Образ Святой Троицы возвращается домой

Икона Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева возвращается Церкви. Историческое событие! Согласно решению Президента Российской Федерации Владимира Путина, в течение года образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, а затем вернется на свое исконное место: в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В списках с ризных книг конца XVI века мы читаем, что «Троица» находилась здесь в местном (нижнем) ряду иконостаса – там, где обычно располагается храмовая икона. «Сказание о святых иконописцах» XVII века рассказывает, что икона была написана Андреем Рублевым по просьбе игумена Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому».

Фото 1.=первью.jpeg
Фото: stsl.ru/lavra-news

Если Библия – это слово Божие, то икона – Его слово в красках. Что мы можем открыть, к чему прикоснуться через икону Святой Троицы? Глубина и красота – сердце наше в ней. И не только наше: здесь бьется сердце истории. Здесь черпают вдохновение богословы. В ней – радость и отражение общения любви внутри Святой Троицы и с нами, окунающимся в нее!

Икона кисти преподобного Андрея являет настоящее, живое отражение святого человека, делателя Иисусовой молитвы. Быть может, об этом молитвенном молчании сказал преподобный Исаак Сирин: «Молчание есть тайна будущего века». По сравнению с сюжетом «Гостеприимство Авраама», здесь все сосредоточено на главном: только Святая Троица и символы, связанные с Ней. Ни одной лишней детали, ни намека на суету. Икона преподобного Андрея утонченная и цветная. Не цветастая, прикрывающая яркой краской внутреннюю пустоту, чем зачастую занимается реклама и современное искусство, а пронизанная чувством гармонии цвета, отражающей Небеса. Ее колорит сравним с тонким дыханием ветра, в котором открывается Дух Божий. В ее Ликах, жестах, линиях особая точность, скромность и сила, как в действиях Бога в нашей жизни. Искусство преподобного Андрея рождено дыханием Духа, запечатленного во внутренней динамике образа.

В ее Ликах, жестах, линиях особая точность, скромность и сила, как в действиях Бога в нашей жизни

Декан иконописного факультета Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) рассказывал, как кисть преподобного Андрея не смогла оставить равнодушным князя Евгения Николаевича Трубецкого. Вначале «он восхищался живописью Васнецова и его "Шествием праведных в рай", а когда увидел росписи преподобного Андрея Рублева, его пронзило. И поразило: во фресках почти отсутствует движение, но движение жестами, движение взглядов настолько глубокое, настолько в них видна целеустремленность праведных». Вот истинное «Шествие праведных в рай». Вместе с преподобным Андреем.

Фото 2.jpeg (2).png
Фото: stsl.ru/lavra-news

Можно долго стоять перед иконой: то молиться, то любоваться, потом снова молиться и снова любоваться ей. Мы с друзьями, студентами и выпускниками художественного и иконописного факультета, приходили в Третьяковскую галерею посмотреть лучшее, что нам дает история живописи. И начав с залов иконописи, проводили в них почти всё время.

Святая Троица – вдохновение богословов. Святитель Николай Сербский пишет: «Как любовь Бог открылся роду человеческому в откровении о единстве Святой Троицы». Это Сын Божий засвидетельствовал словами: «Я во Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 10)».

«И так из вечности в вечность, без начала и конца, без перемен, без уменьшений и увеличений, без каких-либо внешних событий, вне времени и пространства».

«Особенность любви… состоит в том, что любящий желает раствориться в возлюбленном. Так горяча любовь... Но непостижимым образом Каждый остается тем, что Он есть, потому и говорится о Святой Троице: нераздельна – неслитна». «Любовь в одном лице – не любовь, а самолюбие и себялюбие, потому Мухамед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием… Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на Небе».

Одни ходят по храму, как по музею, другие – по музею, как по храму. Сегодня икона Святой Троицы, созданная для молитвы перед ней, возвращается на свое место: в храм, о котором сказал Господь: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов (Мк. 11: 17).

Фото 3..jpeg
Государственная Третьяковская галерея

Сердечная благодарность сотрудникам Государственной Третьяковской галереи, сохранившим икону в годы советской власти (она была передана музею в 1929 году). Видя взволнованное, бережное, благоговейное отношение к древнему образу, невольно думаешь: дай Бог трепет, который имеют музейные работники перед святой древностью, иметь каждому из нас перед святыней. В чем его корни? Работники музеев понимают, что есть жизнь шедевра и есть его смерть. А ведь и у души есть жизнь и есть смерть. Господь все устраивает так, чтобы оживали наши души. Сохранение древних святынь всегда и в руках человеческих, и в руках Господа, сохранившего и даже обновившего некоторые иконы и фрески и охраняющего и обновляющего от греховной черствости наши души.

Сохранение древних святынь всегда и в руках человеческих, и в руках Господа

Во времена народных бед победы, маленькие и большие, случаются не на пустом месте. За покаяние, любовь к святости, горячую молитву милует Господь.

Дай Бог нам, грешным, милости Божией! Не будем забывать, что «не численность войск решает исход войны, а Бог. Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих».  «Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божиим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи» (святитель Николай Сербский).

«Будем и мы и догматы… содержать со всею точностию и привлекать к себе любовь Божию. Ибо Он прежде возлюбил нас, когда мы еще ненавидели Его; и примирил с Собою, когда мы еще были врагами Его» (святитель Феофан Затворник).

Праздник и образ Святой Троицы – особая высота, дверь в тайны и радость Царства Небесного. Из Священного Писания мы многое узнаём о земной жизни Спасителя, но о жизни будущего века и тайнах Святой Троицы оно говорит прикровенно. По словам преподобного Силуана Афонского, «люди не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно сказал: Будем подобны Ему, – и это не только после смерти, но еще и теперь, ибо Милостивый Господь дал на землю Духа Святого и Дух Святой живет в Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях; Он живет в сердцах верующих; Он учит душу подвигу; Он дает силы исполнять заповеди Господни; Он наставляет нас на всякую истину; Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа».

Фото 4.jpeg (1).png

Неслучайно центр иконы – символ Чаши Евхаристии, в которой Господь объединяет нас – таких разных по национальностям, характерам, условиям жизни – в Самом Себе. Может ли любое счастье этого мира быть совершеннее этого счастья? Именно к ней ведет «Путь к счастью». И именно об этом небесном счастье преподобный Андрей оставил свидетельство, «богословие в красках», икону Святой Троицы.

Тропарь Святой Троице

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Татьяна Карп 17 мая 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить