Пастырские встречи. Мирянин в храме

На вопросы прихожан Сретенского монастыря, связанные с основными догматами православия, поведением в храме, на этой Пастырской встрече отвечал иеромонах Ириней (Пиковский).

– Почему Иисус Христос есть Сын Божий?

– Потому что так благоволил Бог, потому что от века Рождаемый прежде бытия мира, Совечно Существующий Отцу и Сыну, Христос всегда был ипостасью Святой Троицы. Но в определенный период человеческой истории Он явился во плоти, родившись от Марии Девы.

original.jpg

– Как быть с титулами, с помощью которых мы обращаемся к духовенству и не только: Ваше Преподобие, Ваше Высокопреподобие? Для нас авторитетом является прежде всего Бог – Владыка неба и земли – и те святые, святость которых несомненна?

– Честно скажу, я тоже иногда смущаюсь, когда мне в письменной форме в официальных письмах пишут «Ваше Преподобие». Я не считаю себя более преподобным, чем Серафим Саровский или другие святые. Но так заведено испокон веков в этикете общения между людьми, что мы используем какие-то обращения: многоуважаемый, уважаемая, дорогой, дорогая, дамы и господа, мистер, миссис, мадам, мадмуазель. Да зачем далеко ходить? Отец и мать – мы же не обращаемся друг к другу в семейных отношениях «Сережа и Людмила», мы все-таки говорим «папа и мама» своим родителям. К дедушке и бабушке мы чаще обращаемся со словами «бабушка», «бабуля», «дедуля», «дед», «баба», не называя их по именам. А если ребенок, семилетний мальчик, в семье называет папу все время по имени: «Сережа, приди сюда» – или к маме обращается: «Людмила, я не буду мыть посуду», то это со стороны окружающих людей будет выглядеть даже вульгарно, неэтично. Так что говорить «Ваше Преподобие» принято, и в этом нет ничего плохого, ведь мы в это обращение вкладываем и наше уважение, и даже наши чувства.

– Как понять, что простил человека и не держишь на него обиду?

– Есть некоторые вопросы, на которые ответить в двух словах тяжело. Не зря некоторые монастыри создают крупнейшие в России издательства и наполняют книгами полки наших прихожан для того, чтобы разобраться в какой-то проблеме. Иногда бывает, можно услышать вопросы по типу того: «Что мне сделать, чтобы все было хорошо? Дайте мне совет такой, чтобы был очень простым». Студенты знают, что я иногда люблю из библейской древности приводить шутки, прибаутки, анекдоты, притчи и истории, и приведу вам на этот счет такую простую историю, она как раз из того периода, когда жил Иисус Христос, она родилась в соответствующей еврейской среде.

Пришел прозелит (человек, который желал обратиться в веру в истинного Бога Израиля) к одному известному равви, звали его Шамай, и говорит ему: «Научи меня всей Торе (всему Пятикнижию Моисееву), пока я буду стоять на одной ноге». Шамай отвечает: «Это невозможно. Люди годами, десятилетиями учатся, а ты хочешь, чтобы я тебя научил Торе, пока ты будешь стоять на одной ноге», – и прогнал его. Приходит этот прозелит к другому равви, Гиллелю, и говорит: «Научи меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге», а тот отвечает: «Запросто, ты даже не устанешь». – «Опаньки, а как?» – «Не делай другим того, чего не желаешь себе – в этом весь Закон и Пророки». 

«Не делай другим того, чего не желаешь себе – в этом весь Закон и Пророки»

Вот иногда бывает какая-то одна фраза, которая является руководящим принципом и отвечает на все вопросы. И очень хорошо, если мы найдем эти точки опоры, вокруг которых будем строить свое личное богословское воззрение и пути ко спасению. Но здесь не всегда работает обратная перспектива: «Как бы мне задать завуалированно вопрос так, чтобы на него получить ответ на все случаи жизни?» Как понять, что простил человека? Посмотри на его лицо, если у него там гримаса с оскалом, то, наверное, он тебя еще не простил. Как понять себя, простил ли я человека? Хорошо, спроси себя: «А готов ли я ради этого человека, которого простил, жизнь свою отдать?» Если готов своей жизнью пожертвовать ради него, значит, он уже мне не враг, а друг. 

Как понять, что простил человека? Посмотри на его лицо, если у него там гримаса с оскалом, то, наверное, он тебя еще не простил

И таких вопросов может быть много, и принципов тоже много. Здесь важно, чтобы мы думали, чтобы мы не прятались за какие-то фрагментарно уловленные знания, чтобы сам принцип почувствовали, потому что ответить на все вопросы невозможно – их всегда будет больше, чем наших потенциальных ответов.

original.jpg

– Можно ли носить крестик без распятия? Купили при храме, освящен.

– Изображение Иисуса Христа на крестике в том виде, в котором мы сейчас встречаем Его в храмах Божиих, например, возле столика под названием «канон», или на том кресте, который выносится на Крестопоклонной неделе в центр храма с Самим Телом, барельефом Иисуса Христа, появилось в нашей традиции не сразу. Древними символами, которыми намекали или говорили о Христе, были рыбки, агнцы. И сейчас мы употребляем буквы, например греческие «альфа» и «омега», или хризмы с буквами, которые по-русски читаются «Р» и «Х», для того, чтобы через символ напомнить себе и другим о тайне Боговоплощения и славного Светлого Христова Воскресения. И для нас любой из этих символов – это история с глубоким значением, потому что, глядя на образ, мы пытаемся почувствовать, что стоит за ним, взойти умом к первообразу. Итак, если мы посмотрим историю нательных крестиков, то увидим, что более тысячи лет назад в общехристианской традиции редко на нательном крестике был выпуклый барельеф с изображением Иисуса Христа… (Поставлю три точки.) Думаю, что я ответил на этот вопрос.

– Христианин должен напрямую заниматься делом, к которому призван, или должен совершать дела милосердия, которые отнимают время? 

– В идеале было бы, чтобы наше призвание совпадало с тем, что мы делаем ради людей. Иногда профессия не связана непосредственно с делами милосердия, ведь есть социальные работники, лица, у которых есть такое профессиональное образование, люди, которые занимаются благотворительностью. Мы все понимаем, что наше общее христианское призвание – жить по евангельским заповедям. Это означает, что вне зависимости от того, в каком профессиональном поле я нахожусь, например, работаю физиком в институте Курчатова, везде мое призвание быть христианином может реализовываться в полноте. Прежде всего в том человеческом облике, который я представляю. Являю ли я собою лик Иисуса Христа по своим делам. Есть те, кто в храме носит платочки и длинные юбки, но зато выполняет свою работу небрежно, неаккуратно, у них не рабочее место, а склад – мшелоимство сплошное. Либо позже на работу придут и раньше уйдут, не придерживаются трудового графика. А затронешь их случайно или неслучайно в какой-то теме, и там сразу вулкан негодования. Поэтому, наверное, следует обратить внимание на то, как мы живем, как мы относимся к своим профессиональным обязанностям. Если же мы чувствуем, что то, чем мы занимаемся ежедневно, не является нашим призванием, тогда, наверное, есть смысл задуматься: «А правильно ли я профессию выбрал, работу?» Сейчас есть ресурсы, программы, которые позволяют получить дополнительное образование, в том числе и бесплатно, хотя бы в виде каких-то краткосрочных курсов, семинаров, каких-то открытых площадок самообразования. Они могут помочь скорректировать что-то в отношении своей текущей профессии. Но часто мы себя оправдываем ленью, потому что проще работать в такси, чем заниматься с одиннадцати вечера до двух ночи каждый день повышением своей собственной квалификации, что позволит выполнять какие-то более сложные задачи и получить более высокооплачиваемую и достойную работу. 

– Можно ли женщине в критические дни прикладываться к святым иконам, мощам и другим святыням? 

– На этот счет есть ряд различных воззрений. Я сошлюсь на две точки зрения, которые слышал в Москве от современных пастырей. Одна следует Ветхому Завету: «Нельзя. Можно прийти в храм и постоять». Вторая говорит, что можно, потому что христианство – это не Ветхий Завет. На какой позиции станет ваш духовник, я не знаю. Я не читал какого-либо определения Священного Синода, где была бы четко и однозначно выражена эта позиция, следовательно, она остается на рассуждение местной общины, местной традиции, той традиции, которая сложилась. 

original.jpg

Это как ношение платочков. Этот вопрос обсуждался уже в середине II века от Рождества Христова: «Должна ли женщина покрывать главу свою платком?» С одной стороны, платок – это символ покорности своему мужу, символ для ангела, а с другой стороны, ветхозаветное покрывало снимается при чтении Нового Завета, по словам апостола Павла. И уже в сочинениях Тертуллиана мы видим, что в его время христианки ходили без платков. И только в тех группах, где была повышенная строгость, эти платки надевались. В византийской традиции мы видим почти всех женщин в платках. Следовательно, победила такая точка зрения. Сейчас в некоторых храмах Петербурга вы видите, что во время богослужения дамы стоят без головных уборов. Американская Православная Церковь настаивает на этом. Копты принципиально приходят в храм без платка, потому что этим они отличаются от мусульман. Они говорят: «У них так, у нас по-другому. У них женщины в платках, а мы христианки, поэтому мы должны ходить без платка». Там даже иногда укоряют тех дам, которые заходят в храм в платках. В русской традиции, особенно в нашей московской действительности, сложилось несколько иначе. Может быть, пройдет десять лет и что-то поменяется, но не всегда хорошо быть тем самым революционером, который пытается собою поменять мир. Иногда какие-то процессы естественным путем сами по себе находят свои разрешения. И поэтому, если на какой-то вопрос пока еще нет ответа, это не значит, что ответ не ищется. Он придет, постепенно сложится в рамках той или иной приходской практики, потом, возможно, станет общецерковным. 

original.jpg

Как правильно выбирать имя ребенку? И какое значение оказывает имя святого на жизненный путь человека?

– Традиционно имя выбирали на Руси по месяцеслову в зависимости от того, в какой день родился мальчик или девочка. На этот день, как правило, выпадала память какого-то святого. Соответственно, по церковному календарю имя и подбиралось. И святой, имя которого носил человек, предполагалось, был неким ориентиром. Необязательно нужно было повторять подвиг: если родился мальчик в день преподобного Сергия Радонежского, это не означало, что с момента рождения ребенок был уже предуставлен к монашеству. Он мог вести и семейный образ жизни. Другое дело, что преподобный Сергий для этого мальчика мог быть образцом тех или иных христианских добродетелей. Если говорить о нашей современности, то многие родители сами выбирают имя своему ребенку вне зависимости от того, память какого святого выпадает на этот день. Мы сейчас находимся в некоем ином пространстве именования наших детей, и уже такие имена, как Акакий Акакиевич или Горгоний Аполлонович, вышли из употребления. Более того, в некоторых случаях неблагозвучные для современного обывателя имена могут стать еще и предметом насмешек со стороны детей, особенно в школе. Но при этом, наверное, остается пожелание обратить внимание на жизнь того святого, который с момента крещения и вообще в целом с момента выбора имени может стать ориентиром для жизни христианина или христианки. Кстати, необязательно только один святой, небожитель может и должен почитаться взрослеющим человеком как небесный заступник. Ведь все те святые, которых мы особым образом чтим, могут быть нашими предстателями, нашими небесными ходатаями перед Христом Спасителем, пред Богом Отцом. Следовательно, говорить о какой-то мистике, что автоматически во мне что-то перевернется после того, как меня назвали этим именем, не приходится. Скорее, повторюсь, это зависит от того самого молитвенного рвения, которое выказывает человек по отношению к тому святому или святым, которых почитает. 

Святой, имя которого носил человек, предполагалось, был неким ориентиром

– Можно ли считать подвиг Зои Космодемьянской подвигом святой? 

– Когда мы говорим о тех или иных подвигах с христианской точки зрения, мы на первое место ставим слово «вера». Ради чего, ради каких убеждений человек жертвует своей жизнью? Есть люди, которые жертвуют своей жизнью за сохранение границ государства. Есть люди, которые жертвуют своей жизнью ради искусства. Есть люди, которые жертвуют своей жизнью ради спасения уссурийских тигров или тихоокеанских китов. У каждого из нас есть какие-то сверхценности, правда, не каждый готов за эти ценности пожертвовать свою жизнь. Я не вправе давать комментарии о жизни Зои Космодемьянской, но если вы мне приведете свидетельства чудес, которые совершаются по молитвам к этой женщине, удостоверенные соответствующей церковной комиссией, то, наверное, я с большим вниманием отнесусь к тому, чтобы поговорить о святости ее жития. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить