Как древнеегипетский святой стал покровителем «служилых людей пушкарского чина»

Ко дню памяти аввы Пимена Великого

В Москве огромное количество церквей. Помимо храмов, освященных в честь двунадесятых праздников, значимых икон Божией Матери и святых, которые горячо почитаются русским человеком, в Москве существуют храмы, посвященные древним святым. Одним из таких является храм в честь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Несмотря на то, что главный придел храма посвящен Живоначальной Троице, в народном сознании он закрепился как храм преподобного Пимена Великого, в чью честь освящен правый придел.

1 (1).jpg

Преподобный Пимен родился в Египте, около 340 года. По достижении пятнадцатилетнего возраста будущий святой примкнул к своим старшим братьям, подвизавшимся в Скитской пустыне, где чуть позже принял иноческий постриг.

Имя Пимен (ποιμὴν) с греческого переводится как пастырь, пастух. Само слово ποιμὴν встречается в Евангелии от Иоанна – ἐγώ εἰμι ὁ ποιμὴν ὁ καλός, что на церковнославянском языке звучит как «А́зъ е́смь па́стырь до́брый». Пастух – образ любви и заботы о ком-либо, и преподобный Пимен являл их всю свою жизнь. Еще в молодом возрасте инок Пимен поразил одного из старцев заботой о чистоте своего сердца и услышал от него такие слова: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем огромного стада». Со временем преподобный Пимен стал духовным наставником приходивших к нему молодых монахов и приобрел большую славу среди людей, которые обращались к нему за духовным советом и наставлениями. Тем самым святой подтвердил пророческие слова старца, сказанные ему в юности. Авва Пимен почил в возрасте около 110 лет и спустя некоторое время был признан святым. А в знак его преданного служения Богу, смиренномудрия и скромности при жизни его стали именовать Великим.

2, превью.jpg
Преподобный Пимен Великий

Каким же образом в Москве появился храм в честь древнеегипетского святого? И в каком месте нужно ставить ударение в слове «Воротниках»?

Прежде всего стоит сказать, что храм в честь преподобного Пимена – единственный в России. Правда, раньше их было два и находились они на расстоянии версты друг от друга. К сожалению, один из храмов, называемый в народе «Пимен Старый», в начале 1920-х годов был закрыт, а в 1932 году разрушен. Сохранившийся до наших дней и никогда не закрывавшийся «Пимен Новый» стал своего рода духовным восприемником «Пимена Старого».

Из исторических источников известно, что храм был построен слободой ворóтников. Это особый отряд ратных людей, который охранял ворóтные (то есть проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV–XVII веках. Таким образом, ударение в названии храма и переулка правильно ставить на второй слог, так как словом, от которого произошло это наименование, является слово «ворóта», а не «воротни́к».

Ворóтники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду «служилых людей пушкарского чина». Они обслуживали имевшуюся при крепостных воротах артиллерию, появившуюся на вооружении русских пушкарей в XIV веке при великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. Также ворóтники выполняли некоторые полицейские и таможенные функции: они обязаны были следить за порядком проезда через городские ворота, особенно при въезде в Кремль, где была государева резиденция, не пропускать подозрительных людей и проверять ввозимые через ворота товары, запирать ворота на ночь и хранить ключи от них. Слобода ворóтников имела довольно закрытый уклад жизни, который подчинялся строгим правилам, прописанным в царских указах. Вступавший в воротники «приводился к вере» (то есть к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве».

Со временем для улучшения структуры города слободу ворóтников, располагавшуюся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переместили в село Сущёво. Там образовалась Новая Ворóтниковская слобода. На новом месте слободчане сразу же построили храм в честь Живоначальной Троицы с правым приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого считали своим небесным покровителем.

Историки считают, что почитание ворóтниками преподобного Пимена связано с разорением Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году. По свидетельству летописца, хан Тохтамыш хитростью взял неприступную оборону Москвы и разорил город. Случилось это накануне памяти преподобного аввы Пимена Великого 27 августа по старому стилю, 9 сентября по новому стилю. Летописец того времени утверждает: «Сиа вся приключися за умножение греховъ нашихъ».

3.jpg

Русь всегда славилась особым почитанием древних подвижников благочестия, таких как пророк Илия, святитель Иоанн Златоуст, священномученик Климент Римский, преподобная Мария Египетская и других. Судя по всему, слобода ворóтников в напоминание о страшном событии разорения города избрала своим небесным покровителем авву Пимена Великого.

«Новый Пимен» в начале был деревянным храмом, однако в 1691 году сгорел при пожаре. По благословению Патриарха Адриана храм был выстроен вновь, но уже из камня и освящен в 1702 году. В 1760–1770 годах была расширена трапезная часть и возведена новая колокольня, вновь перестроенная во второй половине XIX века. В период с 1796 по 1807 год был устроен и освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.

В конце XIX века настоятель храма протоиерей Александр Никольский, староста храма и приходской совет подали прошение о расширении храма. По проекту архитектора Д. А. Гущина в 1881–1882 годах были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы русского стиля и московского барокко. Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».

Когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием»

Через десять лет начался следующий этап строительных работ по новому проекту архитектора А. В. Красильникова, утвержденному в 1892 году, и храм значительно расширился на запад. К лету 1893 года была увеличена длина храма за счет распространения трапезной. Был перестроен первый ярус колокольни и добавлена паперть с шатровыми палатками. Это сделало приделы просторнее, а восточные столбы колокольни оказались внутри храмового пространства. Храм приобрел внешний вид и размеры, которые сохранились до наших дней. В 1897 году, после расширения храма, началось обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем отцом Василием Славским и старостой Сергием Крашенинниковым решил использовать эскизы росписей Свято-Владимирского собора в Киеве, выполненные известными мастерами, такими как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и другими. Основную роль в создании росписи сыграл Васнецов, основоположник русско-византийского стиля в живописи. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер русского модерна, выдающийся архитектор Федор Шехтель.

Сегодня, в престольный праздник, о храме и его небесном покровителе говорим с клириком храма иереем Димитрием Федоровым.

4.jpg
Иерей Димитрий Федоров

– Отец Димитрий, до Вашего назначения на приход Вы слышали об этом храме и об этом святом?

– Безусловно, слышал. О самом святом мы говорили в рамках семинарского курса, и меня тогда поразило, сколь живы и актуальны поучения преподобного в наше время. Их можно до бесконечности перечислять. Вот если мы берем отцов пустынников его же эпохи, то некоторые моменты в их трудах могут быть сложны для восприятия современного человека. А вот труды аввы Пимена настолько просты и понятны, что бери и принимай их как руководство к духовной жизни, поэтому, конечно, образ преподобного Пимена Великого в сердце с семинарской скамьи. О самом храме я услышал после назначения его настоятелем протоиерея Алексея Круглика, с которым мне выпала честь и радость служить на прежнем месте его служения, в храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице, именуемом «Малое Вознесение».

– Как давно Вы служите в этом храме?

– Уже четвертый год, с марта 2022 года.

– Что Вы почувствовали, когда впервые переступили порог этого храма? Расскажите, какие были мысли, эмоции?

– Впервые порог этого величественного храма я переступил, еще будучи в сане диакона, и, конечно, тот восторг, который охватывает, наверное, каждого человека, кто приходит сюда, был неописуем. Храм преподобного Пимена Великого, его внутренне убранство – большой проект Федора Шехтеля, прекраснейший иконостас из итальянского мрамора, да и вообще архитектура и живопись эпохи модерна не может не завораживать своей красотой. На самом деле торжество и восторг испытываю и по сей день, переступая порог храма.

– Эмоции до сих пор свежи?

– Да, так и есть, в том числе и потому, что каждый раз ты обращаешь внимание на что-то новое. Это может быть фреска, которую ты как будто заново видишь, или образ святого, день памяти которого выпадает на день твоего служения. Каждый раз удается пережить эти впечатления заново.

– Сложились ли у Вас личные отношения с преподобным Пименом?

– Абсолютно уверен, что преподобный авва Пимен является покровителем нашего прихода. Не только потому, что храм посвящен ему, но и потому, что какая-то особая обстановка складывается здесь вокруг его имени. Когда изучаешь историю и наследие нашего храма, то удивительным образом начинаешь подмечать какие-то связи, которые возникают вокруг тебя и вокруг твоих предшественников. Например, для меня таким удивительным наблюдением является пример священномученика Владимира Соколова. Вообще у нас четверо святых, которые служили в нашем храме. Вот один из них, священник Владимир Соколов, умер в ссылке в день памяти преподобного Пимена Великого. Так что у нас два, можно сказать, престольных торжества 9 сентября: день памяти преподобного аввы Пимена и батюшки, который достойно нес свое служение уже в XX веке, спустя столетия. И смотря на примеры Святейшего Патриарха Пимена и многих настоятелей, священников, в том числе и ныне здравствующих, понимаю, что преподобный авва Пимен до сих пор действует в этом храме и, наверное, смело можно сказать, что он здесь игумен.

Преподобный авва Пимен до сих пор действует в этом храме

– Можете выделить какую-нибудь характерную черту, которая отличает ваш храм от всех остальных в Москве?

– Мне кажется, что каждый храм по-своему уникален и каждый храм может рассказать что-то особенное о себе. Лично меня, и это исключительно мой опыт, поражает история храма, насколько она интересная и живая. Здесь никогда не было духовного застоя, всегда было и есть какое-то развитие, всегда кипела и кипит приходская жизнь. Например, в сложные советские годы тогда еще инок Платон, а затем монах Пимен собрал в этом храме хор из молодых ребят, а это человек семьдесят. В XX веке здесь несли свое служение удивительные священники: отец Борис Писарев, отец Александр Ветелев; всего не перечесть. На приходе всегда были священники, прихожане, которые горели Богом и приходской жизнью. Именно они для меня являются таким живым примером, и, конечно, хочется быть достойным их наследником, преемником.

– Как складываются сейчас отношения внутри прихода?

– На самом деле, как я и сказал ранее, приход преподобного Пимена лично для меня является чем-то уникальным. И священники, и прихожане тоже. Священники – это мудрые старшие собратья, и у каждого есть какая-то своя уникальная черта, у каждого есть своя нотка харизмы. Я стараюсь обращать внимание на то, кто как служит, проповедует, как общается с людьми, которые впервые переступили порог храма. И вот эта возможность наблюдать позволяет впитать столько, что сложно уместить в рамках нашей беседы. Такое живое наблюдение позволяет тебе учиться, впитывать и потом все это применять в своем священническом служении, поэтому отношения с клиром братские.

Прихожане приняли меня с любовью. Особенно молодое поколение, со многими мы хорошо дружим, помогаем приходу и совместно организовываем различные интересные мероприятия.

5.jpg

– Вы затронули тему хора, в частности то, что здесь в свое время был регентом будущий Патриарх Пимен. Как с хором обстоят дела в нынешнее время?

– Как человек, любящий историю, хочу подчеркнуть, что оценить события и даже участие хора должно спустя годы, когда уже проходит время, эмоции утихают, и вот тогда можно понять его действительное наследие. Но с точностью могу сказать, что хору уделяется самое пристальное внимание, поскольку это очень важная часть жизни прихода. Каждая кажущаяся мелочь является на самом деле чем-то грандиозным и важным. И хор в этой составляющей – это нечто фундаментальное.

– Слышал, что к преподобному Пимену обращаются с просьбами о смирении, укрощении страстей и гордыни…

– Мне кажется, что к преподобному авве Пимену можно обратиться с любым вопросом, с любой просьбой и с любым переживанием, потому что, повторюсь, когда читаешь его труды, то понимаешь, насколько они актуальны для человека XXI века. Ну и, конечно, как монаху, прошедшему путь нестяжания, путь смиренномудрия, потому что невозможно написать что-то душеспасительное, не пройдя этот путь. Я думаю, что с любой просьбой можно обратиться к нему. Преподобный авва Пимен поможет. Уверен, что не оставит без молитвы.


Беседовал диакон Сергий Архутич

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить