Научиться делать добро друг другу

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 февраля отмечает памятную дату – день интронизации. 

Можно представить, как устает священник на сельском приходе, а у него матушка, дети и дом требуют усилий и внимания. А домой приходишь, и хочется только одного – спать. Не менее сложно священнику на больших приходах и священномонахам в обителях в центре мегаполиса. Совсем непросто епископам и архиереям. Постоянные службы, постоянные дела и проблемы. А правило? Его же никто не отменял. Тогда возникает вопрос, как же непросто Патриарху? Какой крест несет он? Это служение 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Нужно отдавать все силы, время, всего себя, без остатка, Церкви и людям. А от принятых решений зависит история страны и народа! Это максимальное напряжение всех сил моральных, физических и духовных. Этот подвиг – только для сильных духом. 

Его жизнь для нас – наставление. Его слова – нам поучение.

*

Существует еще одно очень важное средство – милосердие. Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к людям, которые в нем нуждаются. Греческое слово έλεος, которое мы переводим как милосердие, имеет, однако, куда больший смысл. Έλεος – это не только сострадание, но и вера, верность, преданность.

Милосердие – это не только сострадание, но и вера, верность, преданность

Дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, – это не сверхдолжные дела, это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда всё уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, – надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия – это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, – вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см.: Иак. 2: 17).

*

Говоря о посте и молитве, о великих силах, способных повлиять на состояние нашей души, мы должны также обратить внимание на нечто очень важное, что является и способом, и средством изменения нашего духовного состояния. Этим средством является милосердие, то есть совершение добрых дел.

*

Творить дела милосердия непросто: милосердие требует от нас времени, сил, затраты внутренней энергии, а иногда – и материальных затрат. Милосердием заниматься очень сложно, трудно делать бескорыстно добрые дела. Но должно помнить, что именно милосердие, как ничто иное, соединяет нас с другими людьми.

Мы должны помнить – и, быть может, в первую очередь те, кто берет на себя великую ответственность служения милосердию, – что через эту жертву, которую мы несем людям, Бог дарует нам Свою любовь, – напомнил Патриарх. – Милосердие есть школа любви.

Милосердие есть школа любви

Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг к другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, чтобы никакие соблазны и искушения не разрушали нашего национального единства, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе.

*

Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы душа возвышалась; чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно; чтобы подлинная цель и ценность бытия не исчезла из поля нашего зрения; чтобы мы сердцем чувствовали Божие присутствие и через него обретали Божественный дар благодати. 

*

Когда мы проявляем друг к другу милосердие, то верность, преданность, близость возникают в наших отношениях. Все те, кому человек делает добро, остаются в памяти на всю жизнь, становятся по-настоящему близкими, а без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.

Не всякий говорящий «Господи, Господи» будет удостоен Царствия Божия (см.: Мф. 7: 21), и не каждый повторяющий слова молитв будет удостоен Царствия Божия, но только тот, кто ответит на призыв Господа творить дела милосердия. И это совершенно очевидно, потому что через дела милосердия, через добрые дела мы проявляем самих себя вовне.

*

Церковь всегда совершала дела милосердия. Я вспоминаю полуголодный послевоенный Ленинград – у каждого храма выстраивались сотни нищих. Это была страшная картина, если взглянуть на нее глазами современного человека, но тогда она нас не пугала. Я получал от родителей копеечки, чтобы, идя в храм, раздать всем нищим, и переживал, когда кому-нибудь этой копеечки не хватало. То была просто наша жизнь: когда в результате войны столько людей лишилось кормильцев, оказалось за гранью прожиточного минимума (хотя и понятия такого в то время не было), Церковь совершала дела милосердия, никогда не отталкивая таких людей, но разделяя свои крохи с ними.

*

Господь неоднократно обличал фарисеев. И одним из самых сильных обличений была фраза, взятая Им из пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Это была настолько радикальная фраза, что она не могла не задеть за живое большинство людей, потому что в сознании ветхозаветных верующих жертва была высшим проявлением религиозности. Казалось бы, ничто не могло быть выше, ведь Сам Господь повелел приносить Ему жертвы, и мы знаем, что первая жертва была принесена Авелем еще в самом начале жизни рода человеческого. И вдруг Спаситель поставляет жертву на второе место, а первое место уделяет милосердию. Действительно, это был вызов огромной силы, и, наверное, эти слова были особенно обличительны именно для фарисеев.

Иногда мы забываем о милости, у нас не хватает сил разделить с другими людьми их горе, их боль, проявить к ним заботу, просто совершить доброе дело. Но давайте спросим себя, как часто мы эти дела совершаем. Разве мы можем соотнести по месту в нашей жизни заботу о себе и заботу о других? Как тщательно мы заботимся о себе! Мы постоянно ходим по магазинам, покупая не только самое необходимое для жизни, но и много ненужных вещей, – особенно те из нас, у кого есть средства. Мы погружаемся в суету этого мира, мы действительно поставляем самих себя в центр бытия и максимально обслуживаем свою похоть, жертвуя на это деньги, время и силы. Где же здесь милость, которая выше жертвы?

*

Совершать добрые дела надо прямо сейчас – достаточно только посмотреть вокруг себя и увидеть, как много людей нуждается в нашем милосердии. Иногда в материальной помощи, потому что даже небольшая лепта помогает некоторым решить какие-то очень и очень большие проблемы. Милосердие проявляется и в добром слове, и в соучастии, и в поддержке, и как всё это изменяет человеческую жизнь к лучшему!

Совершать добрые дела надо прямо сейчас – много людей нуждается в нашем милосердии

Посему увещеваю всех вас словами апостольскими: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 13–14).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить