Иконография Воскресения Христова

В Русской Православной Церкви иконой праздника Воскресения Христова стал образ «Сошествие во ад» Господа Иисуса Христа. Иконография праздника создавалась для события, очевидцев которого на земле не было. При этом сюжет иконы «Воскресение Христово» – один из наиболее распространенных в истории Церкви. Литературной основой иконографии «Сошествия во ад» является апокриф, так называемое Евангелие от Никодима. Это сочинение приписывается тайному ученику Христову Никодиму (см.: Ин. 7: 50). В XVI веке святитель Макарий полностью переработал русский перевод книги Никодима и включил его в свои Великие Четьи-Минеи. 

Исторические композиции, наглядно иллюстрирующие евангельские тексты о явлениях Воскресшего Спасителя, часто встречаются в храмовой росписи, располагаясь регистрами (ярусами) события после Воскресения Христова. Изображение Ангела, благовествующего стоящим у пустого гроба мироносицам о Воскресении Христа, на протяжении нескольких столетий оставалось в византийской иконографии единственным образом Воскресения. Затем сцена явления Христа женам-мироносицам встречается в росписях вместе с композицией «Сошествие во ад».

2.jpg

Воскресение Иисуса Христа исторически было представлено несколькими сюжетами: «Явление Ангела женам-мироносицам» и «Явление Христа Марии Магдалине». Икона «Сошествие во ад» отражает богословское содержание события Воскресения, которое мыслилось как победа Христа над адом и смертью. Исторические изображения Воскресения, подобные «Спящим воинам у храма-ротонды Воскресения Христова», не могли раскрыть эту тему. 

Иконография «Сошествия во ад» как образ Воскресения получила законченную форму к X веку. Христос стоит на крестообразно сложенных адовых вратах. Внутри в расщелине горы – замки и ключи от ада. Рядом с Христом иногда помещается указывающий на Него святой Иоанн Креститель со свитком в руке, это соседство основано на «Слове Евсевия о сошествии во ад святого Иоанна Предтечи». Неизменно выделяются из числа прочих святых цари и пророки Давид и Соломон. Постепенно, к XIII–XIV веку, вводится большое число персонажей: Авель с пастушьим посохом; множество праведников, которые выходят из саркофагов слева за Адамом, цари и пророки; в пещере ангелы связывают сатану. Чаще всего по обеим сторонам Иисуса Христа высятся горы, но иногда изображаются и постройки. 

Икона «Сошествие во ад» отражает богословское содержание Воскресения как победы Христа над адом и смертью

К XVII веку получает распространение иконография «Восстание Христа от гроба», и икона «Сошествие во ад» постепенно вытесняется этой композицией. Следуя западноевропейским гравюрам и живописным полотнам, художники изображают обнаженного Христа в препоясании, парящего над гробом с хоругвью в руке. Мандорла, которая передавала идею силы и славы Господа, заменяется изображением неявного облачного сияния или вовсе опускается. Иногда Спаситель представлен с разведенными в стороны руками, как бы показывая язвы от гвоздей.

3.jpg

Тогда же, в XVII столетии, появляется усложненная иконография Воскресения Иисуса Христа, в которой изображаются по вертикальной оси «Сошествие во ад», «Восстание Христа от гроба», Вознесение Христово и Троица Новозаветная. В эту композицию вводятся многие дополнительные сюжеты, которые также изображаются в среднике, то есть в центральной части иконы, – такие как «Петр у пустого гроба», «Явление на море Тивериадском», «Явление Воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе в Эммаусе». 

В центре композиции «Явление Луке и Клеопе» – Иисус Христос; по сторонам от Него сидящие ученики, позади служанка, глядящая из проема двери и подающая слугам блюда с едой, а также слуги. Совмещение центральных персонажей иконы с прислуживающими напоминает икону Троицы Ветхозаветной (преподобного Андрея Рублева) – и в этом нет ничего удивительного для позднего иконописания. В создании произведений часто использовались знакомые иконографические схемы, например, сидящий в пустыне Илия пророк с посохом узнаваем в иконе «Всех скорбящих Радость» в виде сидящего старца с палочкой.

В культуре XIX века особое место занимают иконы Воскресения Христова с праздниками. Хотя такие образа существовали и раньше, именно в это время они получают повсеместное распространение. В роскошном исполнении они заказывались для храмов в качестве праздничных. И в то же время, приобретенные в семью, они служили домашним иконостасом. Известно, что жители владимирских сел заказывали образ Воскресения у разносчиков – офеней: на оборотной стороне иконной доски кратко записывался заказ и затем доставлялся адресату. Такие иконы, включавшие в себя все основные праздники, пользовались спросом: изображения нередко схематичны, но они достаточно напоминали о событиях евангельской истории.

4.jpg

В середине такого образа – средник с изображением Воскресения, а по периметру иконы – клейма с двунадесятыми праздниками. Порой средник очень мал: его размер всего раза в три-четыре превышает размер клейм, зато сюжетов становится очень много. Помимо двунадесятых праздников, здесь размещаются сюжеты со Страстями Христовыми или почитаемые иконы Богоматери. В качестве центрального изображения мог быть выбран любой вариант Воскресения Христова, но в позднейшее время особенно полюбился сюжет «Восстание от гроба», в котором Христос в светлых «блистающих» одеждах, а рядом – поклоняющиеся Ему ангелы.

В углах таких «домашних» икон могли быть изображения почитаемых святых: святителей Николая, Власия Севастийского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона. Встречаются также иконы с четырьмя евангелистами по углам образа. В храме Покрова Пресвятой Богородицы села Хомутово Московской области икона Собора всех святых (Святцы) имеет небольшое изображение Воскресения Христова в центре. Святые здесь расположены по месяцам, образ поделен на горизонтальные регистры. 

Христос в стремительном движении протягивает руки Адаму и Еве, которые тянут к Нему руки, но кисти рук показаны расслабленными. Нередко на иконах святые в предстоянии Христу изображаются с руками, покровенными в знак благоговения, – в иконе же Воскресения показана близость Христа человеку.

Жанна Курбатова 25 апреля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить