Богоматери, и Ей пели молебен. Перед самым помазанием он прежде припадал к чудотворной иконе. И в продолжение всей своей жизни русские цари оказывали особое благоговение  иконе Пресвятой Богородицы Владимирской.

1.jpg
А. Я. Головин. Эскиз к опере "Борис Годунов".

В 1547 году перед этой иконой великий князь Иван Васильевич венчается на царство. Михаил Федорович, став государем всея Руси, каждый праздник Владимирской иконы был на службе в храме Рождества в Сенях, а его сын Алексей Михайлович, ставший царем в 1645 году, почти всегда молился на крестных ходах в честь иконы Владимирской Богоматери. 

Царь Петр Алексеевич однажды хотел предать казни 1500 стрельцов в новый 1699 год. Патриарх Адриан решился ходатайствовать перед царем и, взяв в руки икону Богоматери Владимирской, в крестном ходе отправился во дворец. Петр прогневался: «Знаешь ли, что значит сей образ? Зачем ты сюда пришел? Ступай назад скорее и отнеси святыню в священное место. Я боюсь Бога и почитаю Его Матерь столько же, сколько и ты». Несмотря на столь суровый ответ, ходатайство Патриарха было не бесплодно. Некоторых молодых стрельцов Петр помиловал и разослал по окраинам государства. Казнено было 800 человек.

При нашествии Наполеона на Россию 26 августа 1812 года, день Бородинской битвы, пришелся на праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери. Состоялся крестный ход с чудотворной иконой. С ней обошли вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. От Сретенских ворот до Арбатских шествие двигалось между двумя рядами раненых, которые крестились, глядя на это отрадное для них знамение веры и благочестия. 

День Бородинской битвы пришелся на праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери

1 сентября, когда войска неприятеля были уже вблизи Москвы, икона покинула древнюю столицу и недолго время пребывала в Муроме. В конце октября, когда Москва была освобождена, чудотворный образ отправился в обратный путь. В Неделю Ваий 1813 года, после восстановления Успенского собора, в него из Сретенского монастыря была торжественно перенесена Владимирская икона Царицы Небесной и поставлена там, где и стояла прежде, – у Царских врат на левой стороне.

1.jpg
В. Серов. Коронация. 1896

В конце XIX века, 14 мая 1896 года, перед иконой Богоматери Владимирской совершилось коронование святого императора Николая II. Время его благочестивого и плодотворного царствования было невероятно напряженным и мятежным, к тому же началась великая война. Первая Мировая оказалась более жестокой и кровопролитной, чем все предыдущие военные кампании. В августе 1915 года положение русской армии стало критическим, всероссийский император Николай Александрович принял на себя Верховное главнокомандование. В мае 1916 года по воле государя из Москвы на фронт была привезена чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Положение на передовой сразу улучшилось.

С военной точки зрения, предстоявшая в 1917 году неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении императора лишил армию и государство Божией помощи. О надвигавшейся катастрофе государю дано было знать пред ликом чудотворной Владимирской иконы Богоматери 26 февраля 1917 года, когда он находился в могилевской церкви, где почувствовал мучительную боль в середине груди. «Я едва выстоял, – писал он императрице, – и лоб мой покрылся каплями пота. Я не помню, что это было, потому что сердцебиения у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал на колени пред образом Пречистой Девы».

2 марта 1917 года император Николай подписал Манифест (хотя некоторые современные историки в этом сомневаются) – Россия осталась без царя. Это совершилось, как вспоминал полковник А.А. Мордвинов, перед великой православной святыней – чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Всем известно, что в день отречения государя-страстотерпца Николая Александровича была явлена икона Державной Богоматери, но то, что в это же время император в последний раз в своей жизни молился перед Владимирской Ее иконой, – факт малоизвестный. 

Ровно через восемь месяцев, день в день, 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой был избран Патриарх всея Руси. 

2.jpg

По непостижимому Промыслу Божию в один и тот же день, 17 июля по новому стилю, одинаково жестоко были преданы и убиты благословленные Богоматерью через Владимирскую икону на самодержавное служение первый русский великий князь Андрей Боголюбский и последний государь, император всея Руси Николай Романов с супругой, детьми и верными слугами. 

Вместе с государем-страстотерпцем Николаем II ушла и императорская Россия, и «народная власть» начала грабить церкви, устраивать массовые казни, на Соловках был открыт первый концлагерь – для собственного народа. А чтимую всеми русскими святыню в 1918 году отправили на реставрацию. Затем она перешла в Государственный исторический музей, а потом – в Третьяковскую галерею, где многие годы экспонировалась в залах древнерусского искусства. 

Почти полвека спустя Россия вновь обратилась к своей Покровительнице и Путеводительнице. Владимирская икона Богоматери пришла на помощь русскому народу, когда он в 1991 году отказался от узаконенного атеизма, и безбожная советская власть рухнула. Но это духовное освобождение нашей страны было связано с социальной катастрофой. В истории России начался смутный, тяжелый период, вновь рвалась связь времен, нация раскололась и не могла найти согласия ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего. 

Владимирская икона Богоматери пришла на помощь русскому народу, когда он отказался от атеизма

Единственным островом спасения оставалась Русская Православная Церковь.

Вскоре, в конце сентября и начале октября 1993 года, Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: непримиримое противостояние исполнительной и законодательной властей.

Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину, чтобы сделать все возможное для предотвращения кровопролития и налаживания переговоров между конфликтующими сторонами. Патриарх Алексий II чудом, через доверенных лиц, вывез спасительную для России икону Владимирской Божьей Матери из Третьяковской галереи в Елоховский Собор и вместе с тысячами соотечественников молился о том, чтобы Бог помиловал и уберег Россию.

1.jpg
Источник: сайт Елоховского собора

Рядом с Патриархом молились и митрополит, а ныне Патриарх Кирилл, и другие архиереи. Владыка Кирилл рассказал, что Святейший так проникновенно и горячо молился, что с него буквально градом тек пот. Во время молитвы Святейшему стало плохо прямо перед Владимирской иконой, случился сердечный приступ.

Несмотря на трагический конец этого противостояния, милостью Божией наша страна не обрушилась во мрак гражданской братоненавистнической войны, возможно, унесшей бы тысячи жизней. Полковник Сергей Донцов, привозивший икону Богородицы из Третьяковки в Елоховский собор, сказал, что «из тупика вражды вывела Россию Владимирская икона Божией Матери». Мы ведь не знаем, что бы могло быть, если бы не народная молитва у Хранительницы всея Руси.

Прошел год после тех страшных дней, Москва залечивала раны. И совершилась радость для всех верующих сердец: 3 июня 1994 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В этот день впервые за многие десятилетия из Третьяковской галереи в историческое место своего пребывания была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Пред ее святым ликом был совершен молебен, а потом она снова вернулась в музей.

Особым событием в жизни Церкви стали юбилейные дни, связанные со Сретением Владимирской иконы Божией Матери в Москве.

2.jpg

Шестьсот лет прошло с того дня, когда благодарные москвичи учредили на месте встречи иконы Божией Матери Сретенский монастырь. Каждый год в дореволюционное время из Успенского собора Кремля износили Владимирскую икону Божией Матери и несли ее крестным ходом сюда, в Сретенский монастырь, молясь Пресвятой Богородице, чтобы Она помиловала всех православных людей России, несмотря на многие заблуждения, которые часто бывали в нашем отечестве.

8 сентября 1995 года из Успенского собора Московского Кремля после Литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Государственной Третьяковской Галереи принесли на поклонение Владимирскую икону. После стольких лет заточения чудотворная икона, наконец, пришла в храм, освященный в ее честь. Накануне у стен монастыря собрались православные москвичи. Люди ждали всю ночь, чтобы в день праздника, с волнением и радостью в душе, подойти к Владимирской иконе, благоговейно припасть к ней и, как повелось из древних лет, самим ощутить дивное чудо встречи с великой святыней земли Русской.

Литургию в этот праздничный день совершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В тот же день, 8 сентября 1995 года, Патриархом был освящен установленный в монастырском дворе каменный резной памятный Крест-Распятие.

Спустя несколько лет после всех этих знаменательных событий завершилось музейное «пленение» святыни Земли Русской. Сотрудники галереи создали православную общину и образовали приход. Они добились, чтобы церковь Святителя Николая в Толмачах стала действующим храмом, более того – домовой церковью галереи. В ноябре 1992 года ее настоятелем был назначен протоиерей Николай Соколов. Когда реконструкция храма уже завершалась, 7 сентября 1996 года в храм была принесена Владимирская икона Божией Матери.

С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме в Толмачах

С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме. А сделано это было во многом благодаря трудам директора галереи Валентина Алексеевича Родионова. Он смог наладить с Церковью самые добрые взаимоотношения, что позволило, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, «верующим молиться перед святыней, а ценителям искусства беспрепятственно созерцать древнюю иконопись».

Очень верится, что Путеводительница земли Русской в свое время вернется в Успенский собор.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   11 июля 2022, 12:07
Спасибо за статью.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить