Пастырские встречи: от Литургии Преждеосвященных Даров до безответной любви

Человек, идущий к Богу, на своем пути сталкивается с сотнями вопросов: от самых простых, которые касаются правил поведения в храме, до самых сложных, эсхатологических: как молиться о душах тех, кто оборвал свою жизнь по своей воле. Помогают святые отцы, их толкования библейских текстов, помогают книги, помогают пастыри, которые разъясняют, направляют, советуют. На встрече, которые уже становятся традиционными в кафе «Несвятые святые», на вопросы отвечал игумен Павел (Полуков).


– Братья и сестры! Наша встреча проходит после Литургии Преждеосвященных Даров, которая родилась, когда Святые Дары стали приносить домой для тех, кто не мог быть на Литургии. В Москве и других городах и храмах есть традиция служить эту Литургию вечером, так что за Литургией Преждеосвященных Даров мы причащаемся вечером. Это не очень обычно для нашего церковного сознания, но, тем не менее, стало уже добрым навыком. И, конечно, один из больших плюсов этого – что люди могут прикоснуться к богослужениям Великого поста. Ведь если Литургию служат утром, люди не могут прийти на нее, за исключением субботы и воскресенья, и оказываются без постовых богослужений.

– А как быть с говением перед Причащением за вечерней Литургией?

– Конечно, лучше всего такие вопросы решать по мере своих сил: а) самостоятельно; б) опираясь на опыт духовника, который нас знает. Безусловное правило – за 6 часов до Причастия ничего не вкушать, но кому-то благословляется с утра не вкушать пищи. Дается же определенная свобода человеку. Пробуйте, дерзайте, спрашивайте благословения, но, конечно, не надо так, чтобы ползти в храм причаститься из последних сил. Все должно быть разумно.


– Вопрос о молитве Ефрема Сирина: как понять слова молитвы? И когда ее необходимо читать, если без любви и должного труда живу?

– Порой на объяснение молитвы Ефрема Сирина уходит не одна проповедь. Это покаянная молитва, та, которая во время Великого поста особенно призывает нас собраться. Она не только открывает нам смысл покаяния, но и вообще очень помогает в жизни. «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Меня в свое время поразила необычная трактовка митрополитом Антонием Сурожским понятия любоначалия. Обыкновенно это слово понимается как стремление к власти, а вот митрополит Антоний немного по-другому смотрит на понятие любоначалия. В одной из своих проповедей он это слово трактует как «любить начинать и бросать на полпути». Кстати, очень хорошо обратить на это внимание: в начале поста мы все чувствуем себя готовыми, мы дерзаем, мы надеемся, что все у нас получится, мы горы свернем, мы вот этого не будем делать, мы вот это сделаем и так далее. Конечно, все мы знаем, что из этого, как правило, получается. Хотя бы потому, что мы не говорим: «Господи, с Твоей помощью». А может быть, нам и не полезно, чтобы сразу все получилось, во избежание гордости.

Митрополит Антоний Сурожский понимал любоначалие так: «любить начинать и бросать на полпути»

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми». Что тут не понять?

«Ей, Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Я осуждаю. Как не осуждать? А вот в молитве Ефрема Сирина написано: «Даруй ми зрети моя прегрешения». И если человек видит свои грехи, то как осуждать другого? Если я знаю, что во мне столько грехов, то какое мне дело до других? Конечно, бывают грехи разной степени. Когда Антоний Великий говорил: «Не знаю, положил ли я начало своему спасению», это была его мера. При его чистоте и величии его подвига те мысли, на которые мы даже не обращаем внимания, виделись большими грехами. А почему они ему так виделись? Потому что он очистил себя, потому что он узнал, что есть Бог. Он знал, насколько с Богом хорошо и насколько какая-нибудь маленькая мысль отдаляет его от Бога, делает его непричастным Богу. Он понимал, что он теряет. И если через какой-то молитвенный подвиг, через какие-то труды, через какую-то духовную борьбу я познаю, что есть Господь, то кого осуждать?

Что же касается того, когда читать молитву, то большинство мирян не имеет возможности присутствовать на богослужении в будний день, поэтому будет хорошо, если вы добавите ее в свое утреннее и вечернее правило. Кто сможет, сделает ее с положенными поклонами, а кто не сможет – без поклонов, но помолится от всей души.

Молитву нужно не читать, молитвой нужно молиться, и молиться всегда. Главное в молитве – постоянство

Молитву, конечно, нужно не читать, молитвой нужно молиться, и молиться всегда. Все святые отцы говорили, что в молитве главное – постоянство. Есть у тебя настроение или нет настроения, есть любовь или нет любви – молись. Как говорят отцы: «Молись умом, если нет чувства, и сердце сдастся».

– Батюшка, есть страх, что не справлюсь с ответственностью в семье. Какая молитва поможет справиться со страхом и гневом? Может быть, Ефрема Сирина?

– Здесь можно сказать: «Кто взялся за плуг, не оглядывайся». Ведь чаще всего корень проблемы в том, что терпения нет. Брак – это большая работа. Тот же Антоний Сурожский говорил, что это чудо, когда «два в плоть едину» (Мф. 19: 5), мы же все очень разные. Тут нужно большое терпение и доверие. И я всегда говорю: просто берегите друг друга. Берегите покой, берегите нервы, берегите здоровье близких. Как говорится, выбирай: либо прав, либо счастлив.

Вы все, наверное, знаете притчу про супругов, которые постоянно ругались и спорили. У соседей же все тихо и мирно, они улыбаются. Так что супруги решили пойти и выяснить, в чем тут дело. Муж открыл соседу дверь и при этом случайно уронил и разбил вазу. Он говорит жене: «Прости меня, видишь, я такой неуклюжий, неудачно повернулся». А та отвечает: «Да нет, что ты, это я виновата: неудачно ее поставила». Сосед послушал, пришел домой и говорит жене: «Ты знаешь, мы с тобой правы, а они – счастливы».

– Как возбудить и удерживать в своей душе и мыслях страх Господень?

– Страх Божий – это не страх в смысле ужаса или какого-то священного трепета, здесь больше подходит слово благоговение. Представьте себе человека, который всю жизнь прожил на равнине, в степи, а потом вдруг попал в место, где большие и высокие горы. Он будет испытывать что-то похожее: немое благоговение, изумление перед этими величием и красотой.

Есть молитва, славословие, а есть размышление. Мы можем помнить о Боге и удивляться Ему, разглядывая обычные явления, красоту заката например. А можно просто размышлять, что есть Бог, что Он меня сотворил и как я счастлив, хотя мне порой и трудно, что я живу, что есть возможность покаяния, что я могу причаститься, что в Православной Церкви такое богатое наследие – читай, узнавай. Ведь чтение отцов Церкви очень актуально сегодня.

Мы познаем свои страсти, свои немощи через Бога. Если у меня в душе нет страха Божия и я этим обеспокоен, кто мешает мне от всей души помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью? В молитве говорится: «Разбей мое сердце каменное, дай мне сердце, любящее Тебя». Силуан Афонский, не ощущая Бога, будучи уже монахом в монастыре на Святой Горе, 14 лет об этом просил. И добился. Это была его мера. Нам даже страшно подумать об этом. Хотя 14 лет – это не так уж много, если рассматривать это время как процесс, который тоже имеет свое значение.

– Не получается много лет совладать со своим чревом, после поста опять начинаешь есть лишнее.

– Знаете, мы же все устаем от поста. Как говорил еще царь Давид: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс. 108: 24); «язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21: 16). У нас есть дух, душа и тело, тело тоже приобщается. А разговеться можно очень просто. Покойный митрополит Иона рассказывал, что они разговлялись жареной треской. Они жили в селе Алтуфьеве, которое в то время было за чертой Москвы, держали коз, держали кур, а на Пасху разговлялись треской, залитой яйцом. И он всегда говорил: «Постом треска кажется осетриной». Это и правда так: если мы полностью соблюдаем пост и вкушаем рыбу два раза постом, любая рыба покажется осетриной.

Покойный митрополит Иона рассказывал, что они разговлялись… жареной треской

А как совладать с чревом? Например, подумать: ну вот, опять объелся, опять молитва трудно идет, опять мозг плохо работает – даже не только в духовной жизни, а вообще. Надо познавать себя.

Иоанн Златоуст пишет о посте: потерпи, не ожидай сразу результата. Неделька, две, три, и уже почувствуешь. Он даже пишет: «Выйдут из тебя винные пары, выйдет из тебя жир, съеденный тобою до поста». Это же не сразу делается.

– Можно ли в воскресный день бокал сухого вина?

– Можно. Если это тебе помогает, то выпей бокал сухого вина, ты же не целую бутылку выпиваешь. Церковный Устав, между прочим, разрешает немного вина, но не будем забывать, что это монашеский Устав. Вот вы когда соблюдете Устав, как его монахи соблюдают: поклоны, сухоядение… – тогда и заработаете себе стакан сухого вина.

А еще хорошо бы возрождать такие моменты, как воскресные семейные обеды. Может быть, в своей семье, может быть, у родителей. Это прекрасно. И вот тогда бокал сухого вина как нельзя более кстати.

– Почему в пост нельзя есть все молочное?

– Речь идет не только о молоке, а вообще о пище животного происхождения. Это молоко, это яйца, это мясо самих животных. Во-первых, считается, что хорошо временно воздерживаться от определенных видов пищи. Когда ты соблюдаешь пост, тебе нельзя молочко и мясо, чтобы ты потом их больше ценила. Представляешь, если ты любишь молоко или, например, шоколадку и какую-то часть поста ты их не ешь, как ты им потом будешь радоваться!

– Девочка двенадцати лет совершила самоубийство. Почему Господь не остановил ее?

– Почему страдают дети – это вопрос теодицеи, оправдания Бога. Когда-то я работал в канцелярии регионального епархиального управления, и через меня шла документация, в частности прошения о заочном отпевании самоубийц. Это была достаточно большая папка, и случаи были очень разные. Наша задача была выяснить, не состоял ли человек на учете у психиатра, был ли он в состоянии аффекта.

Почему Господь не остановил – здесь можно размышлять, можно рассуждать, можно приводить примеры, и они будут разными. И ответы тоже будут разными. Мы на Страшном суде все узнаем, все поймем. Помните, что сказал Господь? «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 2–3).


– Я совсем недавно узнала, что мой дедушка, который умер 30 лет назад, оказывается, покончил жизнь самоубийством. У него была неизлечимая форма рака. И епископ дал разрешение на отпевание. Можно ли молиться за него, не грех ли это?

– У епископа есть право принять решение. Это сложный вопрос. Никто из нас не был в четвертой стадии онкологии, умирая от страшной боли, поэтому нам сложно судить. Но мы можем знать, как человек вел себя, какие есть свидетельства, насколько он был верующим. В моей практике была женщина, которая умирала от рака долго и мучительно. Обезболивание ей нельзя было делать. Это был глубоко верующий человек. Одна подруга даже предлагала ей лечиться у экстрасенса, даже ее верующий муж сдался и уговаривал ее попробовать, но она твердо отказалась. Митрополит, который знал ее и знал ее историю, лично отпевал ее и всегда поминал ее с приставкой «блаженная»: «блаженная Наталия».

Можно ли молиться, если епископ благословляет на отпевание? Владыка говорил: «Пусть поминают». То есть если епископ благословил, то это ведет за собой и дальнейшее поминовение. Но не без некоторого дерзновения.

– Если безответная любовь, как перестать ждать взаимности?

– Важно понимать, любовь это или влюбленность. В безответной любви может помочь время. Часто верующие люди, влюбленные безответно, начинают за этого человека молиться. Но многие духовники говорят, что даже молиться не надо, потому что эта молитва получается страстная, не духовная. Не знаю даже, что здесь посоветовать. С одной стороны, можно сказать: «Дерзайте, добивайтесь своей любви». Может быть, и добьетесь, это более характерно для молодого возраста. А можно взять паузу, и тогда станет понятнее, в чем тут дело. А что касается духовных моментов, мы всё несем Богу, уповаем на Него.

– Может ли прослушивание и единовременное произнесение молитвы заменить чтение молитвы с листа или по памяти? Это полноценная молитва?

– Конечно, полноценная. Молитва бывает полноценной, когда она по-настоящему обращена к Богу. Когда а) мы понимаем, что говорим; б) когда в этом участвует по возможности наше сердце. Неважно, как она произносится. Но мне кажется, если есть время и есть возможность, лучше всего читать молитву с листа.

Мы все индивидуальны, а молитва – это предстояние перед Богом. Слова молитвы – это ключик к этому предстоянию, то есть к такому состоянию нашей души, нашего духа, когда мы можем предстоять перед Богом и опытно понимаем, знаем это. Молитвы в молитвослове – это нам образец того, как надо молиться, о чем просить в первую очередь, за что благодарить. Это своего рода канва, а молитва должна быть наша собственная. То же самое и здесь: это может быть вам помощником, но здесь очень важно не перескочить на чувственность, на эмоции. Кстати, и в чтении на хоре, на клиросе один из основных параметров – это то, что чтение должно быть безэмоционально, то есть до нас должны доноситься слова, а не чувства другого человека, потому что они у нас у всех в это время разные.

Так что пусть молитва, которую вы слушаете, будет вам помощью, а не заменой. Можно много всего прочитать, а молитвы-то и нет. Когда одного духовника спросили, как молиться, он ответил: «Как можешь, так и молись».

– Как относиться к мыслям о том, что хочу служить Богу, а именно получить духовное образование и быть священником? Как совместить с этим служением семейную жизнь, воспитание детей, содержание семьи и так далее?

– Наверное, у любого женатого священника можно спросить, как он воспитывает детей и содержит семью. Что же касается вопроса о том, как получить духовное образование и стать священником, я снова сошлюсь на митрополита Иону, которого я долго знал: когда к нему подходил человек на первом этапе развития мыслей о будущем священстве, он всегда говорил: «Сынок, не спеши, возгревай в себе эту мысль». То есть подержи, поноси ее в себе, погрей ее, и если и дальше это желание утвердится, то есть оно не перегорит, не станет меньше, не поменяется, тогда принимай.

В Русской Православной Церкви подавляющее большинство священников женаты. Я знаю прекрасные семьи, где молодые батюшки, чуть за 30, а уже четверо или пятеро детей. Служение не приносит того дохода, чтобы содержать семью, но Господь не оставляет. Если пастырь служит по-настоящему, честно, то все будет нормально и с семьей, и с детьми.

– Говорят, что при рукоположении во священника – белого, женатого – Бог дает Духа Святаго, благого, что приводит к вспомоществованию на духовном жизненном пути. Дается ли такой духовный щит, покров Божий при монашеском постриге? Очень ли запредельны испытания духовного плана, с которыми сталкиваются монашествующие, или это более или менее терпимо и посильно?

– Вот я перед вами сижу – знаете, все по силам и все терпимо. Дается, конечно, благодать, Господь дает благодать в Таинствах. Монашество когда-то тоже считалось таинством. Господь дает в священстве определенную благодать. И в монашестве тоже все преодолимо. Ведь и в Таинстве Венчания многое дается, а почему тогда так много разводов? Если ты готов это понести, тебе будет дана благодать.

– Почему во время богослужения мы чаще используем обращения «Господи», «Боже» и гораздо реже – «Отец»?

– «Господи» – это «Господин». На греческом языке так можно обратиться не только к Богу. Поэтому в молитвах мы чаще говорим «Господь Бог». «Боже» – это понятно, это «Бог». Возможно, обращение «Отец» употребляется реже потому, что это – ипостась Святой Троицы, одно из лиц Святой Троицы, а обращения «Господи» и «Боже» могут употребляться более широко.

– Как научиться видеть свои грехи?

– «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» – это же движение в два конца. Видишь свои прегрешения – можешь не осуждать брата. Научишься не осуждать брата, просто приложишь усилия, – и увидишь свои грехи.

– Исповедуюсь регулярно, но чувствую себя вполне хорошей. Как увидеть свои грехи, бесчисленные, как песок морской?

– Люди нецерковные, атеисты часто обвиняют христианство, говоря: «У вас у всех – комплекс греха. Вы сами себя убеждаете, что вы плохие, грешные, ходите какие-то придавленные». Бывает так. И как быть? Мы же понимаем, что мы грешные, чувствуем, что согрешили. А с другой стороны, Господь говорит: «Радуйтесь!» Да, я грешен, но я должен радоваться, что Господь дает мне время на покаяние, что есть Исповедь, что храм открыт, что Господь мне постоянно постукивает, то ремешком, то кнутом, что дает мне мысль к исправлению. «Даруй ми зрети моя прегрешения» – то есть покажи.

Да, я грешен, но я должен радоваться, что Господь дает мне время на покаяние, что есть исповедь, что храм открыт

Господь говорит: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Это же тоже подразумевает какое-то дерзновение. Помните, хананеянка шла за Господом и просила Его исцелить ее дочь? Ее же почти оскорбили словами: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но она не отставала и получила просимое (см.: Мф. 15: 22–28).

Один священник, который прошел преследования, лагеря, как-то спрашивал: «А вы знаете, что такое благодать? Скажите мне, что такое благодать!» И ему отвечали. А он сказал: «Вот ты стоишь в сельской церкви, и поют две старухи, плохо поют. А когда ты чувствуешь благодать, то тебе кажется, что поют ангелы». И добавил: «Когда приходит благодать, ты чувствуешь грехи, и чувствуешь их так, что плачешь, рыдаешь. А когда плачешь и рыдаешь, то потом ощущаешь радость».

– В Таинстве Венчания развенчание невозможно. Не грех ли регистрировать свой брак, но потом некоторое время ждать до Венчания?

– Если вы говорите о верующих людях, то здесь должно быть естественно: я доверяю Богу, я верю Богу, я готов, я пришел. Никто не застрахован от ошибок, и неслучайно еще в Ветхом Завете Господь говорит о причинах, когда отпускает муж жену и невиновен в прелюбодействе (см.: Втор. 24: 1). Есть Социальная концепция Русской Православной Церкви, куда добавлены некоторые вещи современности.

Таинства необратимы: нельзя раскрестить, нельзя развенчать, нельзя Исповедь обратно повернуть. Кстати, по концепции, принятой в 2007 году, Церковь признает брак, зарегистрированный государством, как имеющий силу и для Церкви. Иногда я думаю: не надо спешить вступать в брак, сначала испытайте друг друга.

Второе: вступив в брак, приготовь свою душу к искушениям. И с этой точки зрения Венчание должно восприниматься как помощь людям. Процент распадающихся браков большой, это не обходит и верующих людей. Как быть? Важно понимать, к чему мы готовы и на что мы берем благословение у Церкви.

– Если двое вступили в брак и прожили вместе несколько лет, но не венчались, а потом развелись, а в повторном браке супруги хотели бы венчаться, то этот брак, повторный с точки зрения государства, но первый с точки зрения Церкви, будет считаться первым или вторым?

– Когда я был заведующим канцелярией епархии, мы рассматривали эти вопросы. К нам часто обращались за благословением на повторный брак. Кстати, эти вопросы тоже решает епископ. В прошении человек должен кратко описать предыдущий брак: как, что, почему распался, были ли дети от этого брака. И вот человек пришел, а у него было 6 браков! Он говорит: «А я ни разу не венчанный, хочу венчаться». Тут уже, знаете, надо подумать. Конечно, есть чин второбрачия, более короткий и менее торжественный, но тем не менее. Есть более простые и более сложные случаи, они решаются каждый раз индивидуально.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить