О покрытии головы женщинами в церкви

Автор данной статьи – иерарх Православной Церкви в Америке, епископ Аляскинский и Ситкинский Алексий. Предлагаем ознакомиться с его размышлениями о вопросе покрытия головы для женщин в церкви.

Смирение, целомудрие и кротость – добродетели, которые особенно украшают Пречистую Деву, Матерь Бога нашего. Кротость сама по себе является одним из плодов Святого Духа, перечисленных святым апостолом Павлом. Кротость – это мягкость и смиренная доброта к ближнему, от которой не рождается ни зависти, ни похоти, это есть любовь, которая больше думает о других, нежели о себе.

1 (10).jpg
Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери

Когда мы молимся на богослужениях в церкви, то особенно призваны к кротости, которая позволяет нам приближаться к Богу с таким сердцем, которое угодно Ему: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Сам Господь наш был кроток, кроток в Своих чудесах, в Своей речи, в Своем примере, в омовении ног Своих учеников.

Если женщина покрывает голову в церкви, это помогает ей возделывать в своей душе смирение и любовь к своим ближним. Раннехристианские писатели рассматривали головной покров женщин как духовную броню, защищающую их не только от взглядов мужчин, но и от подозрений и зависти других. Это считалось проявлением послушания, потому и сейчас монахи в церкви также обязаны носить клобуки. Таким образом, головной убор – это видимый способ сказать: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

В Православной Церкви, если мы помещаем что-либо под завесу или за нее, это считается чем-то особенным, заслуживающим почитания и уважения, подобно храмовой завесе Святая Святых в Иерусалиме. По преданию, когда Пречистая Дева Мария пребывала в храме, Она ткала новую завесу для Святая Святых. Таким образом, существует взаимосвязь женского головного покрова с покровом и почитанием того, что драгоценно для верующих, например, потир, содержащий вино, которое станет Пречистой Кровью Христовой. И сами эти покровцы тоже становятся освященными. Из рассказа о византийской императрице Евдокии известно, что она пожертвовала свою личную головную вуаль монастырю для использования в качестве алтарных покровцов.

Головной убор – это видимый способ сказать: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»

Одним из благословений для православных христианок является следование ими по стопам жен-мироносиц, других святых жен и Матери Божией. Они облачаются в головные уборы, как делали это святые в духе смирения и чистоты. В Ветхом Завете мы видим, как Ревекка и Сусанна носили головные вуали, показывая тем самым благопристойность и скромность, и это то, что восхваляется святыми отцами. Этому следовала и Пресвятая Богородица. И святые апостолы также поощряли такую практику среди боголюбивых женщин.

Святой апостол Павел настаивал на важности продолжения иудейской традиции, согласно которой женщины должны покрывать головы во время молитвы. Христианки во все времена носили в церкви головные уборы, выражая этим смиренное послушание словам апостола: «Вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2).

2 (11).jpg

Затем апостол Павел пишет: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11: 4–5). Он также отметил следующее: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11: 10). Как мы знаем, святое существование ангелов состоит из полного послушания и внимания к воле Божией.

На протяжении двух тысяч лет женщины с простотой принимали слова святого апостола Павла и претворяли их в прекрасную часть своей духовной жизни. Особую церковную одежду имеют не только епископы, священники, диаконы и монахи. Такая привилегия есть и у каждой православной женщины. До 50-х годов XX века практика ношения женщинами головного убора в церкви практиковалась в каждой христианской общине, будь то католическая или протестантская. Женщины покрывали головы, когда ходили в церковь помолиться, тем самым показывая, что они чтут Слово Божие и традиции своих матерей. Однако позже западное общество сильно изменилось.

Свободные нравы 60–70-х годов XX века, борьба с материнством, атака на женственность и христианские добродетели радикально изменили взгляды людей на каждый аспект человеческой жизни. Те, кто придерживался традиционных ценностей и обычаев, стали подвергаться насмешкам. Рождение детей стало рассматриваться как неудобство, брак – как помеха к свободной жизни. А скромность стала рассматриваться как некое угнетение личности. Таким образом, неправославные христианские общины Запада стали совсем по-другому относиться к отеческому наставлению апостола Павла о покрытии головы.

В Православной Церкви покрытие головы до сих пор остается традицией, которая по большей части соблюдается. Помимо Писания, про эту практику говорилось и у многих святых отцов. Во II веке н. э. священномученик Ипполит Римский говорил: «Головы всех женщин да будут покрыты непрозрачной тканью». Святитель Иоанн Златоуст также призывал женщин носить головные уборы или вуали с осторожностью и усердием, так как внешний вид возвещает о внутреннем благочестии. Другими словами, покрытая голова – это внешнее выражение любви к Богу и чувства трепета перед Его присутствием, что и является святоотеческим определением благочестия.

Более того, каждая святая женщина, чьи иконы и фрески украшают православные храмы, носит платок или вуаль. Единственным исключением является преподобная Мария Египетская. Но это соответствует традиции древнего мира, когда блудницы ходили без головного убора, чтобы быть более привлекательными для мужчин. Однако замужние женщины в древнем обществе покрывали головы из скромности и стыдливости. Вспомним, что грешница, которая вытирала своими волосами ноги Господа, была без такого покрова.

3 (11).jpg
Преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская

В житиях святых покров головы связан с осенением благодатью. Преподобный Иоанникий Великий исцелил женщину, одержимую бесом блуда, возложив ей на голову покрывало. В житии святой Пелагеи сказано, что ношение ею головного убора было знаком ее обращения к православной вере.

Покрытая голова – это внешнее выражение любви к Богу и чувства трепета перед Его присутствием

Но самым главным является то, что все православные христиане каждый год отмечают Покров Божией Матери. Это такой Покров, под которым желают находиться все православные христиане: и мужчины, и женщины. Каждая православная женщина, носящая головной покров, благословляется и Покровом Богородицы, который чудесным образом неоднократно защищал верующих от многих бед. Конечно, носить головной убор в церкви – это личное решение, которое женщина должна принять сама после молитвы и размышлений.

Одна современная американская писательница, бывшая феминистка, нашедшая свой путь к православию, делилась с современными женщинами: «Какие могут быть причины отказа от двухтысячелетней традиции, которую святой апостол Павел считал правильной и хорошей? Если мы говорим, что это старомодно, мы предпочитаем мирское христианскому благочестию. Какая это чудесная возможность для невидимой брани, для того, чтобы развивать добродетель! Таким простым актом, как покрытие головы, мы можем вести борьбу с мирским внутри нас, с тщеславием и гордыней. Святые жены практиковали истинный аскетизм, для которого большинство из нас, современных женщин, слишком слабы и обмирщены. Но можем ли мы из любви ко Христу сделать что-нибудь простое, например, покрыть голову в церкви? Внешнее проявление благочестия, которое Церковь требует от нас, женщин, – это малость. И все же даже эти мелкие вопросы трудны для нас, поскольку мы выросли в атмосфере, которая направлена на удовлетворение нашего эго и личных желаний.

4 (9).jpg

Святые отцы говорят нам о том, что состояние души и тела взаимосвязаны. Одна из причин, по которой нам нужна скромная одежда и благоговейная поза в церкви, заключается в том, что это помогает нам отложить все земные попечения и мистически представлять собой херувимов. И если когда-либо существовало поколение, которое особо нуждалось в Священном Предании Церкви, чтобы отойти от мирского мышления и войти в присутствие Божие, то это мы.

Многие женщины замечают, что покрытие головы в церкви способствует трезвенности, молитвенности, хранению уст. Каким-то образом головной покров помогает связать наши чувства, помогает препоясать наши чресла для молитвы и поклонения Богу, для того, чтобы взывать к Нему из глубины нашего сердца. Поэтому это не только внешнее проявление благочестия, но это имеет значение для нашей души. И таким же образом дело обстоит со всем, что связано с церковным Преданием. Церковная традиция помогает душе на пути к Небесам».

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Diocese of Sitka and Alaska OCA

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить