Не стоит город без святого

Вышла новая книга писательницы Ирины Ордынской «С Матронушкой. Роман-притча». Предполагаю, что эта книга произведет сильное впечатление на всех, кто с ней соприкоснется. Вопросы здесь ставятся, можно сказать, трансцендентные, онтологические и в то же время чисто человеческие. Вместе с читателем Ирина Ордынская рассуждает о смысле земного бытия, кто есть праведник в нашей человеческой семье, о жизни и смерти, о доброте и непреходящей всеобщей любви.

Оригинальный ход этого произведения, как мне видится, заключен в том, что один из главных героев романа – это город Москва. Мегаполис, наполненный людьми с самыми разными, в основном изломанными, судьбами, шумящий на своих улицах дорогими автомобилями, сверкающий огнями реклам, и… наполненный дымом и пропахший гарью, живо напоминающими жителям столицы о геенне огненной. Этот удушливый морок сразу подсказывает, что действие развивается в двухтысячные годы, когда по российским городам и весям прокатился смерч пожарищ.

Один из главных героев романа – это город Москва

На протяжении почти всего повествования мы смотрим на Москву то измученными глазами одного из героев Евгения, считающего ее Содомом, приговоренным Господом, если в нем не найдется праведник, к сожжению, то светлым взглядом автора, называющего город святым, где есть много благочестивых людей, искренне считающих себя грешниками. И вдруг открываем для себя, что наша Москва, как «жилица двух миров», по слову Тютчева, погружена в реальность «как бы двойного бытия». Мира дольнего, измученного и испорченного грехом, и горнего, стремящегося к божественным высотам. 

В романе так же неожиданно присутствие символа огня – стихии, проявляющей себя в самых разных образах. Ведь огненное пламя может не только пожирать, испепелять, но и становиться силой, очищающей микрокосм от всяческой скверны. Герои этой «притчи» в той или иной степени проходят через очистительный огонь страдания. В сознание русского народа давно уже вошли слова Аполлона Майкова: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог» – и стали аксиомой нашего исторического жития. В глубокой древности библейский пророк пояснил, почему нужны страдания: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65: 12).

Но для того, чтобы войти в покой, то есть обрести благодарное приятие Божьего мира и своего бытия в нем, герои романа встречают праведницу, помогающую им своей любовью и молитвой прийти к свету и радости. Это слепая матушка Рона, сидящая по вечерам на толстом ватном одеяле под аркой ворот Покровского монастыря. Того самого, что хранит в себе великую драгоценность – святые мощи известной на весь мир блаженной старицы Матроны. К этой слепой матушке приходят со всех концов страны самые разные люди, чтобы выплакивать свое очищающее душу, но такое тяжкое горе. 

Здесь хочу заметить, как известно, об отрицательных типажах рассказывать относительно легко. Они обычно эмоционально яркие, деятельные, многоречивые: пиши да пиши. Зато положительных, хороших людей, тем более святых, мало кому удается изобразить живо и достоверно. Как описать святость? Ведь это явление тайное, чаще всего безмолвное, простое и даже вблизи почти нераспознаваемое. Увидеть его можно лишь сердцем. Даже Творец нашего мироздания, Господь Иисус Христос, был настолько прост, невысокопарен, не жаждал ни битв, ни подвигов, напротив, предлагал отдать неимущему последнюю рубашку, а ударившему по щеке подставить другую, что современники отказались узнать в Нем ожидаемого Мессию и даже предали Своего Бога на позорную казнь. Вслед за Господом пошли наши святые… Но попробуй нарисуй подвижничество словом. Даже Гоголь на этом споткнулся. К слову сказать, автор этих строк и не помышляет браться за такое делание, опасаясь уйти в морализаторство и фальшь. 

Однако у Ирины получилось искренно, с сочувствием и любовью к людям описать праведного человека, молящегося за весь мир. Уста говорят от избытка сердца, чтобы рассуждать о сострадании, его надо пережить…  

Автор пошла путем рассказа о святой подвижнице, богомолке, как она названа в романе, через окружавших ее бедных, надломленных людей. Впервые увидевший Рону, изнуренный Евгений (у молодого, вполне успешного бизнесмена нашли онкологию) только удивился этой странной картине. «На асфальте вплотную у ворот… на расстеленном прямо на тротуаре толстом ватном одеяле сидели несколько человек. Они окружали немолодую плотную женщину в темном платье в горошек, на плечах у нее лежал белый платок, черные густые достаточно короткие волосы, аккуратно зачесанные на две стороны от пробора посредине головы, от пота намокли. Поправляя очки с затемненными стеклами, она с улыбкой подняла голову. Он почему-то подумал, что это, наверное, монахиня». И так Рона сидит поздними вечерами рядом с обителью на протяжении всего романа. Она ласково улыбается людям, которые, конечно, не от праздности появляются по ночам у стен монастыря, зовет к себе, слушает их скорбные истории, смотрит с любовью, дает советы и молится, складывая руки над их головами. Приходящим к ней несчастным сразу становится хорошо, покойно и уютно, а в их судьбах после этой встречи начинаются тектонические сдвиги. Ведь люди встают на дорогу возвращения к Богу и попадают в иное измерение, где действуют законы Любви. 

Рона ласково улыбается людям, слушает их скорбные истории, смотрит с любовью, молится о них

Сердечное милосердие и пламенная молитва этой слепой женщины возвращают Евгению природную доброту и великодушие. Отчаявшийся, услышав о смертельном диагнозе, почувствовавший себя неудачником и ожесточившийся сердцем, он рассуждает о конце прогнившего мира, не находя даже единого праведника в своем городе, и удивляется, почему Бог нас еще терпит. Но постепенно, беседуя с Роной, видя любовь этой женщины к скорбным людям, встречая добрых, верующих Христу москвичей, мужчина начинает меняться. Евгений уже спокойнее принимает свое положение и по-другому относится ко «времени иуд», как он, вторя знакомому философу, называет современную реальность, и даже к этому огромному «жестокому» городу. Несколько раз молодой бизнесмен помогает приходящим к Роне несчастным и больше не ждет их погибели. Неожиданно встречает под сенью Покровского монастыря и свою любовь, ставшую для него возрождением к новой жизни.

Возлюбленная героя – круглая сирота Соня, одна из жертв своего времени, тоже приходившая к покровской молитвеннице. В начале встречи Соня обреченно и упорно желает сделать аборт. Девушка уверена, что ни она сама, ни будущий ребенок никому на этом свете не нужны. Единственное в мире любящее Соню существо – это овчарка Рекс. Их вышвырнули из жизни социума на улицу: девушку – мачеха, после смерти отца, а собаку – хозяева. Там они встретились, подружились и вместе бомжевали. Но «ведомо потомком православных», что Бог не без милости и свет не без добрых людей. Соня встретила отзывчивого верующего человек, который помог вернуться в нормальную жизнь, оформить документы, получить образование. Однако такие сердобольные люди обычно долго не живут. Оставшись без дружеской доброжелательной поддержки, Соня вновь попала в тяжелое положение и теперь должна самостоятельно решать вопрос жизни и смерти своего будущего дитя. Небо привело героиню к Роне, и началось невидимое преображение души горемычного человека. Подвижница указала девушке правильный путь, начала молиться о ней, однако свобода выбора между добром и злом осталась за самой героиней. У потерявшей доверие ко всему на свете Сони началась тяжелейшая духовная борьба, победить в которой помог Евгений. 

Перед нашим мысленным взором проходит череда трагедий людей, которым выпало жить в «эпоху перемен». Мы узнаём о вопиющей нищете, в которой живет Надя с дочерью Томой. Они приехали за благотворительной помощью в Москву и заночевали на одеяле у Роны. Затем услышим от красавицы-казачки Веры, с Дона, как своим материнским произволом она стала причиной несчастья и ранней смерти любимого сына-инвалида. Увидим молодого сироту Игорька, приехавшего в Москву на заработки и обманутого на стройке хозяином. Обездоленному пареньку в тяжелый момент помогла известная певица, а Рона, помолясь, посоветовала ехать домой. Скоро Игоря должны забрать в армию, и молитвенница рассказала, что он останется там по контракту: жизнь наладится, будут у него семья и дети. Через свою давнишнюю почитательницу, «блаженненькую», Рона устроила бездомную, выкинутую родными из собственного жилья старушку в монастырскую семью, а милосердием Евгения облагодетельствовала попавшего в несчастье крестьянина, работавшего в Москве.

Слушая эти, скорее всего, подлинные истории людей, идущих к Роне за сочувствием и молитвой, вместе с автором невольно, до слез огорчаясь жестокости мира, начинаешь   сопереживать человеческим скорбям и радоваться благополучному избавлению от них, испытывая тот самый катарсис, о котором писали древние. Сердечный отклик при чтении книги для меня истинный показатель, что произведение живое и в нем проявляется искренняя душа самого автора. 

Слушая истории людей, идущих к Роне, начинаешь сопереживать человеческим скорбям и радоваться избавлению от них

К концу истории мы уже понимаем, что Рона – это сама блаженная Матронушка. Мы увидели реалистическое изображение жизненного подвига праведницы и того сокровенного таинства, что свершается при молитвенном обращении людей к святым мощам Божией угодницы. В притче возможно любое иносказание.

Счастливое завершение повествования вполне убедительно, ведь прошедшие через него люди (хотя, оговорюсь, не все) вернулись к Богу, Который есть Любовь. Пусть у многих не сразу произошло чудо духовного воскрешения, но постепенно, уже их собственными трудами и молитвами, жизнь благодатью Божией обновилась. 

Повторюсь, я полностью согласна с хорошим концом романа. Считаю, что великодушно и правильно своим творчеством давать людям веру, надежду и любовь. Благодарю Ирину Ордынскую за создание такой светлой и теплой книгой.

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить