Храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, что в Леонове

Московский уезд. За Крестовской заставой, бывшей когда-то околицей города, немного в сторону от сельца Ростокино, по Троицкой дороге, по которой к преподобному Сергию шли богомольцы, лежал путь в Леоново. Такой адрес может немного смутить современного москвича, хотя разобраться в этих ориентирах довольно просто. Село Леоново окончательно исчезло с карты столицы в 1980-е годы, оставив после себя названия улиц и свою святыню – храм. В начале минувшего столетия каждый, кто ехал по Троицкой дороге, видел за оврагами возвышающуюся церковь в Леонове. «Она была скромней и невзрачней, чем Алексеевская. Но в ее облике есть что-то манящее, робкое и особенный отпечаток чистоты в ее белизне». Так писал очевидец. К счастью, таким мы видим храм и в XXI веке.

Превью, фото 1 (3).jpg

Леоново на Яузе

Писцовые книги 1573–1574 годов хранят первые упоминания о пустоши Леново – деревне, приписанной к Монатьиному стану. Позднее, в 1586–1588 годах, появляется название Левоновой пустоши. Возможно, эти земли принадлежали выходцу из Ливонии, как назывались тогда территории Латвии и Эстонии. Одна из деревень пустоши принадлежала боярину Ф. Ф. Карпову, а после того, как он попал в немилость к царю Ивану Грозному и был казнен, земли пришли в запустение и переданы в казну. И только из XVII века доходят до нас имена знатных владельцев, изменивших жизнь этих мест. На чертеже местности 1772 года село Леоново лежит в окружении Левоновой и Коровьей пустошей, сел Ростокино, Свиблово и Медведково.

В 1629 году при царе Михаиле Федоровиче Романове Левонова пустошь с ее лесами, полями и болотами была передана боярину и воеводе Ивану Никитичу Хованскому, происходившему из знатного княжеского рода Хованских и рода великого князя литовского Гедимина. Несмотря на то, что пустошь отходила к Хованскому только в пожизненное пользование и без права продажи, она стала вотчинной, то есть наследной. С 1630 года здесь начали строить жилые дворы. А вот боярская усадьба появилась только через 20 лет – в 1649-м, очевидно, по причине постоянного пребывания владельца в других местах, чего требовала государева служба. Леоново находилось в собственности Хованских 140 лет и 7 месяцев. Сегодня об этом роде напоминает только храм.

В 1633–1635 году в пределах Радонежской десятины Московского уезда, то есть в районе, по которому пролегала дорога в Лавру, возводится деревянная церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Сведений о том, какой вид имел храм в то далекое время, не сохранилось. Известно, что это была ружная церковь, то есть получавшая ругу – «хлебное жалованье» от хозяев поместья. Интерес представляет и вопрос о том, почему церковь была освящена в честь Ризоположения.

Реликвия

Частицы Ризы Пресвятой Богородицы с благоговением хранятся в разных странах мира. В России находятся две частицы. В 1381 году архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий привез из Константинополя реликвии, в числе которых была и эта святыня. Ее поместили в специальный мощевик, сделанный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Мощевик известен как «ковчег Дионисия». На протяжении веков он находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и всегда был важной реликвией великих князей. В 1689 году стараниями князя В. В. Голицына еще одна частица Ризы вместе с другими реликвиями была привезена в Россию, ковчег с ней поместили в Кремлевском Успенском соборе. После революции 1917 года обе святыни передали в музеи Кремля, где они находились в запасниках, и только в 2008 году были переданы Русской Православной Церкви. Сегодня поклониться частицам Ризы Пресвятой Богородицы можно в Храме Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре.

Множество храмов и монастырей было освящено в честь праздника Ризоположения, отмечаемого 15 июля/2 июля. Самый древний храм был основан в 1164 году в Золотых воротах во Владимире при Андрее Боголюбском. Самая известная церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы находится в Московском Кремле: она была основана в 1451 году как домовый храм русских митрополитов и отстроена в камне в 1486 году. Эта церковь, расположенная с западной части Успенского собора, не зря посвящена Ризоположению: в день Положения Ризы Пресвятой Богородицы летом 1451 года подступившие к Москве войска хана Мазовши (Азов-хана) бежали. При осаде Москвы митрополит Московский и всея Руси Иона молился перед ковчегом с Ризой. И чудо произошло, а историческое событие получило название «скорая татарщина».

Возможно, одним из самых скромных Ризоположенских храмов стала деревянная церковь в Леонове. Существует предположение, что строивший ее Хованский таким посвящением старался угодить Патриарху Московскому и всея Руси Филарету, который очень любил храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Кремле.

Одним из самых скромных Ризоположенских храмов стала деревянная церковь в Леонове

Также было написано великое множество икон Влахернского образа Божией Матери. У этого чудотворного образа просили заступничества от врага и злых людей, помощи в трудных обстоятельствах, а также исцеления от болезней и благословения в семейной жизни.

Глупая шутка и новый храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы

Род Хованских то возвышался, то попадал в опалу, но при этом практически всегда оставался при дворе. Один из самых мрачных периодов пришелся на правление царицы Софьи Алексеевны. После Стрелецкого бунта 1682 года князь Иван Андреевич Хованский, крупный военачальник, глава стрелецкого приказа и предводитель Хованщины, и его сын Андрей Иванович, глава Судного приказа, были казнены. Остальные представители этой семьи подверглись репрессиям. Однако после Софьи опала была снята. В последующие времена Хованские всегда были на государственной службе. Село Леоново переходило от одного наследника к другому, оставаясь вотчиной рода Хованских.

В 1716 году Леоново по наследству перешло к Василию Петровичу Хованскому, человеку удачливому и предприимчивому. По Сенатскому указу в 1712 году Василий Петрович в числе других 27 недорослей был отправлен на учебу в Голландию, после возвращения находился на морской службе. В начале 1720-х годов он служил при дочери Петра I – Анне Петровне, затем вернулся на флотскую службу и, наконец, вышел в отставку в 1741 году в чине капитан-командора. При Елизавете Петровне Хованский получил должность камергера, потом шталмейстера, а в 1743 году стал обер-президентом Главного магистрата.

Василий Петрович был дважды женат, имел десять детей, сделал хорошую карьеру и считался довольно состоятельным. Но в молодости его поведение часто вызывало осуждение не только близких и знакомых, но и самого Петра I. Один из случаев чуть не закончился для него крайне плачевно. Это произошло в усадьбе Леоново в 1719 году. Молодой князь, недавно женатый вторым браком на Екатерине Петровне, дочери вице-канцлера П. П. Шафирова, пригласил в свое имение друзей. Вино лилось рекой, и пьяные гости решили подшутить над хозяином. Они одели его в саван, положили в настоящий гроб, отнесли в деревянную Ризоположенскую церковь, совершили «похоронный обряд» и ушли. Утром священник увидел страшную картину, как из гроба вставал проснувшийся «покойник». Хованский хотел бы забыть об этом неприятном инциденте, но сначала за осквернение храма на него пожаловался священник, а потом о происшествии узнал его тесть Шафиров и сильно разгневался. В итоге дело дошло до Петра I и грозило завершиться смертной казнью для всех участников того веселого вечера. Но ограничились старинным телесным наказанием – поркой.

По московским легендам, после той злой шутки Василий Хованский потерял покой и плохо спал: ему мерещились мертвецы. В искупление своих грехов в 1719 году князь решил сломать деревянную церковь и возвести каменную. Она была освящена в 1722 году. И это несмотря на то, что в 1714 году вышел Указ о запрещении каменного строительства по всей стране, кроме Санкт-Петербурга.

Кто же посещал эту церковь? Очевидно, сами хозяева и крестьяне, ведь при Василии Петровиче Хованском в Леонове было шесть дворов.

Из камня

Новый каменный храм имел очень скромный и даже, как тогда считалось, бедный вид. Такое замечание можно понять: в то время в усадьбах возводились богато украшенные церкви в стиле нарышкинского барокко. Но в этой постройке улавливалось нечто другое – особая гармония тишины, доверительности, сердечности, с которыми и следует возносить молитвы Богородице. Отделка фасадов карнизами, пилястрами, наличниками на окнах лишь подчеркивала чистоту линий и цвета.

В этой постройке улавливалась особая гармония тишины, доверительности, сердечности

В 1746 году умер Хованский, в 1748-м – его жена. Многочисленные наследники Василия Петровича, кажется, не испытывали никакой любви к усадьбе Леоново. В 1762 году, согласно записям человека, некогда бывавшего там, дом обветшал и стоял с обрушившимся потолком, конюшни были пусты, пруды спущены. И только липовый парк, разбитый В. П. Хованским, был по-прежнему прекрасен. Село неоднократно закладывалось, в 1767 году было выставлено на аукцион и куплено Павлом Григорьевичем Демидовым.

3 - 2023-02-24T141536.689.jpg

Так с 1767 года подмосковной усадьбой Леоново владел правнук Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова) – Павел Григорьевич Демидов, действительный статский советник, ученый-натуралист. Павел Григорьевич был среди первых лиц государства, откликнувшихся на призыв делать пожертвования на образование в стране, за что и получил золотую медаль «За благотворение наукам».

После смерти молодой жены ученый не только уединенно жил в Леонове, но и работал в своей усадьбе, где были обширная библиотека и кабинеты с необходимым оборудованием. Демидов построил новый дом, разбил парк и устроил оранжерею. Прелесть этого подмосковного места нарушал только шум, как считал Демидов.

В 1800 году Ризоположенскую церковь закрыли. Павел Григорьевич Демидов имел слабое здоровье. С возрастом он стал страдать нервным расстройством и не выносил никакого шума, даже таких звуков природы, как кваканье лягушек в прудах и пение птиц, которых было множество в усадебном парке с липовыми аллеями и в саду с редкими растениями. Колокольный звон особенно сильно раздражал Демидова. Для того, чтобы в Леонове стояла полная тишина, необходимая Павлу Григорьевичу для жизни, работы и созерцания природных красот, крестьяне должны были «бороться» с лягушками и птицами. Колокола храма также заставили замолчать. Разрешение на закрытие церкви дал митрополит Московский и Коломенский Платон. В 1812 году французские солдаты разместились в усадебном доме, а в храме устроили конюшню.

Через год после кончины Демидова церковь стояла без иконостаса, престола и утвари, которые по резолюции митрополита были переданы в другие приходы. Без присмотра храм разрушился до такой степени, что на его крыше выросли березы. Службы в нем не совершались 59 лет.

Возрождение: благое дело промышленника Молчанова

4 (71).jpg

Владельцы Леонова постоянно менялись, но судьбу храма сумел изменить только один из них. В 1821 году родственники Демидова продали село гвардии поручику Пономареву. Но хозяином села с 1825 года уже был сын чаеторговца, наследник миллионного состояния, промышленник, владелец суконной фабрики в Свиблове Иван Петрович Кожевников, нанесший вред знаменитому парку и лесу. В 1830-е годы Кожевников обанкротился, и встал вопрос о сдаче Леонова внаем, а потом и о продаже. 

В 1859 году село стало собственностью купца Арсения Михайловича Капустина. Его потомки построят здесь дачи и в начале ХХ века будут бороться за сохранение Леонова, когда будет проводиться отчуждение земель, на которой стояла усадьба, для строительства окружной железной дороги. Эта дорога разрезала село на две части. Владимир Арсеньевич Капустин напишет и в 1908 году книгу «Леоново. Подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского».

Владельцы Леонова постоянно менялись, но судьбу храма сумел изменить только один из них

Интересно, что в то время, когда леоновскими землями владел А. М. Капустин, возрождать церковь вызвался Евграф Владимирович Молчанов. С 1859 года с селом Леоново была связана жизнь Молчанова, московского промышленника, статского советника и потомственного почетного гражданина. С этого года Евграф Владимирович арендовал земли в Леонове. Возможно, в 1867 году он приобрел здесь участки земли. Ведь рядом с Леоновым, в сельце Ростокино на северном берегу Яузы, находились ситценабивные фабрики Молчанова. Церковь в честь Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы было решено возродить именно для рабочих, для которых фабрикант построил общежитие, школу и больницу.

После реставрации Ризоположенский храм был освящен в 1860 году. По духовному завещанию Молчанова после его смерти церкви отходила крупная сумма денег. И это не единственный храм, история которого связана с именем Евграфа Владимировича. Им построена церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино и Троицкий храм у Покровских ворот, старостой которого он являлся. Кроме того, Евграф Владимирович делал вклады в Алексеевский, Дивеевский, Спасо-Андроников, Свято-Пантелеимоновский монастыри и Андреевский скит (Афон).

Восстановленный Ризоположенский храм, отстроенный по типу восьмерик на четверике, предстал в своей скромной красоте: с пятигранной апсидой, небольшой бесстолпной трапезной, двухъярусной колокольней, двумя симметричными приделами, граненым барабаном и луковичной главкой. Внутри церкви появился золоченый деревянный иконостас.

ХХ век: согласно времени и вопреки

В начале ХХ века о прошлой жизни Леоново напоминали липовый парк с его длинными правильными аллеями, кедр, посаженный Демидовым, и его дом. Постройки бывшей фабрики постепенно исчезали. Строились дачи. Стояла здесь и величественная дача Николая и Владимира Капустиных. Летом 1917 года в этом доме, похожем на крепость, на Владимира Арсеньевича было совершено покушение, и он погиб. Местные жители с грустью отмечали, что счастливые времена в Леонове прошли, идиллия закончились.

6 (26).jpg
Дом Капустиных, 1907

После Октябрьской революции дачи стали коммунальным жильем и простояли до 1950-х годов. В 1960 году фабрично-крестьянское Леоново вошло в состав Москвы, в 1970-х началась волна массовой застройки, сносившая все старое. Как память о бывшем селе Леонове появились городские улицы – Леоновские. В их обрамлении стояла и стоит Ризоположенская церковь, пережившая революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну и советские времена.

В 1918 году советская власть не оставила без внимания сельскую Ризоположенскую церковь, но не закрыла. И даже более того: из Гродненской епархии Белоруссии в храм передали Феодоровскую икону Божией Матери и икону «Трех радостей», а также утварь, ранее находившуюся в Свято-Михайловском храме. Однако через четыре года церковная утварь из храма была вынесена согласно изданному ВЦИК в 1922 году Декрету об изъятии церковных ценностей, которые шли на нужды голодающих.

В 1937 году в стране усилилось гонение на Церковь. По обвинению в антисоветской агитации был арестован священник Ризоположенского храма отец Павел Фелицын, служивший в нем с 1931 года. Приговор, вынесенный «тройкой», – 10 лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Священник умер там в 1941 году. В 1957 году отец Павел был реабилитирован, а в 2001-м – прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

8 (8).jpg
Священномученик Павел
Фелицын

Во время Великой отечественной войны богослужебная жизнь в храме продолжалась. Кроме того, приход собирал и вносил пожертвования в фонд Красной Армии. После победы в Ризоположенской церкви сделали ремонт и благоустроили прилегающие территории, через несколько десятилетий там возник новый жилой район. В послевоенные годы в храме служил алтарником Николай Михайлович Остапенко, будущий старец схиигумен Савва.

Прошли века, а дорога к Ризоположенской церкви не забыта, напротив – она широка и светла. Склоняются головы перед иконами «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с предстоящими святыми преподобными Павлом Фивейским и Сергием Радонежским», перед Феодоровской и иконой «Трех радостей», перед образами святителя Иоанна Шанхайского и священномученика Павла Фелицина. 

И губы шепчут молитву. И душа наполняется благодарностью Божией Матери за заступничество и покров.

9 (6).jpg
Икона «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне»
Ольга Сокиркина 24 февраля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить