Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

картинка 1.jpg
Введение во храм с житием Богоматери,
Иоакима и Анны. XVI век.
Государственная Третьяковская галерея

Событие, которое мы сегодня вспоминаем, происходило в Иерусалимском храме, построенном в VI веке до Рождества Христова. Во время появления здесь Богородицы храм стоял в своем внешнем великолепии: кровли, покрытые золотом, сияли ярким блеском под жарким палестинским солнцем. Но ветхозаветная святыня – храм Иерусалимский был лишь ступенью для «Храма, Палаты и Неба» – Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Иногда в интерьере храма между столпами изображаются херувимы и серафимы, чтобы подчеркнуть исключительность события. Важнейшая из тем праздника – явление в храме Богородицы как одушевленного Храма, вместившего невместимого Бога. Внутренняя часть храма ко времени Введения Богородицы во храм тоже была почти полностью восстановлена: он уже был убран кипарисом и кедром так же, как и первый Иерусалимский храм. И хочется вспомнить, что Дева Мария нередко сравнивается с ливанским кедром, кипарисом с горы Сион. Многие святыни храма были в то время утрачены, но Сама Пресвятая Дева была Чистым Кивотом и Кадильницей златой – так Ее называли пророки.

Важнейшая из тем праздника – явление в храме Богородицы как одушевленного Храма, вместившего невместимого Бога

Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях, а известно из более поздних апокрифических Протоевангелия Иакова и Евангелия Псевдо-Матфея, которые отражают устное предание и при этом дополнены деталями из библейских, в основном пророческих книг.

Праздник получил широкое распространение на Востоке с IX века, и с этого времени появляются его первые изображения – первоначально в составе цикла жития Богородицы в монументальных росписях, а немного позднее – в миниатюрах: в храмах сюжет Введения во храм нередко располагался напротив композиции Сретения, а в рукописях – в непосредственной близости. Мотив жертвы, тема встречи и ожидания звучат в церковных текстах, посвященных обоим праздникам. Кроме того, мотивы шествия Иоакима и Анны, а также Иосифа и Марии близки композиционно.

Иконы показывают исполнение обещания: трехлетняя Отроковица приводится в храм Господень по желанию и обету Иоакима и Анны, Ее родителей. Семейство встречает иерусалимский первосвященник. Мария преодолевает 12 внешних ступеней храма, и он проводит Ее на ступени алтаря, ставя на третью ступень жертвенника. По церковному преданию, первосвященником был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи.

картинка 3.jpg
Введение во храм. XIV век. Галерея икон,
Охрид

Сюжет Введения во храм – далекий от обыденного, при этом его изображение имеет камерные, как бы обыденные черты, но через внешнюю канву праздника видны духовные переживания его участников. Согласно Протоевангелию Иакова, включенному в минейные чтения, когда Марии исполнилось три года, Иоаким сказал: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы дитя не воротилось назад, и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень». Девы приглашаются, чтобы проводить в храм Господень Пресвятую Деву. Шествие с высокими светильниками в руках придает иконе торжественность. Девы стоят иногда позади Марии, а иногда замыкают шествие, подчеркивая тем его значительность. Они нередко поворачиваются друг ко другу, их движения лиричны, тогда как Мария устремлена вперед – в храм, и только в некоторых иконах слегка оборачивается назад. Девы иерусалимские одеты в разноцветные платья, а Мария – в характерный богородичный мафорий вишневого цвета – одежду всех замужних палестинских женщин того времени. Если на иконе изображаются юные девы, близкие Богородице по возрасту, то выглядят они по-детски, так что облик Марии Девы еще более обращает на себя внимание.

Следуя за евангельскими текстами, некоторые иконописцы и живописцы дополняют изображение праздника фигурой праведного Иосифа. Иосиф Обручник, принявший в свое время по жребию из рук первосвященника Захарии воспитанную в храме 12-летнюю Отроковицу Марию, стоит за спиной первосвященника с покровенными в знак благоговения руками или молитвенно-сосредоточенно держит руки у груди.

Разнообразны изображения храма Иерусалимского. Фигура Захарии помещается около наружных храмовых врат, на храмовой галерее с изысканными столпами. Чаще всего позади первосвященника находятся сень и Святая святых. Иногда Захария стоит перед затворенными вратами, напоминающими Царские врата иконостаса, при этом, если врата отверсты, позади первосвященника может быть изображен церковный престол.

Изображение на иконах распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы праздника, в которых Богородица называется «Дверь славная, помыслы непроходимая». Сравнение Богоматери с Престолом также находит место в православном богослужении.

картинка 333.jpg
Введение во храм. Вторая половина
XVI века. Государственный Владимиро-
Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Наличие в композиции русских икон деталей христианского храмового убранства отчасти объясняется тем, что детали обстановки Иерусалимского храма не были хорошо известны иконописцам и живописцам. При этом нужно понимать, что когда иконописцы досконально воспроизводили особенности интерьера православного храма с престолом и скромными «сельскими» паникадилами, то они понимали, что в Иерусалимском храме убранство было несколько иное. В русских иконописных памятниках изображаются как условные архитектурные фоны, в основном византийские, так и образы отечественной архитектуры: с одной стороны на иконах и в стенописи можно увидеть стилизованные башенки, а с другой – луковичные главки; можно увидеть стены с колоннадами, а можно – стены, подобные русским крепостным стенам. Но в первую очередь художники показывали, что Вхождение Богоматери в храм – начало эпохи Нового Завета.

В правом верхнем углу иконы изображена Мария под сенью: первосвященник Захария вводит Ее во Святая святых Иерусалимского храма, а Архангел Гавриил слетает к Богородице и питает Ее. Над головой Богоматери раскинута красная ткань – велум. В византийской и древнерусской иконописи эта ткань символически означает, что событие происходит внутри помещения: в нашем случае – в храме Иерусалимском.

Что еще мы знаем о том, что происходило с Богородицей после Ее Введения во храм? Блаженный Иероним Стридонский писал: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Жанна Курбатова 3 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить