Праведная Феодора, восстановительница иконопочитания

24 февраля совершается память праведной Феодоры, царицы Греческой. Она родилась в 815 году на малоазиатском побережье Черного моря в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария византийской армии Марина и его жены Феоктисты. Семья принадлежала к армянской знати и исповедовала православную веру. После хорошо известных по агиографической литературе царских смотрин Феодора вышла замуж за императора Феофила; в 833 году во Влахернском храме Константинополя при Феофиле был созван собор, анафематствовавший почитателей икон. При этом императоре крупные гонения на них не возобновлялись, но изготовление икон и поклонение им оставалось под запретом. 

Иконопочитание было восстановлено на VII Вселенском соборе 787 года при святой царице Ирине, но после эпохи императора Феофила появилась необходимость снова заявить об иконопочитании «соборне». Феодора тайно чтила святые образа, и поскольку еще при жизни царственного супруга играла значительную политическую роль, через год после его смерти, в 843 году, созвала для этого церковный собор. В память о восстановлении иконопочитания был установлен праздник под названием Торжество Православия, который вошел в число общецерковных и ежегодно отмечается православной Церковью. Событие это вспоминается в первое воскресенье Великого поста. Исторические источники не говорят о побудительных причинах начала иконоборчества; предпосылками гонений на иконы были мусульманские и иудейские влияния, и это касается обоих периодов иконоборчества. А первым его актом стало снятие иконы Христа, помещавшейся над Халкскими, основными воротами Большого дворца в Константинополе, и замена ее изображением Креста – предположительно в правление императора Льва III Исавра (717–741 гг.).

Иконография образа святой царицы Феодоры развивалась несколько столетий вплоть до нашего времени

Иногда причиной иконоборчества называют магическое, а не мистическое отношение к иконе: ее брали в поручители при спорах, носили с собой как амулет, но, думается, эту причину нельзя считать серьезной. История показала, что «богословие образа» было глубоким, причем это касается не только выдающихся трудов преподобных Нила Синайского, Иоанна Дамаскина, святителя Никифора Константинопольского, но и самого развития иконописания в первом тысячелетии. Каждая эпоха по-своему богословствовала при помощи иконы, и про многие мозаики, иконы и миниатюры можно было сказать словами псалмопевца Давида: «Что есть… сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8: 5–6). Так можно было сказать о святых, изображенных на иконе. 

1.png.jpeg

Иконография образа святой царицы Феодоры развивалась несколько столетий вплоть до нашего времени. Феодора изображается в более или менее точно переданном торжественном императорском одеянии – греческой далматике с широким украшенным оплечьем, с поручами и подолом, расшитыми камнями и жемчугом. На голове – городчатый венец с высокими зубцами поверх плата и прически, оформленной прядями, которые спускаются на плечи.

В руках святая Феодора держит икону: образ Спасителя либо Богоматери, что отсылает нас к иконе Торжества Православия, на которой защитники иконопочитания держат большую икону Богородицы, а также иконы Христа. Иногда изображается Нерукотворный образ – как первая икона Спасителя. Эдесский образ Христа приобрел особое значение для иконопочитателей. Повлияли на иконографию императрицы Феодоры иконы святых представительниц царской фамилии. Феодора, как и царица Александра Римская (супруга императора Диоклетиана), весьма часто изображается в белом плате на голове, который ниспадает на плечи ровными складками. Иконами царицы Ирины, которая была сторонницей иконопочитания и восстановила его на VII Вселенском соборе, также вдохновлялись иконописцы при написании икон святой Феодоры. Феодора так же, как Ирина, иногда может изображаться с пышной прической, оканчивающейся двумя переплетенными в своеобразную косу прядями. Диадема на главе Феодоры пишется как у великомученицы Варвары, которая тоже была из царского рода. В основном мы знаем поздние иконы святой Феодоры, и, пожалуй, ее образ на иконе Торжества Православия один из самых ранних. А вот иконография другой Феодоры, супруги греческого императора Юстиниана, также причисленной к лику святых, почти не повлияла на изображения Феодоры, восстановительницы иконопочитания. Можно сделать предположение, что иконописцы и живописцы специально «развели» иконографию этих святых жен, чтобы не было ошибочного прочтения того или иного образа. 

Изображения всех защитников иконопочитания равнозначны: все они послужили торжеству православия

Иконография Торжества Православия сложилась к XIV–XV векам. Акты и протоколы Собора 843 года не сохранились, но икона с очевидностью рассказывает о событии. На самой ранней дошедшей до нас иконе XIV века, хранящейся в Британском музее Лондона, изображена святая Феодора с малолетним царем Михаилом; у иконы есть несколько очень похожих копий. Святые расположены в два регистра. Верхний ряд иконы рассказывает о завершении периода иконоборчества, в нижнем ряду изображены святые VII Вселенского собора, защитившие иконы своим словом и так или иначе повлиявшие на решения собора 843 года. Несмотря на то, что святые разделены регистром, изображения всех защитников иконопочитания равнозначны: все они послужили торжеству православия. 

На иконе Торжества Православия множество преподобных во главе с Патриархом Мефодием, изгнанным с престола царем Феофилом и вновь возвращенным Феодорой. Иконография святителя довольно обширна и отражает события противостояния иконопочитателей иконоборцам. Монастыри в Константинополе играли важную роль в защите иконопочитания, поэтому не удивительно, что во времена иконоборчества несколько столичных монастырей было закрыто. В верхнем ряду показана большая икона Богородицы «Одигитрия», являющаяся одной из важных святынь Константинополя. Перед этой иконой Мефодием Исповедником служился торжественный молебен в храме Святой Софии в рамках торжеств. 

2.jpg

Икону Богоматери «Одигитрия» торжественно поддерживают ангелы; под ней красный роскошно расшитый орнаментом плат, лежащий на престоле. Невольно вспоминаются наблюдения искусствоведов и историков о том, что в период иконоборчества были не просто разрешены орнаменты для украшения храмов: их так прекрасно разработали, что столь разнообразными, богатыми и изысканными мотивами пользовались живописцы и миниатюристы последующих эпох.

Справа от патриарха Мефодия изображен преподобный Феодор Студит, защитник иконопочитания. Студийский монастырь в Константинополе возглавлял борьбу за восстановление почитания икон именно в годы игуменства святого Феодора. Преподобный Феодор составил знаменитые и подробные «Опровержения» против иконоборческих взглядов и возражения неким эпиграммам иконоборцев, сочиненным против святых икон. Он рассылал письма и устраивал шествия в своем монастыре; во время одного такого крестного хода каждый из монашествующих нес икону. В его обители писались миниатюры, которые уничтожались и запрещались в иконоборческой империи, как и святые образа. 

В нижнем регистре, под иконой Богоматери «Одигитрия» – икона Спасителя, с одной стороны поддерживаемая Стефаном Новым, монахом с Авксентиевой горы. Интересны факты его жития: после рождения святого мать принесла его во Влахернский храм, в котором, согласно многим источникам, находилась та самая икона Богоматери «Одигитрия». С другой стороны икону поддерживает Феофан Сигрианский Исповедник, умерший в ссылке. Собор 843 года в своем определении воздавал хвалу мученикам и исповедникам, пострадавшим за почитание икон.

Некоторые иконы Торжества Православия не имеют регистров, и тогда все святители, преподобные и исповедники изображаются в едином пространстве иконы. С эпохой иконоборчества связаны и книжные миниатюры. Эхо гонений на иконы отразилось в миниатюрах Феодоровской Псалтири 1066 года: на ней изображены иконопочитатели, поддерживающие круглую икону Спасителя, и отдельно иконоборцы, замазывающие этот же образ. На ранних изображениях, например, в миниатюре из Минология Василия II (976–1025 гг.), императрица Феодора изображается с круглой иконой Спасителя в руках, отсылающий к иконе Спаса на вратах Константинополя. В позднейшей иконографии образ Спасителя в руках святой – более привычный, на прямоугольной доске.

Изображение образа в руках – необычайно стойкая деталь иконографии святой царицы. На иконе 1671 года священника Эммануила Цанеса, греческого художника, Феодора восседает на богато украшенном престоле и указывает перстом на икону Богоматери с Младенцем, которую держит в левой руке. Трон фланкируют ангелы ради чести иконы, чему и послужила святая царица Феодора. 

Жанна Курбатова 23 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить