«Имя твое – как разлитое миро»

«И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень» (Ис. 66: 14). Перед Своими страданиями Господь обещал неотъемлемую радость Воскресения ученикам и всем возлюбившим Его: «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22). Следуя на непостижимые Свои Страсти, подставляя Свой лик на посмеяние и крайнее унижение, Он обещал, что радость Воскресения станет нетленной в душах всех верных Ему.

1 (1).jpg

Эта радость Воскресения воспламеняла сердца апостолов в течение сорока дней до Вознесения, когда Господь явился им. И она будет передаваться до конца времен верующим, всем тем, кто следует за Ним, неся свой крест. Слова Господа: «Увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» – носят парадоксальный характер. Человек, радующийся физическому присутствию того, кого любит, надеется услышать: «Ты снова увидишь меня, и твое сердце возрадуется». В словах Христа здесь важно то, чтобы милостивый взор Господа пал на человека.

Природное солнце, око видимого мира, сияет непрестанно и оживляет творение; видит ли человек свет или нет, он получает его благотворное воздействие. Нечто подобное происходит и в отношении Солнца Правды, Света Невечернего, Всемогущего Бога Иисуса Христа. Раны от Его страданий и жертвы становятся источниками вечного Света. Его глаза изливают Свет, освещающий весь духовный мир.

Даже когда глаза души человека не в состоянии увидеть Солнце Правды, к человеку тянутся лучи благотворного Божьего Света. Даже если у человека слабая вера и надежда, его освещает немеркнущий Свет Воскресения.

Раны от Его страданий и жертвы становятся источниками вечного Света

Божий взор обращен на каждого, подобно тому как Он внимательно и ласково смотрел за Своими учениками в их смятении и за мироносицами в их скорби.

Слова Господа: «Я увижу вас опять» – предвещают, что Его лучезарный и спасительный взор согреет человека, воспламенит его сердце, просветит ум и даст радость. Если природа человека не укреплена Святым Духом, его физические глаза не могут видеть тот Свет, который видели три избранных апостола, павшие ниц на землю на горе Фавор. Его видел и апостол Павел по дороге в Дамаск, когда он на короткое время ослеп.

У Бога никто не забыт, Он жаждет сердца каждого человека. Однако Он также устанавливает некоторые условия, через которые человек может удостоиться Его милости и отеческого любвеобильного внимания. Бог говорит пророку Исайе: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66: 2). Так и мы должны учиться на Его кротком и смиренном примере, трепеща от благоговения и страха, любя Его слово. Дабы Он мог направить на нас Свой беспристрастный любящий взор, сообщая нам мир и радость, которых никто не сможет отнять.

2 (1).jpg

Кротость и смирение – это добродетели человека, который не колеблется в вере, живет ли он или умирает. Он знает, что он принадлежит Богу, и опасается всякого отступления от Его заповедей. Следуя по стопам Того, Кто сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29), – он уже преодолел в себе смерть. Господь день и ночь внимательно взирает на такого человека, и Свет Воскресения все больше и больше освещает его сердце.

В период особой духовной остроты и пламенности – от Пасхи до Пятидесятницы – Церковь обильно подает Слово Божие своим чадам. Если они благоговейно созерцают его, Церковь приучает их через это не посрамлять радость Воскресения и не отгонять дыхание Святого Духа-Утешителя. В каждой фразе Евангелия скрыта глубокая тайна Божественной жизни.

Промыслом Божиим слова апостола Фомы открывают нам тайну смиренной веры, которая не может быть поколеблена ни жизнью, ни смертью. И сегодня через жен-мироносиц Церковь открывает тайну жажды по Богу и любви к Нему. После погребения своего любимого Учителя мироносицы приготовили благовония и масти, но затем, соблюдая обычай, «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23: 56).

В каждой фразе Евангелия скрыта глубокая тайна Божественной жизни

Огонь бесстрашия, алчбы по Богу и любви вспыхнул в их сердцах и придал им мужества преодолеть препятствия – огромный камень у гроба, воинов и угрозу своей собственной жизни. Уже ранним утром они побежали оказать подобающие почести Господу, какие полагались умершим. В Песне Песней об Имени Господнем говорится: «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2). Жены-мироносицы пожелали помазать ароматами Того, Кто дает форму и жизнь всему творению, Кто непрестанно изливает на мир Свои милости через Свою творческую и промыслительную энергию, по слову Его: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17).

Когда Слово стало плотью, пострадало, умерло и воскресло, Божественная природа Господа Иисуса совершила помазание человеческой природы, чтобы передать ей благодать, силу и святость. На протяжении веков Господь помазывал этим драгоценным миром всех принадлежащих Ему, тех, кто имеет кроткий, смиренный и безмятежный дух и в ком находит упокоение Его Дух: «Ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4: 14).

3 (1).jpg

Одной веры недостаточно для того, чтобы человек приблизился к Господу и познал Его, воскресшего из мертвых, но, как показывает пример жен-мироносиц, необходима еще и любовь. И такая любовь, от которой человек как бы сходит с ума, чтобы он не мог больше заниматься чем-то преходящим и изменчивым. И тогда увлеченный потоком Божественной любви, такой человек, по словам преподобного Силуана Афонского, «смотрит на мир, и не желает его, и не видит его». Он желает лишь быть угодным Господу и соединиться с Его Духом.

После Воскресения первые дары Пятидесятницы были ниспосланы людям, когда Господь явился Своим ученикам, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого». Свет Креста и Воскресения не только остается неугасимым в сердце верующего человека, но даже возрастает по мере приближения его к прекрасной и славной тайне Пятидесятницы. Освежающая роса Духа-Утешителя просвещает душу к познанию ее Спасителя и Жениха. Такой человек оказывается «научен Богом»: «У пророков написано: и будут все научены Богом» (Ин. 6: 45). И ему достаточно заглянуть в свое сердце, полное любви к Богу, где он обнаружит образ непорочного Агнца, который дает ему пример и обличает его неправду.

Когда туман отвлекающих помыслов окутывает образ Господа и суета житейских забот перекрывает Его кроткий глас, человек понимает, что он должен принести покаяние, чтобы не потерять сокровище, которое запрятано в его груди. В период ожидания Пятидесятницы верующим человеком овладевает жажда по водам благочестия, приносящим неописуемую свежесть по обетованию Господа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38). Эти реки живительной воды приносят бодрость и радость и сообщают сердцу человека энергию Святого Духа, что даже кости его расцветают, как молодая зелень.

Перевела с английского Александра Калиновская
Pemptousia.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить