Как помочь вернуться в лоно Церкви иеговистам

Отступившия от православныя веры
и погибельными ересьми ослепленныя
светом Твоего познания просвети
и Святей Твоей Апостольской Церкви причти.

(Утренние молитвы. О живых)

Религиозная организация «Свидетели Иеговы» официально признана сектой, ее деятельность ограничены законом, ее адептов стало меньше на улицах Москвы. Но иеговисты достаточно активны в интернет-пространстве и используют другие методы распространения лжеучения и вовлечение в секту. Если раньше у них была программа «от дома к дому», то теперь «свидетельство в соцсетях», а также «от родственника к родственнику» и «от сотрудника к сотруднику». По словам одного из членов секты, который прошел реабилитацию в Миссионерском центре преподобного Иосифа Волоцкого и присоединился к Церкви, «численность растет, конечно, не так, как раньше, но там стали уделять большое внимание образованию, и существует несколько десятков нелегальных учебных заведений». Это говорит о том, что даже с запретом секты и при ее подпольном существовании она не перестала действовать, а укрепляет в еретических догматах своих последователей. Можно предположить, что в случае, если законный запрет даст слабину, сработает эффект сжатой пружины. Поэтому апологетам, сектоведам и миссионерам необходимо знать историю секты и их лжеучение в полной мере, чтобы защитить от заблуждения человека, вовлекаемого в секту, или помочь уже попавшим в нее. К такому служению призывает нас патриарх самой древней Иерусалимской кафедры апостол Иаков, брат Господень: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20).

Заблуждения иеговистов

Мы не будет рассматривать все заблуждения иеговистов, коснемся лишь заблуждения иеговистов в вопросе христологии и немного биографии ее основателей.

Из практики общения с адептами «Свидетелей Иеговы» в разных форматах – в личных встречах с отступившими и проходящими реабилитацию, в частных переписках и интернет-пространстве на разных форумах, – замечено, что если правильно выстроить методику полемики, то можно посеять доброе семя слова Божия в разум и сердце заблудшего, которое по милости Господа даст свои всходы. Конечно же, при этом помня о главном принципе общения, в каком бы формате оно ни происходило. Главный святоотеческий принцип: «Любить грешника и ненавидеть грех, любить еретика и ненавидеть ересь». Превозношение над заблудшим, раздражение и агрессия со стороны христианина недопустимы. Более того, Церковь предписывает нам молиться за отпавших в домашних молитвах: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Церкви причти». Поэтому в полемике с заблудшим не ставятся цели и задачи во что бы то ни стало переубедить оппонента. Полемика или диспут – это возможность свидетельства неповрежденного Евангелия отступившим от Православной Церкви и ослепленным еретическими учениями. Это попытка достучаться до сердец заблудших в духе кротости и смирения.

Полемика или диспут – это попытка достучаться до сердец заблудших в духе кротости и смирения

Занимаясь более четверти века реабилитацией отпавших от православия, скажу, что за это время отступивших и возвратившихся по милости Божией тысячи. Только в этом году прошли реабилитацию и присоединились к Церкви, по подсчетам Комиссии по реабилитации отпавших от Православия, 93 человека. Из них только пятеро не были крещены. К слову, в сектах в нашей стране находится 90% ранее крещеных в Русской Православной Церкви.

Итак, история секты «Свидетелей Иеговы», пожалуй, связана с двумя самыми активными ее лидерами, повлиявшими на формирование учения заблуждения, – Чарльзом Расселом и Джозефом Рутерфордом. Рассел был основателем, Рутерфорд – его приемник.

Рассел родился в феврале 1852 года. Его детство прошло в провинциальном городке Аллегени, штат Пенсильвания, где он окончил пять классов школы. В 1870 году он создал кружок по изучению Библии, где шесть его участников открывали для себя «истины». По их мнению, Христос – просто человек, Святое Предание не нужно, а почитание икон – идолопоклонство, и многие другие заблуждения. Рассел назначил дату Пришествия и конца света на 1973 год. Всего таких дат было пять. Последняя – в 1975 году. Ложное предсказание конца света как тогда, так и сегодня используется многими сектами для пополнения численности своих адептов и удержания их в секте. Такая метода называется в среде сектоведов «черной эсхатологией». Человеку говорят: «Не вступишь в секту – погибнешь». Если же человек уже находится в секте, то под влиянием такой эсхатологии он пребывает в состоянии постоянного нервного напряжения, а уход из секты также расценивается им как погибель. Но вернемся к истории.

Рассел написал шесть томов «Исследования Библии» и в последнем томе утверждал, что те, кто будут читать его книги, будут находиться во свете, а те, кто будут читать только Библию, будут во тьме. Сегодня иеговисты учат иначе. Библия в их понимании – это «перевод нового мира», современные иеговисты ставят ее на первое место. Нынешние адепты на указание первичности шести томов Рассела отвечают, что ничего об этом не знают и это была совсем другая эпоха. У «Свидетелей Иеговы», как и у многих других сектантских сообществ, есть учение о прогрессирующем откровении. Это учение о возможности и даже необходимости внесения изменений и корректировок в исповедание веры. То есть то, как верили иеговисты в прошлом, не всегда может совпадать с сегодняшним лжеучением, и это необходимо учитывать в апологетической и просветительской миссии.

Рутерфорд также назначал даты конца света, был хорошим оратором и организатором. Под его влиянием сформировалась жесткая вертикаль власти, где последней инстанцией истины был и остается глава организации. Хотя были попытки демократизации в вопросе управления сектой, но все же отпечаток вертикали власти остался основополагающим.

Много было в истории секты различных скандальных историй, но они для апологета и миссионера мало интересны, да и критика мошеннических и криминальных действий секты в их истории при беседе с адептом, как показывает практика, малоэффективна и, в общем-то, бесполезна. Такая информация в большей мере интересна скорее правоохранительным органам. Полемическая часть с Библией в руках – для иеговистов лучший метод общения, и он приносит свои плоды и способствует возвращению в лоно Церкви отпавших от нее.

Вопрос о Богочеловечности Иисуса Христа

Иеговисты не верят, что Иисус Христос – вторая Ипостась Святой Троицы. Они верят во Христа как в самое совершенное творение Бога Иеговы. Причем верят в это заблуждение искренне. Но искренняя вера не является критерием истины. Если человек искренне уверовал в ложь, от этого ложь не становится истиной. Нужно помнить, что для библейских сектантов, то есть для тех, для кого Библия является критерием истины, в ее истолковании отдается предпочтение филологическому разбору.

Часто от них можно услышать, что, мол, православные исказили Библию, а вот мы даем точное и буквальное ее понимание, обращаясь к тексту оригинала – ивриту и древнегреческому языку, якобы не привнося изменений. На самом деле это ложь. Любой перевод Библии библейских сектантов есть не что иное, как редакция Библии. В полемике необходимо учитывать и использовать их же филологическую методологию и обращаться к ивриту и древнегреческому, запомнив и заучив хотя бы ключевые точки дискуссии. Тогда мы будем говорить на их языке, который они способны будут услышать. К сожалению, к аргументам из истории Церкви или святоотеческой литературы сектанты остаются глухи, но и не надо думать, что все адепты знают древние языки. Лидеры секты – а у иеговистов их именуют старейшинами, – обучая адептов, указывают на то, что православными якобы искажен перевод Библии, а они, прибегая к текстам оригинала, восстанавливают «истинное» понимание.

Любой перевод Библии библейских сектантов есть не что иное, как редакция Библии

Несмотря на то, что иеговисты называют себя христианами, их секту нельзя относить к христианским деноминациям. В их учении искажается сама основа христианства – вера во Христа как Богочеловека. С этого вопроса можно и начать полемику.

Иисус Христос – Бог или человек? И если Иисус Христос человек, то мог ли Он называть Себя Иеговой? На этот вопрос от адептов звучит однозначный ответ – нет! Обратимся к тексту Священного Писания и посмотрим, так ли это на самом деле.

В Библии Бог впервые открывается пророку Божию Моисею с именем Иегова, когда призывает его вывести народ Израильский из египетского рабства. В книге Исход Моисей спрашивает у явившегося ему Бога: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов ваших послал меня к вам”. А они скажут мне: “как Ему имя?” Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3: 13–14).

«Я есмь Сущий» на иврите – языке, на котором был написан Ветхий Завет, языке оригинала – Иегова – (йота хэт вав хэт) «Я есмь Сущий» יהוה. В переводе семидесяти толковников Ветхого Завета на древнегреческий язык Иегова (йота, хэт вав хэт) יהוה переведено как ἐγώ εἰμι (эго ейми), с древнегреческого одно и то же значение.

Далее адепту надо предложить прочитать вместе следующий текст Евангелия от Иоанна (18: 1–6). В переводе «Нового мира» слова Спасителя: «Я есмь Сущий», когда Он говорит о Себе, указывая на Свою Единосущность Богу Отцу и Святому Духу, искажены до неузнаваемости, но это событие в их переводе не искажено. При этом миссионеру или апологету хорошо иметь при себе их перевод Библии для диспута-полемики. Итак, читаем: «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я» ἐγώ εἰμι (эго ейми), – они отступили назад и пали на землю» (см.: Ин. 18: 1–6). В иеговистском переводе вместо слова «отступили» стоит слово «отпрянули», что усиливает неожиданность ответа для вопрошающих и являет всю напряженность ситуации. На это необходимо также обратить внимание. Далее вопрос: почему вооруженные люди, отряд римских воинов, падают на землю вместе со служителями от первосвященников и фарисеев, видя перед собой изможденного Человека? Что случилось с ними? Групповая падучая? Нет. Их охватил страх. Они слышат ответ на их вопрос из уст Иисуса Христа – ἐγώ εἰμι (его ейми), יהוה, «Я есмь Сущий – Иегова». Он называет Себя Иеговой. Слыша это имя, падают ниц ветхозаветные священники. Почему? Они слышат имя Бога, которое произносили со страхом Божиим раз в году, входя в храм, во Святая святых, так как они боялись нарушить заповедь «не произноси имя Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20: 6).

Миссионеру или апологету хорошо иметь при себе их перевод Библии для диспута-полемики

Следующий вопрос. Почему падают вооруженные римские войны? Воины падают согласно естественной реакции воина. Если кто-то пригнулся или упал на землю, то, значит, существует какая-то опасность или стрела летит, или камень… Христос называет Себя именем Иегова, именем Бога, и это очевидно из прочитанного текста. И описанное событие не вызывает сомнений и в полемике приводит иеговистов в некое замешательство. По крайней мере, я не получил внятного ответа на вопрос: «Если Христос не Бог, зачем он называет Себя Иеговой?» Он называет Себя Богом, и это хорошо понимают пришедшие от первосвященников и фарисеев. Именно этим и обусловлено их поведение. Иначе непонятно их падение.

Есть много и других мест в Священном Писании, прямо указывающих на Божественность Иисуса Христа, их тоже можно привести. Например, евангельская история, связанная с апостолом Фомой, которого не было при явлении Иисуса Христа ученикам. И когда Он явился им уже в присутствии апостола Фомы, то он, уверовав во Христа как Богочеловека, исповедовал Его, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!», «ὁ κύριός μου καὶ ὁ θεός μου» (Ин. 20: 28). Апостол исповедует Христа не просто Господом ὁ κύριός (Господь, господин), но и Богом ὁ θεός.

То же самое пишет и святой Иоанн Богослов: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20). «’Ιησου̃ Χριστω̨̃ οὑ̃τός ἐστιν ὁ ἀληθινòς θεòς καὶ ζωὴ αἰώνιος. И другие тексты, написанные учениками Христовыми, указывают на Спасителя как на Бога по Сущности и Человека по существу: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9).

Тексты, написанные учениками Христовыми, указывают на Спасителя как на Бога по Сущности и Человека по существу

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16). В послании к Титу апостол Павел наставляет своего ученика правильному православному исповеданию Христа Спасителя: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога (θεου̃) и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13). Такое словосочетание, равно как и стих «нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа» «του̃ θεου̃ ἡμω̃ν καὶ σωτη̃ρος ’Ιησου̃ Χριστου̃» (2 Пет. 1: 1) в этих текстах прямо говорят, что Иисус Христос – Бог.

Все эти тексты можно и нужно привести, но надо помнить, что в переводе «Нового мира» многие тексты искажены. Но нужно запомнить приведенные тексты, ссылаясь на древнегреческий текст. В полемике это важно и необходимо.

Еще один важный аргумент по поводу обращения к древнегреческому тексту. Известно, что иеговисты игнорируют историю Церкви и отцов, учителей. Но в качестве аргумента можно спросить: «Почему вы не доверяете комментариям к Библии Древней Церкви? Если даже считать более достоверным филологический подход к разбору текстов Священного Писания, принимая только такой буквальный метод толкования за верное понимание прочитанного, неужели вы думаете, что носители языка, каковыми являются отцы и учителя Церкви, хуже вас понимали значение написанного в Библии?»

Также важным доказательством являются сотни мессианских имен, рассыпанных по всем книгам Ветхого Завета, начиная от книги Бытия и заканчивая Малыми Пророками. Псалмопевец Давид пишет: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2: 7–8).

Иеговисты, отрицая явное пророчество о Рожденном, а не сотворенном, говорят: «В псалме говорится о Соломоне». В книге «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого, который в XV веке столкнулся с ересью жидовствующих (а одно из заблуждений этого явления – отрицание предвечного рождения Христа) написано: «Так пусть они услышат, что никогда Соломон не владел пределами земли, не держал их жезлом железным, не разбивал своих врагов, как сосуды горшечника, но подвергался нападению врагов до конца жизни. Слова Давида: “Я ныне родил Тебя” – сказаны о Рождестве Господа Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Богородицы Марии. О предвечном и вневременном Его Рождестве Давид говорит так: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс. 109: 3) и Соломон говорит об этом: “Прежде создания гор, прежде истечения источников, прежде всех холмов Бог рожает Меня” (Притч. 8: 24–25). Так Давид и Соломон показали, что прежде всего творения родился Сын и Бог от Бога, прежде солнца, прежде луны, прежде какого-либо народа».



Список использованной литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.

2. Библия на древнегреческом языке. Новый Завет.
URL: magister.msk.ru›library/bible/greek/greek.htm

3. Священное Писание Ветхого Завета на древнееврейском языке. URL: hebrew-studies.philosophy.spbu.ru›Библия на древнееврейском языке

4. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета. URL: azbyka.ru›Библиотека›Библия›septuaginta…

5. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. Теряево: изд-во Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 58.

6. «Священное Писание. Перевод нового мира». URL: knigogid.ru›Книги›…-perevod-novogo-mira…

Андрей Солодков 8 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить