Икона «Взыскание погибших»

Сказание о покаянии Феофила

Имя этой иконы принадлежит к числу наиболее трогательных наименований, какими только была названа Пречистая Дева, и выражает глубокую и благородную мысль человечества о Богоматери как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений нет. Сохранилось только древнее сказание «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век). Пресвятая Дева явила Свою благодатную силу над духовно погибшим экономом храма в малоазийском городе Адане монахом Феофилом.

Он отличался доброй жизнью, но был оклеветан и отстранен от послушания. Впав в отчаяние, обратился за помощью к волхву, по наущению которого отрекся от Господа. Однако Феофил раскаялся в содеянном и многие дни и ночи провел в посте и молитве перед иконой Богоматери, называя Ее Взысканием погибших. Пресвятая Дева исходатайствовала грешнику прощение прегрешений и явила Себя Взыскательницей погибших, как повествует сказание.

В нем открывается великая сила образа «Взыскание погибших». Тайна его состоит в том, что Матерь Божия взыскует через него не только погибающих, но даже уже погибших, даруя последнюю надежду не надеющимся уже ни на что. Об этом поется и в тропаре иконе: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дева, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды, и спаси нас». А молитва монаха Феофила, содержащаяся в сказании, послужила основой для молитвы, читаемой перед образом «Взыскание погибших». 

Этой иконой Богоматерь дарует нам последнюю надежду, чтобы не прийти в совершенное отчаяние и уныние, видя свои тяжкие и, кажется, неисправимые грехи. Эта надежда состоит в том, что Матерь Божия может достать кающегося грешника даже из ада. 

1.jpg

Этот образ отличается следующими иконографическими особенностями: Богоматерь изображена в положении сидя, Младенец, стоящего на коленях Своей Пречистой Матери и приникающий щекой к Ее лику, обнимает Ее десницей. Руки Богоматери с плотно сцепленными пальцами образуют кольцо вокруг фигуры Младенца Христа, что также является достаточно редким изображением. В иконописной традиции XIX века существовало несколько устойчивых иконографических вариантов этой иконы, когда Богоматерь изображалась с покровенной или непокровенной главой, иногда не воспроизводилось характерное положение Ее рук. На некоторых иконах слева помещалось изображение окна с пейзажем. Все вышеперечисленные варианты иконографически восходят к одному типу.

В Звонарях

В Москве до революции было две чтимых иконы «Взыскание погибших». Празднование совершалось так: начиналось в Палашовском переулке у «большой», первой и главной, а потом, на следующий день, иерархи служили в Звонарях у второй иконы, а потом опять в Палашах. 

Вторая икона, находившаяся в храме святителя Николая (ок. 270–345) в Звонарях, была встроена в большую иконную стенку. Над ней находилось изображение Рождества Богоматери, по обе стороны – Архангелы, а внизу икона Успения. 

Существует предположение, что этот образ когда-то являлся семейной реликвией графов Воронцовых, на чьи средства и был построен храм святителя Николая. На иконе Богоматерь изображена вместе с предстоящими Ей святыми, вероятно, покровителями этого дворянского рода. По причине многих милостей, истекавших от иконы, владельцы не дерзнули более держать святыню у себя и передали в церковь для общего почитания.

В феврале 1919 года в храм святителя Николая в Звонарях на должность настоятеля был назначен ревностный служитель Церкви Христовой протоиерей Александр Зверев (1881–1937). Все приходившие в церковь видели живую, искреннюю веру настоятеля и чувствовали с его стороны неподдельную любовь и заботу. Вокруг уже бушевали революционные страсти, гремели призывы искоренить святое Православие, а в центре Москвы еще теплились лампады и звучали церковные песнопения.

Когда в 1930-х годах в Москве начали закрывать храмы, отец Александр дал обет каждое воскресенье после вечерни петь нараспев полный акафист иконе Богородицы «Взыскание погибших», что и исполнялось. После каждого пения он проводил беседы. Сколько отчаянных грешников поставил отец Александр на путь покаяния! Многие с именем батюшки на устах (прося его молитв) отошли в вечность, а ведь были они на краю гибели.

«Что ты за батюшку цепляешься, когда у тебя такая Покровительница? Я передаю тебя Ее покрову»

А в 1933-м году его взяли. Прощание и последние советы остались в памяти большинства прихожан и принесли свои плоды в дальнейшем. Одной горько плачущей женщине, которая спрашивала: «Как же я подниму без вас своих девочек, ведь только вашим руководством мы и жили», отец Александр, подведя ее к иконе «Взыскание погибших», ответил: «А ты поручи их Царице Небесной, смотри, как нежно Она на тебя смотрит. Что ты за батюшку цепляешься, когда у тебя такая Покровительница? Я передаю тебя Ее покрову, а ты поручи Ей своих девочек». Впоследствии одна из этих девочек часто посещала храм, сохранила живую веру, крестила своего мужа, ухаживала за старой свекровью, которую тоже привела в церковную ограду. 

2.jpg

Отца Александра из Бутырской тюрьмы отправили в ссылку в северный край в город Каргополь. Три раза батюшку ненадолго выпускали на свободу, но потом снова подвергали аресту. Находясь далеко от Москвы, он никогда не забывал своих духовных чад, по возможности посылая им письма. 16 ноября 1937 года протоиерей Александр Зверев был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово. Так подвиг его самоотверженного служения Богу и Церкви завершился мученическим венцом. Отец Александр был причислен к лику святых для общецерковного почитания постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года.

После ареста настоятеля верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм действующим, однако их прошение не было принято во внимание. На него была наложена следующая резолюция: «Ходатайство верующих отклонить, церковь ликвидировать. 11.03.34. П. Смидович».

В конце весны 1934 года храм святителя Николая в Звонарях закрыли. Распоряжение властей гласило: «Принимая во внимание, что участок по Рождественке, 15/8, на котором находится церковь Николая, подлежит застройке жилым пятиэтажным домом Совколхозстроя, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, указанную церковь закрыть, а здание ее снести». Но Господь не дал уничтожить Свой храм. После закрытия церковь в Звонарях была обращена в склад. В середине 1960-х годов здание храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нем кафедру рисунка. Внутреннее его убранство было полностью уничтожено, во двор свозили мусор. Поруганная и оскверненная, но чудом не стертая с лица земли святыня ждала своего обновления.

Из закрытого храма все святыни вынесли, с икон сняли золото. С чудотворного образа «Взыскание погибших» были сняты дорогая риза и украшения, а саму икону прихожане сначала принесли в церковь преподобного Сергия (1314–1392), что в Пушкарях. А после закрытия этого храма и расстрела его настоятеля отца Николая Толгского (1886–1937) (в 2000 году Архиерейским Собором протоиерей Николай Толгский причислен к лику Новомучеников Российских) в какой-то момент икона исчезла.

После долгих поисков она была найдена духовной дочерью отца Александра Зверева выдающимся искусствоведом, доктором исторических наук Ольгой Ильиничной Подобедовой (1912–1999) на чердаке московского храма святых мучеников Адриана и Наталии на Мещанской.

Позже она рассказала об этом в своих воспоминаниях: «Я вошла на чердак, и буквально от моих ног до конца, до окна, лежали на полу, плашмя, штабелями иконы. Но у окна стояла только одна наша икона Божией Матери. Какими-то судьбами между этими иконами пробралась, завернула ее и увезла. Привезла ее домой и поставила у себя в комнате». После ее замужества икона перешла к Надежде Александровне Кавелиной.

3.jpg

В 1979 году Надежда Кавелина серьезно заболела. Врачи обнаружили рак и предсказали скорую смерть. Перед последней операцией Надежда Александровна посетила Пюхтицу, куда и ранее любила приезжать помолиться с сестрой. После поездки ее состояние улучшилось, и она прожила еще два года. Все это время она не разлучалась с дорогим ей образом Царицы Небесной и завещала передать его в храм после ее кончины. Ее сестра Ольга Александровна исполнила последнюю волю почившей, выбрав для передачи иконы Пюхтицкую женскую обитель.

В 1990-е годы монастырь в Эстонии оказался в так называемом ближнем зарубежье. Сократился поток богомольцев, труднее стало русскому паломнику посещать монастырь. Появилась необходимость во владении хотя бы часовенкой на территории России, чтобы и Пюхтица могла напоминать о себе, и люди могли бы пересылать в обитель поминания.

По просьбе игумении Пюхтицкого монастыря Варвары (Трофимовой; 1930–2011) и с благословения Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера; 1929–2008) монахиня Филарета (Смирнова; 1935–1921) занялась поисками храма в Москве под монастырское подворье и остановила выбор на закрытой в то время церкви Николы в Звонарях, полюбив всей душой именно ее.

8 июля 1993 года был подписан указ Святейшего Патриарха Алексия, в котором говорилось: «Считаем целесообразным образовать при храме Свят. Николая в Звонарях г. Москвы, по ул. Рождественка, 15/8 подворье Пюхтицкого (Куремяэского) Успенского женского монастыря. И. о. настоятельницы подворья назначается нами насельница данного монастыря монахиня Филарета (Смирнова), которой поручается попечение о скорейшем возобновлении богослужебной и монашеской жизни в учрежденном Подворье». 

Под заботливыми монашескими руками храму на Рождественке суждено было обрести вторую жизнь, воспрянуть из запустения. А вскоре, 17 февраля 1995 года, в него вернулась старинная святыня – икона пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Неразрывной нитью связала она далекую эстонскую обитель и храм святителя Николая в Звонарях.

Этот чудный образ Пресвятой Девы является теперь большим утешением для сестер и богомольцев. Матерь Божия слышит каждого, кто с верой и надеждой прибегает к «теплой Заступнице мира холодного», и простирает Свой покров над воссозданным храмом в центре Москвы.

Остается только дивиться неисповедимым путям Промысла Божия, вернувшего чтимую икону в родной храм.

В Палашах

А так называемая «главная икона», некогда находившаяся в Палашах, когда-то передавалась по наследству в одной благочестивой дворянской семье. Последний ее владелец овдовел и вскоре оказался в полной нищете. Тяжелое положение его усугублялось тем, что он имел трех взрослых дочерей и не мог достойно выдать их замуж без приданого. С горя он запил и постепенно пришел к мысли о самоубийстве. Находясь в таком крайнем отчаянии, он вдруг вспомнил о своей родовой святыне – иконе Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Усердная молитва перед этим образом удержала его от непоправимого шага и спасла от отчаяния. А вскоре попечением Богоматери судьба его дочерей-бесприданниц счастливо устроилась, и в дом вернулся достаток. Благодарный владелец счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и, по особому указанию, полученному в сновидении, передал его в храм Рождества Христова в Палашевском переулке, где образ стал почитаться прихожанами. 

4.jpg

В 1812 году этот храм был разграблен французами. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» была найдена расколотой на три части среди поруганного церковного имущества. При обретении иконы совершилось множество исцелений. Стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона Божией Матери была восстановлена.

Усердием прихожан в 1835 году прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божий Матери «Взыскание погибших», где икона простояла сто лет.

К началу ХХ века в первопрестольной было шесть храмов в честь этой весьма почитаемой москвичами иконы

В том же 1835 году в Москве была освящена церковь во имя образа «Взыскание погибших» при Александровском сиротском институте, а в 1862–1868 годах построена колокольня с надвратной церковью в честь иконы «Взыскание погибших» при храме Софии Премудрости Божией в средних Садовниках. К началу ХХ века в первопрестольной было шесть храмов в честь этой весьма почитаемой москвичами иконы. Ныне действующей является лишь надвратная церковь в Садовниках. Она возвращена верующим в 1994 году.

К этой иконе обращаются с молитвой невесты перед венчанием, прося благодатного брака, приходят к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибших детях. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Не об этом ли образе написал Михаил Лермонтов (1814–1841) в стихотворении «Молитва»:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

В Успенском Вражке

В советские времена, в 1935 году, храм Рождества Христова в Палашах был разрушен, но чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших» верующие спасли от безбожной власти. Он был перенесен в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Этот храм XVII века был построен в память торжественной встречи митрополита Московского, будущего Патриарха Всероссийского Филарета (Романова; ок. 1553–1633), возвратившегося из польского плена в июне 1620 года.

5.jpg

Образ «Взыскание погибших» помещен ныне в киоте слева от иконостаса на возвышении, покрыт искусно выполненной ризой.

Особенность иконографии этого образа заключается в том, что Пресвятая Дева изображена с непокрытой главой (вероятно, в связи с преданием о том, что Она отдала Свой покров для спасения грешника). Богомладенец Христос стоит по правую руку на коленях Богоматери, держащей Его обеими руками. Глава его касается щеки Богоматери. На полях иконы изображены святые небесные покровители прежних владельцев образа: мученик Мамонт (+ ок., 275), апостол Филипп, святая праведная Анна.

Празднование иконе установлено 5/18 февраля. Как уже говорилось, в прежнее время в этот день Литургию в палашевском храме совершали митрополиты московские и викарные преосвященные. В годы настоятельства в этом храме протоиерея Николая Величкина (1874–1935(?)) перед чтимым образом неоднократно служил святитель патриарх Тихон (Белавин; 1865–1925), пел хор под управлением выдающегося регента и церковного композитора П. Г. Чеснокова (1877–1944). По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; 1910–1990) этот храм был определен местом постоянного служения в Москве подвижника благочестия архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева; 1926–2003), бывшего викария Московской епархии и председателя издательского отдела Московской Патриархии. В храме Воскресения регулярно совершались богослужения архиерейским чином. По воскресным же дням вечером всегда читался акафист перед чудотворным образом «Взыскание погибших».

Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» постоянно подает помощь и исцеление от духовных и телесных недугов молящимся и взывающим к ней. Об этом неистощимом источнике милости и сострадания красноречиво говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

Прихожане храма Воскресения Словущего собирают описание всех случаев такой благодатной помощи от иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Моленный образ блаженной Матроны

В 1915 году в небольшом сельце Себино Тульской губернии блаженная старица Матрона, уже тогда известная православному люду, обратилась к своей матери с просьбой заказать икону Божией Матери «Взыскание погибших». Это повеление ей дала Сама Пречистая Богоматерь, явившаяся слепой от рождения подвижнице в чудесном сне.

6.jpg

Матрона рассказала матери: «Мне все снится икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Матерь Божия к нам в церковь просится». Блаженная сама объяснила, где найти изображение иконы: нужно было пойти к местному священнику, у которого в библиотеке лежит книга с этим образом. Священник был весьма удивлен, найдя на полке книгу с иконой Божией Матери. Когда сообщили блаженной, Матрона сказала: «Мама, я выпишу такую икону», то есть закажу. Мать не знала, как исполнить просьбу блаженной дочери, ведь написать икону – дело дорогое. Но Матронушка благословила приходивших к ней за советом и помощью пройти по окрестным селам и собрать деньги на написание иконы. Русские люди охотно жертвовали на образ, узнав, что его благословила написать блаженная Матрона.

Среди прочих жертвователей был один мужик, который дал рубль нехотя, а его брат ради смеха опустил только одну копейку. Когда Матроне принесли собранные пожертвования, она вынула из кружки эти рубль и копейку и сказала: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Собрав необходимую сумму, Матрона заказала икону в городе Епифани. Блаженная велела иконописцу покаяться и причаститься перед написанием образа. Он исполнил приказание, но работа у него никак не шла, о чем ему пришлось сообщить Матроне. На это она сказала: «Иди, раскайся в своих грехах». Художник был потрясен – откуда Матрона могла знать о том, что у него были нераскаянные грехи. Он снова исповедался и причастился. После этого Матрона сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

Когда образ был написан, Матрона сама пошла встречать его за четыре километра. Ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, близко. Через полчаса придут». Слепая будто видела икону перед собой. Действительно, через полчаса показался крестный ход. Встретив его, Матрона пошла с иконой, держась за нее, будто неся. И впоследствии весьма почитала и часто молилась перед ней.

Она не оставила Русь – Свой Благословенный Дом – и вымолила даже тех, кто отошел от Господа

Так пишет отец Геннадий Беловолов в книге «Икона Божией Матери “Взыскание погибших”»: «Зачем же блаженная старица Матрона благословила написать этот образ незадолго до начала Русской Голгофы? Этот образ стал моленной иконой одной из главных молитвенниц России ХХ века. Но смысл и значение его значительно шире. Образ был написан по явлению и внушению Самой Пречистой Богоматери в канун страшной катастрофы 1917 года. Он стал откровением всей России о грядущем на нее бедствии. Эту икону нужно поставить в один ряд с Державным образом Богоматери. Явлением иконы “Взыскание погибших” Матерь Божия приуготовляла Русь к годам гонений, к годам богоотступничества. В ХХ веке русский народ-богоносец отступил от Бога. Множество людей сняли с себя святой крест. Кто мог спасти в это смутное время обманутых и заблудших русских людей? Только Матерь Божия “Взыскание погибших”. Она не оставила Русь – Свой Благословенный Дом – и вымолила даже тех, кто отошел от Господа, возвращала их в спасительное лоно Церкви Христовой. Сколько было на нашем веку неожиданных обращений людей к Богу и Церкви! Ныне эта явленная и намоленная икона находится в Покровском монастыре у мощей св. Матроны. Знаменательно, что даже после своей кончины блаженная не рассталась со своим образом».

7.jpg

Четыре акафиста

С давних пор пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших» читается тот же акафист, что и пред иконой «Всех скорбящих Радость». Но в последние десятилетия молитвенная любовь нашего народа к этой иконе выразилась в написании трех новых акафистов.

Один из них ходил в годы гонений по рукам в рукописном виде, и его читали келейно. Он был найден в архиве чтимого батюшки, митрофорного протоиерея Григория Пономарева (1914–1997), который служил Богу и Его Церкви более 60 лет, прошел 16 лет сталинских лагерей. Основным местом его служения были Екатеринбургская и Курганская епархии. Господь уготовал отцу Григорию христианскую кончину – он преставился в одну ночь со своей супругой матушкой Ниной.

При жизни к нему приезжали многие верующие. Он давал им переписывать этот акафист и благословлял читать его, особенно за своих близких. Есть предположение, что отец Григорий сам составил этот акафист, поскольку, по словам его духовных чад, он близко связан с событиями жизни самого батюшки. Этот акафист был издан по благословению архиепископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова). Акафист является духовным памятником истории православной Церкви ХХ века.

Еще один, прежде неизвестный, акафист, чтомый пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших», был издан приходом храма Сошествия Святого Духа в Москве.

Кроме того, существует акафист, опубликованный в книге «Радуйся Невесто Неневестная! 60 акафистов Божией Матери», изданной в Троице-Сергиевой лавре в 2002 году.

Все эти акафисты свидетельствуют об особой духовной потребности нашего времени в образе Богоматери «Взыскание погибших».

Светлана Рыбакова 17 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить