О Рождестве в Новом Завете

Беседа с иеромонахом Иринеем (Пиковским)

Приближается праздник Рождества Христова, один из самых больших, радостных и значимых в христианстве. Рождество Спасителя открыло дверь в Новый Завет – человечество получило шанс на спасение через вочеловечение и жертвенную смерть Иисуса Христа. Почему же эти события произошли именно в тот исторический период? Почему именно волхвы и пастухи первыми приветствовали родившегося Богочеловека? И зачем Христу нужно было родиться на земле?

– Батюшка, какие исторические события подготовили Рождество Спасителя?

– Вопрос о событиях, предшествующих Рождеству Спасителя, интересовал человечество на протяжении тысячелетий. И существуют разные подходы к интерпретации датирования Рождества Христова. Есть цитаты из Ветхого Завета, которые прямо или косвенно говорят нам о месте Его рождения, колене, из которого Он должен родиться, виде Его служения людям.

Изображение из iOS (2).jpg

Было использовано множество терминов современниками Спасителя: Сын Божий, Сын Человеческий, Учитель, Мессия, Помазанник, Христос. Уже древние святые отцы на основании текстов Нового Завета усматривали параллели. Во-первых, в тех цитатах, которые используют апостолы в Евангелиях, посланиях, в книге Деяний, чтобы показать, что Христос – исполнитель древних пророчеств. Эти цитаты словно берутся в кавычки и открываются вводной речью, как сказано у пророков: «как написано у Исайи», или «об этом пророчествовал Михей». В Новом Завете есть цитаты и аллюзии на Ветхий Завет.

Но святые отцы пошли дальше, и в какой-то момент сформировалось представление о том, что весь Ветхий Завет был приуготовлением к Новому.

– Какие пророчества Ветхого Завета говорят о рождении Спасителя?

– В представлении о том, что весь Ветхий Завет пророчествует о Христе, есть два уровня понимания: во-первых, это сама библейская история. Сначала Бог посылал пророков. Мы видим, что история была сложная: человечество прошло через Всемирный потоп, потом из тех жителей, которые обосновались в Междуречье, выбирается только одна фамилия и один человек – Авраам, который остался верен Богу. Этот народ, прожив какое-то время в Ханаане, отправляется в Египет и оттуда, перерождаясь, переходя через Красное море, получает Завет, и совершенно в обновленном статусе, усыновленный Богом, он входит в обетованную землю. Делит эту землю между 12 коленами. Потом из-за нечестия народа эти колена, сначала северные десять, потом южные два, уводятся в плен: первые – в ассирийский, вторые – в вавилонский. И из Вавилона возвращается новый народ. И так мы видим как минимум три глобальных перерождения – Великий потоп, плен египетский, плен вавилонский. На каждом из этих уровней Господь Бог как-то по-особому выстраивает с человечеством диалог.

Изображение из iOS (1).png

После вавилонского плена пророчество прекратилось в Израиле. С середины V века Бог уже не посылает пророков, но у древних израильтян есть книга – Книга Закона, есть книги пророков. Они начинают их со вниманием читать, переписывать, интерпретировать, пытаются жить по этим книгам. Из устного слова Господь переходит к диалогу с человечеством на языке письменного слова. И вот этот длительный процесс диалога с Богом приходит к тому, что в какой-то момент ожидание Мессии настолько сильно, что даже само Евангелие (не говоря о небиблейской литературе) постоянно пишет о возникновении неких лжемессий. Был какой-то Иуда Галилеянин, который устроил мятеж, был какой-то еще египтянин, который увел за собой какую-то массу людей.

Может быть, даже в Варавве, разбойнике, усматривался образ того политического революционера, который, наконец, вернет власть в руки иудеев в Палестине. Была некая напряженность к дате Рождества Христова. Во-первых, ждали политического вождя, который освободит евреев от римских захватчиков. Во-вторых, ждали нового первосвященника.

Люди ждали нового первосвященника будущих благ, который восстановит в Иерусалимском храме законы служений и будет образцом чистоты и нравственности

Надо сказать, что с середины II века до Рождества Христова, со времен Маккавейских войн, на Иерусалимском престоле, на кафедре первосвященника оказался человек не из линии потомков Аарона. Таким образом, как показывают нам источники того периода, во главе священства стал человек нелегитимный. Потому ждали нового священника, нового первосвященника будущих благ, который восстановит в Иерусалимском храме законы служений и будет сам образцом чистоты и нравственности. Итак, когда мы говорим о том, что весь Ветхий Завет пророчествует о Новом, во-первых, мы говорим о всей истории человечества, которая закончилась кульминацией ожидания освободителя в Израиле как раз на рубеже эры, как раз в ту эпоху, когда родился Спаситель, Господь наш Иисус Христос.

– Какие ветхозаветные образы предвосхищали появление Спасителя?

– Многочисленные образы Ветхого Завета нас подготавливают к принятию не только Спасителя, но и Божьей Матери. Святые отцы многократно сравнивали Божью Матерь с ковчегом, с манной небесной, с теми самыми Вратами, через которые проходит Царь, и эти врата остаются закрытыми.

Изображение из iOS (3).jpg

Ветхий Завет воспринимается не только буквально, буква в букву, как историческая книга со своими какими-то событиями, баталиями, героями, взлетами и падениями, но воспринимается как книга мистическая, книга созерцательная, которая нам приоткрывает некую тайну, лежащую за кадром. За самим текстом, за тем, что является тем самым Духом Божьим, который этот текст и формирует для человеческого восприятия.

Ветхий Завет воспринимается как книга мистическая, созерцательная, которая нам приоткрывает некую тайну, лежащую за кадром

Таким образом, мы видим, что уже в самом зачатии Иисуса Христа от Девы Марии и Святого Духа есть некая тайна духовного восприятия того, что вообще навевало пророков и апостолов на написание Священного текста, на то, что стоит выше, масштабнее, глобальнее и в то же время таинственнее и непознаваемее, чем сама Библия. Таким образом, к дате Рождества Христова сходятся и мистический, аллегорический метод толкования Священного Писания, и исторический метод. И как любой человек использует две руки – правую и левую, так и святые отцы используют оба метода, чтобы указать на эту отправную точку, на эту дату, на того человека, личность с большой буквы, который поменял мир. И мы теперь отсчитываем наше летоисчисление от новой эры, от Рождества Христова.

– Многие недоуменно сталкиваются с вопросом: кем были знаменитые волхвы, «цари с Востока» (см.: Откр. 16: 12)

– Мы мало что знаем о тех волхвах, которые пришли с Востока. Слово «восток» издревле воспринималось очень широко. Что такое восток по отношению к Москве и Санкт-Петербургу? Это земли, лежащие за Уралом. Но если мы спросим себя, что такое восток по отношению к Лондону и Парижу, это земли, наверное, лежащие на запад от Франции и Великобритании. Таким образом, уже Греция может восприниматься востоком по отношению к Франции, Германии, Испании, Великобритании, но это будет запад по отношению к России. И поэтому слово «восток» в Священном Писании следует скорее прочитывать как указание на то, что эти звездочеты, маги, а может быть, цари пришли с иной стороны, с иного места. В различные эпохи были представления о том, что эти звездочеты пришли из трех разных стран. Может быть, кто-то пришел из Персии, кто-то пришел из Африки, а кто-то пришел из Малой Азии, теперешней территории Турции. Таким образом, эти три стороны света символизируют некую всеобщность – отовсюду пришли волхвы почтить Небесного Царя Иисуса Христа.

Изображение из iOS (2).png

Есть другая точка зрения, что вполне даже склонно к историческому восприятию этих волхвов, что это были те ученики, которые когда-то слышали от пророка Даниила, что через какой-то промежуток времени, 90 лет или около этого, родится новый царь. Как нам сообщают ветхозаветные книги, пророк Даниил был поставлен старшим над халдеями. А слово «халдей» обозначало не только и даже не столько мудрецов, сколько еще местных астрономов, астрологов, потому что для Вавилона и в последующем для Персии это были в общем идентичные понятия. Мудрец – это тот, кто умеет разгадывать загадки. А каким образом разгадывались загадки? По звездам, математическим путем, если какие-то правильные фигуры из звезд складывались. Движение небесных светил, если особые яркие звезды на что-то указывали, было знаком. И тот мудрец, халдей, получал преимущество, который мог отгадать эти знаки, предсказать грядущие важные политические события. Мы знаем, что пророк Даниил был человеком, который разгадывал сны. И он мог указать вавилонскому царю, что значат те или иные сны, видения, которые ему приходили на ум. И поэтому он был поставлен старшим мудрецом, тем, кто умеет разгадывать тайны, загадки из символов, дешифруя их, указывать дорогу в будущее. И так можно предположить, что волхвы с Востока – это ученики учеников, какие-то дальние потомки мудрецов, которые увидели в определенный момент сверхновую звезду на ночном небосклоне и, прочитав буквально пророчество Даниила, стали искать место рождения особого царя, о котором им в древности возвещали их предки. И тогда перед нами возникают вполне исторические персонажи, которые приходят в Палестину, потому что перед их глазами были древние рукописи еврея по имени Даниил.

– Какую роль волхвы играли в государстве?

– Лица царского рода – волхвы – были людьми почитаемыми, могли представлять интересы всего государства. Как известно нам из античных источников, бывали такие случаи, когда мудрецы Междуречья, приходя в Египет и отвечая на загадки египетских правителей, тем самым не только царскими почестями одаривались, но и в целом помогали выстраивать отношения между государствами. И, наверное, неслучайно визири, которых отправляли правители Востока в другие страны, были в первую очередь людьми весьма проницательными. Мудрецами! Отсюда понятно, почему правители Византии отправляли к киевскому царю Владимиру не политических лидеров, а философов.

Изображение из iOS (4).jpg
Источник фото: ekogradmiscow.ru

Людей проницательных и мудрых, которые могли поразить Владимира не блеском своих доспехов, а интеллектуальной подготовленностью, находчивостью и мудростью. Итак, с точки зрения социальной герменевтики волхвы – это прежде всего лица царского уровня.

– Как волхвы узнали, куда именно им нужно прийти?

– По всей видимости, они не знали точное место рождения Спасителя, но поскольку у них было представление, что это какой-то особый царь, особый вождь, они пришли к царю Ироду, чтобы уточнить, а где именно должно родиться новому царю. Мы мало что знаем об именах, и поэтому, скорее всего, латинская традиция, называющая имена волхвов – Каспар, Валтасар и Мельхиор, – это достаточно поздняя традиция их именования. Но, что интересно, каменные саркофаги датируются не позднее второй половины IV века. Большие, крупные каменные саркофаги, почти что царские гробницы, говорят нам о какой-то археологической традиции восприятия этих персонажей не как вымышленных, фантастических героев, а как вполне исторических лиц, которые когда-то действительно повстречались с младенцем Иисусом.

– А то, что пастушки тоже пришли к месту рождения Христа, это символ какой-то народной общности – вот высокий народ, волхвы, а вот пастушки. Это метафора или в этом есть какой-то исторический символ?

– Пастухи – лица нижайшего сословия, которые выполняют почти что рабскую работу (потому что наемники или рабы – это дорого, самые бедные люди сами пасли своих овец). Бейт-Лехем, так назывался город Вифлеем на иврите, был левицким городом. Там жили левиты, которые по череде, установленной еще царем Давидом, приходили в храм для служения. Левиты занимались тем, что осматривали скот, жертвенных животных на предмет их ритуальной чистоты и пригодности для совершения жертвоприношений. И поэтому неслучайно как раз недалеко от Вифлеема были пастушеские поля. Некоторые из них до сих пор сохранили свои названия, например Поле пастушков, там сейчас находится один из исторических греческих монастырей.

Изображение из iOS (5).jpg
Источник фото: elitsy.ru

Неслучайно рядом с Вифлеемом, где жили левиты, осматривающие жертвенных животных, находились пастушеские поля, где пастухи выводили породистый, правильный, с точки зрения еврейской религии, чистый скот. Так вот, перед нами не просто пастухи, перед нами пастухи, которые выполняют какую-то особую роль. Они подготавливают материал, который был искупительной жертвой, для совершения богослужений, ту основу, которая в храме превращалась в благодарную жертву Богу. То есть это люди, которые каким-то очень дальним образом, косвенно были причастны к самому храму. И именно они удостаиваются слышать пение ангелов.

– Слышать пение ангелов сподоблялись очень праведные люди!

– Да! Поэтому, на первый взгляд, евангельская история выглядит как просто сказка – какие-то случайные пастухи услышали пение ангелов и побежали посмотреть, а что же такого новенького произошло в Вифлееме? Но в символическом, мистическом восприятии это были неслучайные люди.

Изображение из iOS (6).jpg

Может быть, это были пастухи, о которых Христос всегда говорит в притчах в возвышенных тонах – те пастухи, которые способны оставить 99 овец, чтобы пойти за сотой. Те, которые сторожат всю ночь свое стадо, чтобы никакой волк не похитил ни одну овцу. То есть это не наемники, которые, видя волка, бросают свое стадо и бегут прочь. Мы видим, что эти пастухи Вифлеемские стерегут его всю ночь. Они являются неким прообразом для притч о добрых пастырях, о которых потом будет говорить в Галилее Христос Своим ученикам. И вот они удостаиваются слышать ангельское пение. Как известно, ангельского благовестия в древности удостаивались неслучайные люди. Когда тот или иной человек видел ангела, ему было страшно, ибо ангел мог прийти с мечом карающим, уничтожающим какого-то демона. Поэтому явление ангела всегда воспринималось с трепетом.

Пастухи являются неким прообразом для притч о добрых пастырях, о которых потом будет говорить Христос Своим ученикам

Но, с другой стороны, явление ангела могло быть как бы явлением Самого Бога, потому что Небесные Силы представляли интересы Бога и возвещали что-то очень важное, масштабное. В таком случае речь шла об особых людских избранниках, чистых, непорочных, достойных того, чтобы услышать от Бога благую весть. И поэтому нижайшие с точки зрения сословия, но достойные, наверное, с точки зрения своего пастырского служения лица были приглашены узреть своего Спасителя в числе первых. И тем самым как бы Господь перевернул всё с ног на голову – богатые люди приходят к Спасителю вторыми, потому что они отягощены своей ношей; а бедные люди, но чистые сердцем, первыми узрели воплотившегося Бога.

– А чего ради воплотился Бог?

– Ради нас и ради нашего спасения. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). По переизбытку любви Своей Бог посылает Своего Единородного Сына, который также в Евангелии называется возлюбленным. Следовательно, пришествие Христово не чего ради, а кого ради – ради нас происходит. Следовательно, Бог делает первый шаг навстречу человеку. И мы неоднократно встречаем у святых отцов поразительные слова о том, что Бог любит человека больше, гораздо больше, чем человек любит Бога. Бог любит человека настолько, что умаляет себя, осуществляет кенозис. Примиряет себя, примеряет образ раба, чтобы по всему виду стать как человек. Единственное его отличие от нас – Он без греха. В нем диавол не может найти никакой тени. И таким образом, воспринимая человеческую природу, Бог изнутри ее исцеляет и являет нам нового Адама, перерожденного по существу. Который не только для нас является нравственным идеалом, но через причастие к которому и мы становимся способны исцелить нашу природу. В этом богословская тайна, высота и глубина – боговоплощение.

Воспринимая человеческую природу, Бог изнутри ее исцеляет и являет нам нового Адама, перерожденного по существу

Христос, и здесь отличие православного толкования от толкования ряда протестантских конфессий, не является для нас особым новым учителем нравственности, транслирующим новые заповеди. До этого было много замечательных учителей – впечатляющих, мало впечатляющих, но человек всё равно не смог преодолеть грех, живущий внутри него. Христос через сопричастие к Нему нас исцеляет, и не только ментально, разумно и душевно, исцеляя наш ум и наши чувства, но Он преображает саму природу человека. И здесь мало учить и понимать заповеди Божьи, здесь нужно всё естество тела своего соединить с Божиим телом Иисуса Христа. И это как раз дорога к нашему пониманию, тому, что мы называем Евхаристией, Причастием. Потому что через соединение с Ним мы получаем жизнь, как веточка-лоза, привитая к сортовому винограднику, из мертвой становится живой, потому что от корня получает сок, дающий жизнь и плод.

Изображение из iOS (3).png

И поэтому Христос говорит нам, что без Меня вы не можете приносить плода, потому что этот духовный сок Святого Духа подается благодаря присоединению к Богу через Иисуса Христа. И таким образом, благодаря Иисусу Христу и под воздействием Святого Духа, и мы преображаемся и становимся способными не только идти за Христом, но и приносить христианские плоды – плоды христианского жития и благочестия.

Беседовала Мария Красникова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить