«Патриотизм без веры легко теряет всю соль»

Что такое патриотизм, что значат слова: «Я люблю свою Родину»? Почему любовь к своему Отечеству неотделима от любви ко Христу? Почему все чаще звучат слова о необходимости окормления военных и как готовить священников, которые вместе с солдатами и офицерами будут на передовой? На эти вопросы отвечает священник Роман Бамбуров, настоятель храма в честь Святого Апостола Андрея Первозванного (Смоленская епархия).

1 (94).jpg
Фото из личного архива иерея Романа Бамбурова

– В свете последних событий тема патриотизма стала звучать особенно актуально. Что такое патриотизм для Вас? Можно ли его воспитать или же, незаложенное в семье, это чувство во взрослом возрасте уже не появится?

– Последние события как никогда ставят перед нами самые важные и прямые вопросы: кто мы такие? что для нас ценно? что есть наша Родина? люблю ли я свою Родину? нужна ли она мне? что я знаю о ней? жил ли я ей раньше или жил только для себя? И множество других вопросов. Патриотизм для меня – это любовь к своему. Любовь к своему проявляется в знании своей Родины; в том, чтобы жить ценностями своей страны; чтобы желать и ценить всё больше и больше свое родное. Патриотизм – это созидание Родины своим трудом, а не разрушение своим безделием и равнодушием.

Патриот переносит все тяготы собственной страны вместе с ней, а не бьет в спину в подходящий момент. Ярчайший пример тому – это Церковь в ХХ веке. Собственная власть устроила страшные репрессии на Церковь и верующих, но с началом Великой Отечественной войны Церковь встала на защиты рубежей своего Отечества, забыв все обиды. Это есть проявление патриотизма. Патриотизм всегда твердо укоренен в истории своей страны и ее духовных корнях. Наша страна никак не может мыслиться без веры, иначе она потеряет свою идентичность. Наша истинная патриотичность заложена в нашей вере, на устоях которой строилось наше государство.

– Чем отличается православное понятие «патриотизм» от того, которое существует сейчас в массовом сознании людей в России?

– Дело в том, что сейчас большинство людей в нашей стране отколоты от Церкви. Им Церковь неинтересна, поэтому многие вопросы не осознанны. Для нашей страны евангельские идеалы во всю историю были нормой, по которой мы себя соизмеряли. Лучшие люди нашей истории и армии покоятся в храмах. Александр Невский и Суворов похоронены в Александро-Невской лавре. Кутузов лежит под стенами Казанского собора. Великий генерал Скобелев похоронен в храме Рязанской области на территории своей усадьбы. Адмирал Ушаков мощами лежит в монастыре. Дмитрий Донской похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Генерал-атаман Яков Бакланов покоится в Вознесенском соборе Новочеркасска, который является центром казачества. Святой воин Илья Муромец – в пещерах Киево-Печерского монастыря. Воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые определяли дух и исход Куликовской битвы, были похоронены в Симоновом монастыре Москвы. Это лишь малый список. Эти полководцы, большинство из которых прославлены как святые, не просто так там лежат. Они жили верой, воевали с верой, умирали с верой. Это история нашего государства в святых лицах.

Это невозможно разделить. Хотя в советские время этим занимались. Цензура искореняла всю историю нашей Церкви, превращая ее в лживую карикатуру. Про веру Суворова, к сожалению, не говорилось, это скрывалось. Памятник Скобелеву был снесен большевиками с Тверской площади. Улицы переименовывались. А ведь Суворов без молитвы не начинал сражения и без благодарения Бога его не заканчивал.

Исключение веры из жизни в большинстве случаев лишает воина нравственности. Безнравственный, но сильный воин легко превращается в разбойника. Суворов завещает, что солдат – это не разбойник.

Исключение веры из жизни в большинстве случаев лишает воина нравственности

Патриотизм не может быть безнравственным. Вопрос глубокой нравственности всегда находится в поле религиозных вопросов. Поэтому без веры патриотизм легко может превращаться во что угодно, лишь бы было удобно жить. Искренне считаю, что патриотизм без веры очень легко теряет всю соль и в конечном счете может вовсе пропасть. Об этом опять же говорил великий Александр Васильевич Суворов: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить».

– Немало семей, где нет отцов и мамы воспитывают мальчишек в одиночку. Где ребенок/подросток может получить первые уроки мужества?

– Да, проблема воспитания в неполных семьях стоит очень остро. Безусловно, патриотизм можно воспитать и отдельно от семьи. Мне кажется, что многие сейчас как раз вне семьи серьезно пытаются переосознать свое реальное отношение к Родине и своему патриотизму. Патриотизм, как и вера, должен иметь почву, в которой ему предстоит взрасти. Часто у юноши просто нет повода и возможности раскрыть в себе эти добродетели, особенно если он их не видит на примере семьи. Лишь с возрастом, соприкасаясь с важностью подобных вопросов, в человеке начинает раскрываться сторона этой медали. Хотя все духовно-нравственные идеалы должны корнями выходить из семьи. Но у нас и институт семьи имеет много трещин, поэтому сложно что-то требовать.

– Может ли Церковь взять на себя такие обязанности по воспитанию патриотизма и мужества?

– Мужество все же не является чем-то брутальным и бородатым. Мужество – это добродетель, а не черта какого-либо общества. Мужество – это в первую очередь смелость на честные и добрые поступки. Мужество – это сила нести ответственность за свои слова, дела и последствия. Мужество напрямую зависит от духовного состояния человека. Мужество – это противоположность подлости, страху, лицемерию, греху. Мужественный человек всегда правдоруб. Он не терпит лукавства и двоедушия. Всё это есть в Церкви. Всему этому юноша может научиться в опыте духовной жизни, найти в евангельской истине, узреть во Христе.

2 (89).jpg

Что же касается мужских взаимоотношений и примера волевых качеств мужчины, то для этого существуют спортивные секции по боксу, борьбе и так далее. Существуют военно-патриотические клубы, где каждый год проходят сборы. Знаю батюшку, который при храме учит детей плести кольчуги, рассказывает им о ратном деле. Подобные места воспитывают в юношах важные и нужные качества. Так или иначе, армия ждет каждого мальчишку. Мамам важно готовить своих сыновей к мысли о том, что им предстоит служить в армии. Нам сейчас очень не хватает добродетели мужества в матерях и женах в том числе.

– Сейчас все больше требуется военных священников, но людей, подготовленных к таким задачам, совсем немного. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) констатировал, что проблема с этим решается очень медленно. Как можно ускорить процесс?

– Сложно говорить о задачах военного духовенства, которые должно решать высшее начальство. Но мое мнение таково, что военными священниками в большей степени должны быть монахи, а не женатые пастыри. Решается это через монашеское послушание, которое напрямую схоже с воинским приказом. Монах – это человек, который принял на себя готовность не жить для этого мира, а умереть. Воинское служение и война также связаны со смертью и жертвой. Нужно возобновлять всерьез институт военного духовенства, который будет возрастать и базироваться в том числе и на монастырях со своей спецификой. Безусловно, должны быть отдельные направления для военного духовенства и в семинариях. Над всем этим сейчас самое время не просто задумываться, а начать работать.

Как я уже говорил, Церковь в своей сути воспитывает добродетель мужества в любом человеке, будь то мужчина или женщина. У нас в Церкви множество мучеников обоих полов. Разве это не мужество – смело отдать свою жизнь за веру во Христа, быть измученным, убитым? Тем более такой человек отдаст свою жизнь и за Отечество.

Перед воином всегда стоит двойная ответственность: за свою страну и за свою веру. Вспомним огромное количество князей во время татаро-монгольского ига, которые отстаивали интересы Руси, а в итоге были замучены и убиты за верность Кресту Христову. Наша Церковь наполовину состоит из воинства святых. Наша Церковь в молитвах называет Россию «богохранимой». Поэтому эти вещи нераздельны для Церкви. Как можно разделить единое целое? Если только уничтожить, что пытались и пытаются сделать, но не разделить.

Перед воином всегда стоит двойная ответственность: за свою страну и за свою веру

– Может ли быть капелланом священник, сам не служивший в армии? Военные – весьма специфичны, не каждому под силу их окормлять.

– Считаю, что служба в армии является большим плюсом для военного священника, но не всегда показательна. Современная годовая срочная служба в армии разве может быть хоть на каплю приближена к реалиям военных действий? Конечно же нет. Поэтому служил ты или не служил – суть не в этом. Суть в том, чтобы пастырь сам любил свое Отечество, желал разбираться в воинском деле и воспитывал в себе стойкие качества. Священников отправляют на послушания в тюрьмы, больницы, дома престарелых, к онколобольным деткам, к зависимым, бездомным и так далее. Но нам же необязательно проходить школу тяжелой болезни, тюрьмы, зависимости и жизни на улице.

Не отбывал срок в тюрьме – не можешь окормлять колонию? Вряд ли с этим кто-то согласится. Я служил в армии срочную службу и около восьми лет окормляю заключенных по переписке. Могу сказать по своему опыту, что служба в армии не может быть обязательным критерием. Все возможно тому, кто желает и трудится на своем поприще, а навык приобретается.

– И вообще по силам ли юному священнику работать в горячих точках?

– К счастью или сожалению, я пока еще не был в горячих точках, поэтому не могу вам дать ответа. Но все впереди, поэтому, если Богу будет угодно, в следующем интервью я поделюсь с вами реальным опытом. Говоря о себе без опыта, считаю, что по силам. Остальное рассудит Господь, где и когда кому быть.

3 (71).jpg

– Как подготовить священника к работе с военными, на чем сделать акцент в подготовке?

– Считаю, что очень важно священнику хорошо знать собственную историю. Историю войн, историю полковых героев и святых. Очень важно приобщаться к истории не только по книгам, но и визуально, посещая значимые места нашей Родины.

Безусловно, должна быть преемственность. Нужен опытный военный батюшка, который поможет войти в эту специфику. Батюшка, который расскажет, как и о чем общаться с солдатами срочного призыва, где возможен контакт с контрактниками и офицерам и в каком ключе. Каждая воинская часть имеет свою специфику, и у всех свой опыт. Важно понимать, что храм в военной части – это не приход в городе. Это совсем другая специфика и свои задачи. Нашей армии нужно христолюбивое воинство, которое знает за кого стоит, за что умирает и под Кем ходит.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить