По евангельским местам

Виа Долороза

Считается, что Крестный путь Господа берет свое начало у врат святого Стефана, на улице с красивым названием Виа Долороза, то есть «Дорога Скорби»…

И Сам отошел от них на ввержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы благословил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22: 42).

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его как капли крови, падающие на землю (Лк. 22: 44).

Еще в Гефсиманском саду Господь начал «ужасаться и тосковать». И сказал ученикам Своим: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк. 14: 33–34). Когда-то на горе Фавор они видели Его в сиянии славы Божьей, в Преображении, сейчас Он предстал пред ними в великой скорби. Ныне для Него наступает тяжелое время, «время и власть тьмы» (Лк. 22). Для этого и грядет князь мира сего со всем своим могуществом и лукавством. Ныне для Господа, не знавшего греха, наступает час страшного решения – взять на себя тяжесть грехов всего мира. Совершенно одиноким Он стоит перед силой греха смерти и ада. Принося Себя в Великую Жертву за все беззакония человечества, отдавая Себя во власть тьмы, этой ночью Господь смиренно вступает на Крестный путь, берущий начало в Гефсиманском саду.

Гефсиманский подвиг для нас как пример смирения пред волей Божьей, как пример доверия Ему, как назидание в деле молитвы. Но пока мы крепко спим духовным сном, подобно Его ученикам в ту ночь, мы отрекаемся от Господа ежедневно и ежечасно, как Петр, и вряд ли так горько оплакиваем, как и Он, свои падения.  Зато, чтя Господа лишь устами, сердце свое держим далеко от Него, приступая к Причастию без веры и покаяния, лицемерно творим свои беззакония, бесчестя имя Спасителя, как Иуда предательским поцелуем. Разве мы не заставляем страдать Его и по сей день своим равнодушием в деле спасения, успокаиваясь, что терпение Его безгранично, любовь Его как безбрежное море, а грехи наши – капли в нем. Как же должно быть горько и стыдно, когда каждая строчка святого Писания обличает нас, горе-христиан.

Гефсиманский подвиг – пример смирения пред волей Божьей, пример доверия Ему, назидание в деле молитвы

Мы перешли долину Иосафата, где когда-то нес свои мутные воды Кедронский поток. Здесь по предсказанию пророка Иоиля (Иоил. 3: 12) произойдет Страшный Суд над человечеством. Подойдя к Стефановым вратам, мы вошли в старый город.

Позади Гефсиманский сад с его незабываемой ночью: тихими беседами о страдании Господа, размышлениями об отречении Петра, о предательстве Иуды, о пожизненном покаянном плаче первого и ужасном конце второго… Остались позади и воспоминания о святом Давиде Гареджийском, который после многотрудных странствий, увидев издали Иерусалим, со слезами пал на землю и отказался идти со спутниками дальше, посчитав себя недостойным ступить ногами на святую землю.

А впереди знаменитая на весь мир улица Виа Долороза. Это не просто дорога скорбей и страданий, это путь, связывающий прошлое, настоящее и будущее человечества. Дорога, ведущая на Голгофу, – это путь в вечность. Она пролегла от Гефсиманского сада до вершины Креста и берет свое начало от Ветхого Завета до конца воплощения Нового… Если б мы могли вместить все это в своем сердце: и ночь в Гефсиманском саду, и улицу Скорби, и восхождение на Крест, – пройти путь от совлечения ветхозаветного человека в новозаветного, «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6: 6). Если б могли помнить призыв Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16: 24).

Виа Долороза – это путь, связывающий прошлое, настоящее и будущее человечества, путь в вечность

Мы шли молча по узким улочкам старого города. По просьбе отца Игоря сняли обувь. Выбеленный солнцем, прогретый его лучами, отполированный столетиями, камень отдавал свое тепло. Кругом шумел базар, шла бойкая торговля, арабы молча провожали нас глазами, а мы шли, преклоняя колени, прикладываясь к святым местам, где некогда шел наш Господь, обливаясь потом и кровью под тяжестью Креста, подъятого ради нашего спасения.

Мы были у дома Вероники, за сострадание которой Господь оставил Свой лик на ее покрывале. Вот так и любой из нас в порыве любви к ближнему, творя дела милосердия, не подозревает в этот момент, что Сам Господь оставляет Свое отражение в его сострадательном сердце… Видели переулок, где Пресвятая Богородица поспешила встретить Сына и, увидев Его окровавленного и падающего под тяжестью Креста, Сама лишилась чувств, через что и исполнилось предреченное старцем Симеоном: «И Тебе же Самой душу пройдет оружие…» (Лк. 2: 33). Приложились к следу, оставленному рукой Спасителя во время падения. В этом месте последовала встреча Господа нашего с Симоном Киринейским, разделившим с Ним тяжесть Креста, своим поступком призывая нас всех под сень Его распятия. В храме Воскресения поклонились Голгофе, приложились к благоухающему миром камню Помазания и наконец-то пали ниц пред Гробом Господним.

Весь этот страшный путь сопровождала изнемогающего Спасителя толпа людей. Кто-то из них продолжал наносить удары и извергать проклятия, кто-то в плаче не смел поднять на Него своих глаз. Так и сейчас, как и в продолжение всех веков, кто-то проклинает имя Христа, кто-то в покаянии оплакивает свои грехи, надеясь на милосердие Божье.

Мы шли по Крестному пути, удивляясь, как в этом великом городе могут уживаться великие святыни и грязь торговых улочек, благоговейное молчание паломников со всего мира и крики арабских мальчишек, уличных продавцов, Храм Гроба Господня – сердце вселенной и окружающие его торговые ряды с тряпками, сладостями, горшками и прочей мишурой, присущей восточным городам. Здесь переплелось все: и приглашение к вечной жизни, и кипение человеческих страстей, мудрость и безумие, истина и ложь, Божье и земное…

Удивление прошло, когда мы наконец осознали простую вещь. Разве этот пройденный нами путь не похож на жизненный путь каждого из нас через шумный базар окружающей нас действительности, ее суеты и искушений, мирских забот и привязанностей, отвлекающих нас от спасения? И все же, несмотря ни на что, мы всегда должны помнить, что есть на этой грешной земле великий путь несения Креста. Путь страданий и восхождения, путь принесения себя в жертву ради великой любви за каждого из нас самой Любовью, путь Долороза. Пропусти его через свое сердце, через свою жизнь, и он проведет тебя через смерть, оставив за ее порогом все, кроме Истины и Любви, а это и есть вечность.

Монастырь преподобного Герасима

Стемнело. Мы стояли растерянные у ворот монастыря. Вокруг нас лежали скопом сложенные сумки, рюкзаки, спальные мешки. Наши арабы, нанятые еще в Вифлееме, вдруг взбунтовались. Они отказались везти нас до Мертвого моря, где на цивильном пляже отец Игорь планировал наш ночлег. Мы за день объездили с ними весь Иерихон, посетили гору Искушений, монастырь Закхея, заехали поклониться преподобному Герасиму, успев познакомиться с красотой храма, сделать нужные приобретения в свечной лавке, и уже собирались садиться опять в машину, а здесь вдруг такая неприятность. И никаких при этом объяснений. Поспорили еще немного, но пришлось отпустить, несмотря на прежнюю договоренность о маршруте. Самое удивительное, что довезти нас до шоссе, где мы могли поймать другую машину, а им это было по пути, они отказались наотрез. Всю дорогу они были такими славными, сговорчивыми, безотказными, а здесь вдруг такое сопротивление. Недоумевая, наш руководитель рассчитался.

Один из братии этого монастыря, переговорив с настоятелем, принес утешительную весть – нам разрешили остаться на ночлег. 

Всех провели в гостиницу и пригласили на ужин. В какой же райский уголок мы попали! Оазис посреди пустыни, цветущий, приносящий плоды, возделанный человеческими руками. Ночь, спустившаяся на эту обитель, не могла скрыть ее красоты. Мы переходили от одного облака благоухающих цветов к другому, стараясь понять, где аромат сильнее и душистее. Идеальная чистота вокруг, белоснежная гостиница, сверкающая такой же белизной трапезная, где дружно собралась на ужин малочисленная братия с греками-послушниками. Все приветливо улыбались, от души угощая внезапно свалившихся паломников. Это был славный приют, где нас приняли с христианской любовью. Монастырь преподобного Герасима.

Оказывается, здесь останавливалась Пресвятая Богородица с Богомладенцем и святым Иосифом Обручником. В дальнейшем, путешествуя по Святой Земле, мы часто слышали об остановках святого семейства во время их бегства в Египет. И каждый раз это был какой-нибудь монастырь. Как будто Сам Господь при помощи святых угодников, верных рабов Своих, воздвигал эти обители для служения в тех местах, где юная Богородица искала приют в той или иной пещерке, чтобы укрыть Свое Божественное Дитя. Укрыть от преследователей, от непогоды, от ужасов окружающего мира. Что пришлось претерпеть тогда юной Матери во время страшного избиения Царем Иродом 14-ти тысяч младенцев!

В монастыре преподобного Герасима останавливалась Сама Пресвятая Богородица с Богомладенцем и святым Иосифом Обручником

Здесь останавливался по повелению свыше преподобный Зосима. Он, по обычаю обители, живущей по строгому уставу, вышел с братией в пустыню во время Великого поста. Он спешил, сам того еще не зная, на встречу с Марией Египетской.

И вот мы здесь, в этом месте, посреди Иорданской пустыни. В храме, где главный престол освящен в честь святого Герасима, два боковых престола посвящены святому Евфимию, святому Зосиме и преподобной Марии Египетской. Под главной церковью находится подземная церковь с пещерой, где и останавливалось святое семейство.

И, наконец, еще одна достопримечательность этого монастыря. В этом самом месте, рядом с пещеркой нам открылась чудная, всем известная икона под названием «Млекопитательница». Какая же это была для нас радость! Как будто Царица Небесная встретила нас на том самом месте, где когда-то Сама останавливалась на ночлег, и так же, как на этой иконе питала Свое Божественное Дитя, питала и нас под покровом ночи.

Место под иконой было заставлено детскими фотографиями. Присоединилась к ним фотография и моего годовалого Коленьки. Храни его, Матушка!

Мои размышления были прерваны. Во внутреннем дворике раздались голоса. Оказывается, наши арабы – водители, оставив нас у порога монастыря, при выезде на автостраду разбились. Утешило только то, что без смертельного исхода, и все же…

Греки шумели. Из этого шума было понятно только одно: «Их Бог наказал!» Это за нас, значит. Но мы подумали, что это Господь отвел от нас беду, оберегая от того, что, видно, предназначалось им. Удивительно было то, что дороги в этих местах ровные, как скатерть. Ведь вокруг была пустыня.

Долго шумели греки, обсуждая происшедшее, передавая друг другу услышанное, а мы продолжали удивляться милости Божьей, гостеприимству преподобного Герасима, нашему чудному спасению.

Мерцающие свечи в темноте, монотонное чтение молитвы сестрами – трудницами, бесконечные лабиринты темных переходов древнего пещерного храма, камни, мощи в небольшой нише – все это действовало на нас, перенося мысленно в глубь веков. Упоенные ночным воздухом, ароматом цветущих деревьев и цветов, послушав ночных сверчков и другие, таинственные для нашего слуха звуки, вспоминая при этом житие преподобного Герасима, впечатления русского писателя Ивана Бунина о пребывании в этих местах, мы наконец отправились отдыхать. Наше стремление ночевать на улице пресеклось. Оказывается, во время ночного отдыха выпускаются разные диковинные звери, от которых можно и пострадать. 

Тут же вспомнился хозяин этих мест. Любвеобильный, смиреннейший Герасим, показавший, как Божья любовь объединяет весь сотворенный Им мир, в котором всякая тварь слушалась своего господина – человека, созданного по подобию Божьему. Связь, потерянная когда-то от первородного греха, возвращалась через любовь и смирение верным рабам Божьим, показанная нам примером из их жизни. Будь то древняя Палестина или далекая Русь, львы или медведи, они становились ручными и послушными, склоняясь перед святостью преподобного Герасима, Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Переступив порог гостиницы, названной в честь преподобной Марии Египетской, маленькой и уютной, мы, как истинные дети цивилизации, с наслаждением вытянулись на чистых простынях, приняв перед этим еще одно достижение прогрессивного человечества – теплый душ. 

Вспоминая жития святых, чьи имена звучали весь вечер, устремившись сквозь века к тем преданиям старины глубокой, мы незаметно провалились в глубокий сон, овеянные одним ощущением – ощущением окружающей нас христианской любви.

Утром нас накормили завтраком, угостили прекрасным, крепко сваренным кофе.

Мы поднялись в верхнюю часть храма, где и увидели прекрасную икону на одной из колонн. Это была икона преп. Герасима, вся залитая… миром.

На прощание мы полюбовались на страусов, белоснежных голубей, цесарок и другую живность, доступную нашему взору, тепло попрощались с райским уголком и ее обитателями и отправились в сторону Мертвого моря.

Иудейская пустыня

Невозможно обойти эту тему вниманием. Невозможно не написать об Иудейской пустыне, как об особом месте древней Палестины. Утром, когда выехали из монастыря преподобного Герасима, мы в свете наступившего дня увидели слева туманные очертания Иорданских гор за рекой и более рельефные от Иерихона с правой стороны. Здесь проходил еврейский народ в своем сорокалетнем скитании после Египта, стремясь к земле обетованной.

При наступлении голода в этих местах подвизался пророк Илия, и ворон приносил ему пищу. Здесь Иоаким оплакивал свое бесчадие и явившийся ему ангел возвестил о рождении Преблагословенной Марии. Направляясь в Египет, останавливались на ночлег Пресвятая Богородица с Божественным младенцем и Иосифом Обручником. В Иудейской пустыне жил и проповедовал покаяние и грядущее Царство Небесное великий пророк и Предтеча Господень – Иоанн. Где мы находились, в тех местах Иордан впадает в Мертвое море и именно в этих местах стоит монастырь Иоанна Предтечи в память о крещении Господнем. Посетить эти края можно только в день Богоявления и на Страстной неделе, когда арабы открывают границы для паломников, приезжающих сюда со Святейшим Патриархом Иерусалимским во главе. Мусульманам, в свою очередь, евреи не позволяют проезд вдоль Мертвого моря. Наверное, вы больше не найдете такой страны в мире, где бы так часто пересекались границы, как в Палестине.

В Иудейской пустыне жил и проповедовал грядущее Царство Небесное великий пророк и Предтеча Господень – Иоанн

Здесь подвизались в монашеском подвиге св. Савва Освященный, Георгий Хозевит, Феодосий Великий, чьи монастыри разбросаны по пустыне. Также имеется греческий монастырь на горе Искушений и когда-то принадлежавший Грузии монастырь Креста. А сколько спасалось здесь скрытых от мира мужей и жен. Уже в наше время здесь прославился св. Иоанн Румын Новый Хозевит.

В этих местах переходила Иордан, как по суше, преподобная Мария Египетская, стремясь на встречу со святым Зосимой для принятия Тела и Крови Христовых. 

Какими словами, каким поэтическим языком можно передать свое восхищение перед величественной красотой Иудейской пустыни?! Колыбель для спасения души? Место, где стяжали святость преподобные мужи и жены, где освящена каждая пядь земли покаянием и молитвой великих подвижников?

Теплый, но сильный ветер рывками бил в лицо. Перед нами простирался нерукотворный Божий храм. Горы – престол, небо – купол, пустыня – подножие его. В глазах стояла преподобная Мария Египетская, претерпевавшая холод – ночью, зной – днем. Молилась в этом Богом созданном храме, веря, что Господь видит и слышит, принимает и прощает все ее прегрешения. 47 лет голос Божий, раздававшийся в ее сердце, был единственным ее наставником. Изнемогала 17 лет от искушений, жары и пронзительного холода, уныния и бессилия. Как рождались ее спасение и святость? В каких муках? То ведал только Господь. И она поднялась. Поднялась над страстями человеческими, поднялась в покаянии и молитве, в бдениях и постах, в самоуничижении и в уповании на милосердие Божье. Поднялась в своем сильном стремлении быть с Ним и только с Ним. Такой ее и увидел преподобный Зосима.

На Голгофе есть замурованная ныне дверь, через которую великая грешница Мария безуспешно пыталась войти в Храм Гроба Господня. Взмолившись Заступнице павших и Предстательнице грешных, она наконец смогла переступить порог храма, чтобы сделать первый шаг, но уже в жизнь вечную.

Мы, окруженные этой пустыней с веянием ветра, неожиданно для себя соприкоснулись с вечностью. И стерлись границы времени и расстояний. Неудержимо потянуло пасть на колени перед Всевидящим Оком. Как благоухающий сад весной наполняет воздух ароматом цветения, так наполнена была вокруг нас пустыня молитвой святых. Как будто все было пронизано ею. Чувствовалось и ощущалось явное присутствие тех, кто жизнью своей славил Господа. Не сговариваясь, мы открыли покаянный канон и обратились к Творцу окружающего нас мира с единственной просьбой о покаянии и помиловании нас грешных.

Как благоухающий сад весной наполняет воздух ароматом цветения, так наполнена была вокруг нас пустыня молитвой святых

Всю дорогу, вдоль которой слева тянулось Мертвое море – живое напоминание о падшем человеческом естестве, а справа чередой простирались горы, напоминая нам о горнем, мы ехали молча. Говорить не хотелось. Встречая глазами пещерки, какие-то расселины, мы, не сомневаясь, верили, что в них когда-то спасались невидимые миру отшельники и молитвенники, чьи имена известны лишь Богу да ангелам Его.

Ирина Дмитриева 20 августа 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить