Обитель старца Зосимы (Сокура). Символ несломленного единства Руси

В последних числах ноября в нашем монастыре состоялось очередное собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Игумения Анна (Морозова), настоятельница Свято-Николаевского женского монастыря Донецкой епархии, рассказала о том, как живет обитель, находясь в зоне военного конфликта. Предлагаем Вашему вниманию этот доклад.

1 (19).jpg
Игумения Анна (Морозова) 

Наша Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель, основанная схиархимандритом Зосимой (Сокуром), расположена в селе Никольское под Донецком. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный Свято-Васильевский храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического дома. В скором времени его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и небольшая паломническая гостиница с трапезной. В 1992 году архимандрит Савватий был пострижен в схиму с именем Зосима.

В 90-е годы отец Зосима уже был известен как старец и пламенный молитвенник. Множество людей, как мирян, так и священников, приезжали к нему за духовным советом и наставлением. Будучи к тому времени уже тяжело больным, батюшка принимал в день по 20–30 человек. Среди посетителей были как простые сельские жители, так и люди из высшего сословия. Батюшка с каждым мог говорить на его языке, люди выходили от него утешенные и окрыленные. Вокруг батюшки собирались люди, желавшие послужить Богу под его духовным руководством. В 1997 году церковная община взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, там была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми людьми – «Дом милосердия». Батюшка был счастлив возможности обеспечить достойный уход своим стареющим «женам-мироносицам», как он называл матушек-помощниц, следовавших за ним по всем местам «ссылок» (власти много раз переводили отца Зосиму с прихода на приход, пытаясь сломить непокорного священника). Никольское, по словам самого батюшки, стало местом его последней ссылки.

В том же 97-м году схиархимандрит Зосима перенес клиническую смерть. Вернувшись, он стал активнее заниматься строительством и устройством обители, говорил, что у него осталось мало времени. За эти годы был выстроен весь архитектурный ансамбль обители с несколькими храмами, часовнями, жилыми, хозяйственными и больничными корпусами общей площадью более 8000 кв. м. Официально монастырь был зарегистрирован в 2000 году.

2 (18).jpg
Свято-Николаевский женский монастырь

Батюшка был ценителем красоты церковного богослужения, собирал по крупицам духовные сокровища по всему православному миру. Особенности богослужения Иерусалима, Афона, Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни наполнили уставную жизнь обители. Праздник Успения Божией Матери был одним из самых почитаемых батюшкой, на второй день Успения в 2002 году он и ушел в Вечность.

Особенности богослужения Иерусалима, Афона, Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни наполнили уставную жизнь обители

После смерти батюшки по его завещанию был выстроен величественный Свято-Успенский собор, являющийся копией Успенского собора Московского Кремля, что стало видимым воплощением его любви к Богородице и к Русской земле, ее духовному наследию.

В 2009 году собор освятил Святейший Патриарх Кирилл, как и предсказывал отец Зосима. На самом деле это всех очень смущало, мы, живущие рядом с батюшкой, думали, что блажит старец. Каково же было для всех удивление, когда в нашу глухую, далекую от цивилизации деревню приехал Святейший Патриарх! Батюшкины пророческие слова исполнились.

Отца Зосиму отличало трепетное отношение ко всему исконно русскому. Понимая Святую Русь как начало, удерживающее мир от апостасийного разложения, батюшка ясно осознавал, что Россия имеет два крыла: православие и культуру – и только сохраняя в чистоте нашу веру и оберегая культуру, можно сохранить историческую память, нашу русскую идентичность – то, что отличает нас от других народов, делает Русь святою.

Он прекрасно разбирался в русской истории, литературе, живописи, музыке и призывал нас не быть «Иванами, не помнящими родства», дорожить своими корнями, святынями, знать и ценить свою культуру.

Прозревая будущее на много лет вперед, в начале 90-х годов XX века он говорил о том, что разделение России, Украины и Белоруссии на независимые государства искусственно инициируется Западом, на всем протяжении истории мечтающим разрушить духовное единство русского народа и подчинить нашу страну своим интересам. Видя, с какой интенсивностью на Украине насаждается агрессия ко всему русскому, батюшка с огромным прискорбием говорил, что такие действия непременно рано или поздно приведут к кровопролитию и войне, а также к гонениям на Православную Церковь.

Понимая, что Русская Православная Церковь является последним оплотом единства славянских народов и гарантом стабильности во всем православном мире, отец Зосима решительно обличал пагубность церковного раскола. Он горячо молился сам и призывал всех молиться о неделимости Русской Церкви. «Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь. Не эту раскольническую, политическую, которую на Украине пытаются навязать и в которую они захватывают храмы и увлекают насильно души человеческие в ложь и обман. А дай нам, Господи, в законной единой Русской Церкви пребывать!» – говорил отец Зосима.

Русская Православная Церковь является последним оплотом единства славянских народов и гарантом стабильности во всем православном мире

В своем завещании батюшка написал: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или "законная", – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Твердо стойте за каноны Русской Православной Церкви. Нахожусь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность».

3 (14).jpg
Схиархимандрит Зосима (Сокур) (в центре) с монашествующими

В те времена нам было совершенно непонятно, как такое может произойти, каким образом это может сбыться. А сейчас мы являемся живыми свидетелями исполнения этих слов.

Уже почти два года, с 13 марта 2022 года, монастырь подвергается массированным артиллерийским обстрелам со стороны Украины. К сожалению, стреляющих не останавливали ни более 300 беженцев с детьми, которые спасались в наших подвалах, ни престарелые жители богадельни, не останавливает и то, что сейчас около 50 монашествующих остаются в обители ради того, чтобы совершалось богослужение, не угасали лампады. Какая-то нечеловеческая злоба движет этими людьми.

Летом 2022 года были эвакуированы тяжелобольные и престарелые жители монастырской богадельни. В назначенное время эвакуации начался прицельный огонь. Обитель обстреливалась беспрерывно в течении пяти часов: над головами насельников разрывались «грады», «ураганы», мины разного калибра. От фугасных снарядов загорелся трапезный храм в честь Всех русских святых и Дом трудолюбия. Ближе к вечеру с большим трудом удалось вывезти из обители престарелых людей.

Через время по благословению правящего архиерея, митрополита Донецкого Илариона, выехала еще часть насельников монастыря. В настоящее время братия проживают в городе Макеевка, в скиту Святого Иоанна Предтечи. В Свято-Касперовском монастыре проживают 75 сестер из богадельни. В селе Андреевка Снежнянского района проживают 20 сестер при Свято- Покровском храме. Сестры живут монашеской общиной, исполняя монастырский устав, поддерживая жизнедеятельность монастыря на передовой.

На сегодня в обители не осталось ни одного целого здания, повреждены кровли на всех монастырских строениях. Невзирая на практически полное внешнее разрушение, обитель живет.

В обители не осталось ни одного целого здания. Невзирая на это, обитель живет

В монастыре полностью разрушены все системы коммуникации: нет электричества, воды, газа, тепла, связи. Оставшиеся братия и сестры живут в подвальных помещениях. Большая часть насельников проживает в нижнем храме. Там мы ежедневно совершаем богослужения, там же готовится пища на газовой плите. Для приготовления используется газовый баллон. Жизнедеятельность монастыря полностью зависит от работы генератора. Дорога, по которой завозится дизельное топливо, постоянно обстреливается. Люди, рискуя жизнью, доставляют в обитель топливо, хлеб, продукты. Есть много погибших и раненых. На территории монастыря погиб иеромонах Вонифатий, схимонахиня Савва, инок Герман и другие. Всего на данный момент восемь человек погибло и десять ранены.

4 (13).jpg

Братья и сестры служат, молятся и вдохновляются светлой надеждой на то, что, как птица феникс, любимый монастырь неминуемо восстанет из пепла и неминуемо возродится Русь триединая в братской любви и в духовном единомыслии!

Израненный Успенский собор стоит как символ поруганного, но не сломленного единства Святой Руси – единства Русской Церкви и единства братских народов России, Украины и Белоруссии, о котором так горячо молился отец Зосима и с глубокой верой в возрождение которого он и ушел в Вечность.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить