«Обновления храму Твоему показал еси»

Проповедь на память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, который греки называют Ἀνάστασις, а славянская традиция именует «Воскресение словущее». Этот день отсылает нас не только к событию освящения великого храма, воздвигнутого равноапостольным императором Константином Великим и его матерью святой Еленой, но и к самой тайне Пасхи Христовой, потому что здесь, в этом празднике богословски соединены Крест и Гроб Господень, Голгофа и Воскресение.

1 (1).jpg

Освящение храма всегда событие не только историческое, но и богословское. Вспомним слова святителя Григория Нисского, который в трактате «О посвящении церкви» писал: «Дом Божий есть место освященное, где земное соединяется с небесным и временное с вечным» (PG 46, 581). Храм – это не просто здание из камня, но образ всей Церкви, Тела Христова, и даже самого человека, который, по слову апостола Павла, есть «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19).

Храм – это не просто здание из камня, но образ всей Церкви, Тела Христова, и даже самого человека

В IV веке, после дарования свободы христианскому исповеданию веры, император Константин пожелал, чтобы центр новой религии пребывал не в Риме и не в Константинополе, а именно в Иерусалиме – там, где Господь страдал, умер и воскрес. Евсевий Кесарийский в «Жизни Константина» передает слова императора: «На месте страдания и победы Христовой должно воздвигнуть храм достойный Царя и Бога» (Vita Constantini, III, 25–40).

Память освящения храма Воскресения (Ἐγκαίνια τοῦ Ναοῦ τῆς Ἀναστάσεως) связана с освящением комплекса, построенного по повелению Константина Великого и его матери святой Елены. В 335 году храм был освящен, и с того времени это событие вошло в память всей Церкви как торжество неразрывной связи между земным городом Иерусалимом и Небесным Иерусалимом, к которому мы все призваны.

В литургической традиции Востока праздник называется ἐγκαίνια, что буквально означает «обновление» или «начало нового». Употребление этого термина указывает на глубокую связь освящения храма с идеей нового творения (ср.: Откр. 21: 5). Святой Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, говорил: «Не камни украшают святыню, но таинства, совершаемые в ней; и не стены дают силу, но Христос, пребывающий в ней» (Hom. in Dedicationem Ecclesiae, PG 87, 3305). Таким образом, память обновления храма Воскресения Христова – это не только память о величии архитектуры, но, прежде всего, память о том, что в особом месте и в особое время Господь даровал человечеству новое бытие через Свой Крест и Воскресение.

Само слово «обновление» (греч. ἐγκαίνια) указывает на новое начало. В книге Откровения Иоанна Богослова звучат слова от лица Господа: «Се, творю всё новое» (Откр. 21: 5). Этот новозаветный посыл раскрывается в том, что храмы освящаются для того, чтобы стать пространством нового творения, нового по духу рода человеческого, в котором Христос действует через Свои святые таинства.

Святые отцы постоянно проводили параллель между храмом из камня и храмом духовным – сердцем верующего человека. Преподобный Макарий Египетский подчеркивал: «Сердце есть малый сосуд, но в нем есть драконы и львы, и там также Бог и ангелы; там жизнь и там Царство, там свет и там апостолы» (Homiliae Spirituales, XV, 32). Когда Церковь празднует обновление храма, она вместе с тем напоминает каждому из нас о необходимости обновления души и сердца созиданием в себе нового человека по образу Создавшего его.

И сегодняшний праздник можно понимать как призыв к покаянию и внутреннему очищению. Как храм освящается через молитву, благословение и окропление святой водой, так и душа человека освящается через покаяние, молитву и причащение Святых Христовых Таин.

2 (1).jpg

В тропаре праздника звучат слова: «Обновления храму Твоему показал еси, Господи, и в нас обнови Духом Твоим Пресвятым сердца верных раб Твоих». Здесь ясно выражено то, что внешнее обновление храма должно отражаться во внутреннем обновлении человека.

Святитель Иоанн Златоуст в слове «О святом мученике Фоке» побуждает каждого из нас: «Если храм Божий должен быть чист от всякой скверны, то тем более душа человека, в которой обитает Христос» (PG 50, 705). Следовательно, праздник обновления храма Воскресения есть призыв к тому, чтобы каждый из нас вновь осознал: мы – живые храмы Бога, и в нас совершается Пасха Христова.

Праздник обновления храма Воскресения есть призыв к тому, чтобы каждый из нас вновь осознал: мы – живые храмы Бога, и в нас совершается Пасха Христова

Наконец, память освящения храма Воскресения обращает наши взоры к эсхатологической перспективе. Апостол Иоанн Богослов видел в видении «город святой, Иерусалим новый, сходящий от Бога с небес» (Откр. 21: 2). Земной храм Воскресения – это прообраз того града, в котором «светильник – Агнец» (Откр. 21: 23). Отмечая нынешний день, мы уже предвкушаем то, что однажды сами станем гражданами того города, где Бог будет «всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28).

Возлюбленные о Господе сестры и братья! Будем же чтить святыню, данную нам, и помнить, что истинный храм – Христос Бог, Который сказал о храме тела Своего: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19). А значит, каждый из нас призван к обновлению своего внутреннего устроения, чтобы и в нас водворился Христос, а благодаря Ему и мы стали непричастны смерти, вошли в радость победы Господа над диаволом, света над тьмою, победы Воскресения над адом.

Да дарует же Господь, чтобы праздник обновления храма Воскресения Христова стал для нас днем внутреннего преображения, днем покаяния и надежды на грядущий век, где «не будет [обычного] храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21: 22). Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить