Иконы Богоматери Владимирская: 10 иконографических, исторических и музейных фактов

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Но по молитвам перед этим чудотворным образом столица русского государства была спасена. В престольный праздник нашей обители представляем десять не всем известных особенностей Владимирской иконы Божией Матери.

1.JPG

1. Избранные клейма икон, или Лицевые сказания. Событие Сретения, или встречи образа Богоматери Владимирской, изображалось в иконах со Сказанием в отдельных клеймах, расположенных вокруг образа. На отдельных иконах с этим сюжетом, так же как и в клеймах, изображена встреча великим князем Василием Дмитриевичем, митрополитом Киприаном, боярами, духовенством и народом иконы «Богоматерь Владимирская». На втором плане условно представлен Московский Кремль со Спасскими воротами, из которых процессия вышла навстречу святыне. На иконе из Государственного музея-заповедника «Коломенское» начала XIX века показана граница Земляного города с Сухаревой башней и начало улицы Сретенки, по которой икону торжественно несли в Кремль. Похожим образом оформлено клеймо, посвященное другому событию: «Установление иконы Богоматери Владимирская в Успенском соборе в Москве», которое произошло в 1480 году.

2. Бытование икон. В Московской епархии 8 храмов, освященных во имя Владимирской иконы Божией Матери, а также 8 престолов в храмах иного посвящения. Все эти храмы действующие.

В Московской епархии 8 храмов во имя Владимирской иконы Божией Матери и 8 престолов в храмах иного посвящения

В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии находится не менее 15 икон Богоматери Владимирская, в том числе двусторонние. Поздние списки передают положение руки Младенца под мафорием Богоматери. Практически все 15 списков, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, повторяют объятия Богомладенца и Его Матери точно так же, как на древнем чудотворном образе, хранящемся ныне в храме святителя Николая в Толмачах. Некоторые из икон напоминают по иконографическим элементам и Тихвинскую, и Федоровскую, и Донскую. Одна из них, с приписными святыми на полях, принадлежит XVI веку (№ 1151); прочие иконы – в основном образа XIX столетия.

3. Предстоящие святые. Василий Блаженный был свидетелем чуда от иконы Богоматери, стоящей в Успенском соборе Москвы: при нашествии Махмет-Гирея он видел движение иконы, слышал шум и грозные слова Богородицы о том, что Она с чудотворцами московскими хочет уйти из города. На образе XVI века из Сольвычегодского историко-художественного музея блаженный Василий изображается предстоящим Владимирскому образу, расположенному в небесном сегменте. Преподобный Нил Столобенский часто изображается на фоне основанного им монастыря, а над обителью парят ангелы с чудотворным местнопочитаемым образом Владимирской Богоматери. На иконе с клеймами чудес (начало XIX века из собрания Ярославского художественного музея) в среднике прямо у левого плеча Богоматери помещена фигура архангела Михаила. Это изображение могло напоминать о видении ангелов с огненными мечами, которые в 1395 году устрашили Тамерлана, тем более что в клеймах иконы есть сюжеты, посвященные заступничеству Богоматери в годы лихолетий.

1.JPG

4. Наружные росписи храмов. На обращенном к Соборной площади южном фасаде Успенского собора Московского Кремля представлен огромный образ Богоматери Владимирской с ангелами по сторонам. Нынешняя декорация восходит к XVII веку, но образ создан в более ранние времена. Таким образом, в старину образ Богоматери, защитницы и покровительницы служил как бы воплощением преемственной связи Московского княжества с культурой Владимирской Руси. Во многих храмах XVII–XIX веков, посвященных Владимирскому образу, росписи с изображением этой иконы Богоматери осеняли главный вход. Они располагались в специальных киотцах, напоминая входящим о Божием милосердии (иконография образа относится к типу «Умиление»).

В старину образ Богоматери служил воплощением преемственной связи Московского княжества с культурой Владимирской Руси

5. Иконостасные образа. Во многих храмах образ Владимирской иконы был «местным», в том числе в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Палехские иконописцы в начале XIX столетия создавали многосложные образа, они так и назывались – «Иконостас»; эти иконы устанавливались в домашнем «красном углу». На полях таких икон писались изображения ангела-хранителя, семейных святых. На этих иконах в местном ряду слева от царских врат нередко писался образ именно Богоматери в иконографии Владимирской. Например, образ с изысканным и тонким письмом из Третьяковской галереи (Инв. 24415).

6. Иконы, связанные с монастырями и их насельниками. В ризнице и музеях Троице-Сергиевой лавры хранится множество икон Владимирской Богоматери. Большие образа выполнялись специально для монастыря, маленькие являлись вкладными и келейными троицких иноков. Одна из икон XIX века – с приписными святыми на полях: образами преподобного и святителя. На этом образе, возможно, изображение небесного покровителя насельника монастыря до пострига и его нового небесного покровителя в монашестве (ЦАК. № 1795). Известна икона (хранится в Государственной Третьяковской галерее), происходящая из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот. На левом поле иконы изображен преподобный Сергий. Предстояние Радонежского чудотворца образу Владимирской Божией Матери встречается также в его Лицевом житии.

7. Украшение иконы. Как драгоценный «убор» отобразился в иконографии. Икона Владимирская Волоколамская является списком с чудотворного образа XII века, сделанным в 1572 году по заказу Григория Бельского (Малюты Скуратова), сподвижника царя Иоанна Грозного, для Иосифо-Волоцкого монастыря. Список был дополнен изображением венца, очелья, украшенного жемчугом, которые воспроизводят драгоценный убор чудотворного образа. У этой иконы существуют реплики, для которых характерно изображение короны, но не прямо над головой Богоматери, а над нимбом. Таков поздний список с иконы, хранящийся в храме святителя Николая в селе Жегалово Московской области. В этой и других иконах живописными средствами воспроизведен имевшийся на оригинале золотой чеканный венец с короной от оклада 1410-х годов, дополненный драгоценными камнями в 1514 году.

1.JPG

8. Для князей и простолюдинов. В «Сказании о чудесах от Владимирской иконы Богоматери» прослеживается идея о том, что икона не на одном месте творит чудеса, а обходит весь мир. Про древнейший образ Богоматери искусствовед А. И. Анисимов писал: «Владимирская икона не замыкает в себе свой внутренний центр… Она обращена к необъятному миру молящихся… Место такого образа скорее в храме, чем в… домашней обстановке частного жилища». Князья заказывали для чудотворной иконы богатые оклады, для нее существовали целые комплексы полного драгоценного убора – с вышитыми покровами и пеленами, – пожертвованные разными знатными лицами. Однако в позднейшее время, в то время, когда чудотворный образ оказался под позднейшими записями, создается невероятное количество икон Пречистой Девы, Ее образа Владимирского, лиричного камерного оттенка. Такие иконы, иногда в числе других избранных образов Богоматери, заказывались жителями Владимирских сел у бродячих торговцев иконами – офеней. Иконы изготавливались, например, в селе Мстера. На них воспроизводились испещренные золотым ассистом одежды Богомладенца. На иконе из Богородице-Рождественского московского монастыря глаза и брови Богоматери так же, как и на древнем образе, четко очерчены, но взгляд Богоматери не строг и серьезен, а умиротворен: в нем – сострадательная милость и даже ласка.

9. В медной пластике. Такие иконы Богоматери Владимирской вплоть до позднейших, рубежа XIX–XX столетий, находящиеся в музейных и частных собраниях, являются, как правило, репликами древнейшего образа. Создавались эти иконы, медные и латунные, иногда украшенные разноцветными эмалями, в основном в старообрядческих мастерских. В них сохраняется, например, такая деталь, как изображение пяточки Богомладенца, развернутая наружу, как на иконе XII века. В навершии образа нередко помещалось изображение Спаса Нерукотворного.

10. Сокращенный извод. Извод иконы Богоматерь Игоревская сложился как уменьшенный вариант Богоматери Владимирская: Богоматерь на нем пишется оплечно. Списки точно воссоздают иконографию древнего образа из Третьяковской галереи либо черты образа круга преподобного Андрея Рублева, для которого характерен диалог между Матерью и Сыном: взгляд Богородицы устремлен на Младенца. Соответственно, в первых образцах Богоматерь смотрит на молящегося, а рука Младенца обнимает Мать под мафорием, в других иконах – Пречистая Дева ласково взирает на Младенца.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить