Русская Православная Церковь. Устройство и управление

Согласно Священному Писанию, Церковь – это тело Христово. Мы все – члены этого тела, а Христос – Глава. Также Церковь – это богочеловеческий организм, который управляется Богом через людей. Обычному верующему человеку довольно интересно знать, как же Церковь управляется. Какова вертикаль этой структуры? Как Церковь организована? В рамках проекта «Говорим» Духовно-Просветительского центра Сретенского монастыря на эти вопросы отвечает епископ Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Отдела аналитики и обеспечения деятельности органов высшего церковного управления, заместитель управляющего делами Московской Патриархии.

Фото 1.JPG

Строй Русской Православной Церкви (РПЦ) соответствует тому, который издревле существует в Православной Церкви вообще. Церковь состоит из многих епархий, каждая из которых находится под административным руководительством епархиального архиерея. В свою очередь, каждая епархия, которая в наше время соответствует либо целому региону страны, либо части региона, состоит из многих приходов. Но основной единицей в Церкви является именно епархия. В Уставе даже сказано, что епархия есть Поместная Церковь. Приход – это часть епархии. Все епархии объединены в большую Церковь, которая совместно управляется Собором всех епархиальных и викарных архиереев. Викарные архиереи – это тоже архиереи, которые являются помощниками епархиального архиерея. Таким образом, Церковь управляется соборным разумом, размышлением, обсуждением. Решения нередко могут приниматься в ходе голосования. Весь епископат Русской Православной Церкви возглавляет Патриарх Московский и всея Руси, который является предстоятелем. Особенно в нашей традиции он является нашим общим отцом. Понятно, что есть Отец Небесный, наш Бог. Но и на земле мы тоже людей называем отцами: и своих отцов по плоти, и священников, поэтому Святейший Патриарх часто именуется великим господином и отцом, большим, чем все остальные священники в своем пастырском молитвенном служении.

Что касается избрания архиереев, то они выдвигаются разными способами. Кандидатуру может предложить архиерейский совет митрополии. Никакой формальный документ не может описать, как это происходит в реальности. Изучается сам кандидат, его биография, выступления, собираются отзывы архиереев, под началом которых он служил. Святейший Патриарх встречается со всеми кандидатами, проводит с ними беседу. Затем кандидат приглашается на заседание Священного Синода, и там с ним тоже беседуют. И на всех этих этапах, в том числе на заседании Священного Синода, кандидатура может быть отклонена, такое случается.

Святейший является председателем Архиерейского Собора. Поскольку Собор должен собирать всех архиереев, он происходит не так часто, как хотелось бы. Каноны гласят, что в глубокой древности Архиерейские Соборы собирались два раза в год. Но, во-первых, это было на территориях намного меньших, чем вся Россия, и, во-вторых, число архиереев в то время могло быть меньше. У нас Архиерейский Собор собирается по Уставу раз в четыре года, но на практике бывает чаще.

Фото 2.JPG
Заседание Священного Синода. patriarchia.ru

Между заседаниями Архиерейского Собора Церковь управляется Священным Синодом, иногда его называют Малым Собором. Он состоит из ограниченного числа архиереев. В настоящее время это 15 человек. Святейший Синод возглавляет Святейший Патриарх, который направляет его деятельность, председательствует на заседаниях, проверяет, чтобы решения Синода исполнялись. Среди этих 15 членов есть те, которые присутствуют постоянно: например, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Отдела внешних церковных связей и, например, сейчас митрополит Кишиневский. И несколько членов Священного Синода входят в его состав на ротационной основе. Каждые полгода они меняются. Так выглядит административно-управленческая система Православной Церкви.

Особенностью Русской Православной Церкви является то, что она охватывает не только Россию, но и многие другие страны. Это то, что называется канонической территорией РПЦ. В нее входят все страны СНГ, Балтии, Монголия и еще несколько стран. Святейший Патриарх часто называет это пространством Святой Руси, во всяком случае в том, что касается исторической части СНГ. Но, с другой стороны, в это пространство входят разные государства со своим законодательством, со своими особенностями, в том числе с особенностями законодательства в отношении религиозных организаций. В связи с этим в тех частях, которые находятся в других странах, существуют особые структуры. Например, в Белоруссии епархии объединены в Белорусский экзархат, есть там и свой Синод. Всей Русской Православной Церковью на постоянной основе управляет Священный Синод, а в Белоруссии есть свой Синод из епархиальных архиереев Белоруссии. Свои локальные вопросы они решают под руководством Патриаршего экзарха Белоруссии. В Эстонской Православной Церкви немного другая структура. Там это самоуправляемая Эстонская Православная Церковь со своими особенностями управления. В Молдавии тоже своя структура, на Украине своя структура. И все эти части Русской Православной Церкви объединяются в единую большую Русскую Православную Церковь со своим Архиерейским и Поместным Собором.

Особенность Русской Церкви в том, что она охватывает многие страны

Поместный Собор собирается нерегулярно. На самом деле, Архиерейский Собор типологически уже является Поместным Собором. В начале XX века Поместным Cобором стали именовать тот Собор, на который собираются не только архиереи, но также священники, монахи и миряне. Такой Собор созывался в 1917–1918 годах. Это название осталось до сих пор. Такой тип Собора собирается редко, в основном для избрания Патриарха. В последний раз он собирался в 2009 году при избрании Святейшего Патриарха Кирилла. Полномочия Поместного Собора не ограничиваются избранием Патриарха. Но чтобы его созвать, нужно что-то очень важное и экстраординарное, что требует такого большого обсуждения. В нынешний состав Поместного Собора входит около полутора тысяч человек. Это действительно громоздкая организация, и ее созыв представляет определенные сложности.

Фото 3.JPG
Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 г. patriarchia.ru

Что касается Собора 1917–1918 годов, то что-то было воспринято Русской Православной Церковью За границей, но у нас, в России, это не прижилось. Более поздние правила на ту же тему отменяют более ранние. Когда я изучал этот Собор, то выяснил, что он работал несколько месяцев подряд. Почти каждый день люди приходили, заседали на пленарных заседаниях или по комиссиям и рабочим группам. Они обсуждали различные вопросы и потом выносили свои обсуждения на пленарные заседания Собора. У нас имеется полная расшифровка всего, что говорилось на Соборе и даже в некоторых отделах. Видно, как люди были вовлечены и глубоко осмысливали жизнь Церкви, так они профессионально это делали. Были представители крестьянства, купечества, много академических ученых. Вообще уровень образования большинства участников позволял им говорить предметно и очень глубоко. Были иногда очень жесткие разногласия, а также немного наивные, странные и провокационные выступления. Но в целом люди не спорили друг с другом, а пытались в дискуссии породить что-то хорошее для Церкви. Это на самом деле большой урок для всех, не только во внутрицерковной жизни, когда мы общаемся на какие-то темы и пытаемся найти решение. Это предполагает в том числе очень высокий уровень компетенции. Не обязательно академических знаний, но понимания того, о чем ты говоришь. Это тоже не всегда встречается. Этим тот Собор очень отличается.

Межсоборное присутствие – это очень интересная структура, которой нет в какой-либо другой Православной Церкви. Она была создана по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Он предложил создать такой коллегиальный орган из людей разного экспертного уровня, которые могли бы обсуждать самые разные вопросы, волнующие Церковь. Межсоборное присутствие не принимает какие-либо решения, тем более не выражает какую-либо официальную позицию. Я не могу даже сказать, что это только экспертный орган. Это могут быть просто активные люди, священники, миряне, которые по своему месту в жизни Церкви вовлечены в какие-то важные вопросы и обсуждают их. Это обсуждение может вылиться в какие-то письменные рекомендации или в проект документа. Или это просто может быть семинар, на котором будет обсуждаться что-то волнующее. Так, в период распространения коронавирусной инфекции мы собирали семинар. Там эксперты, церковно-общественные деятели, священники, миряне обсуждали вопрос вакцинации. Выводы этого круглого стола вылились в определенный документ. Главная задача была в том, чтобы услышать мнения на эту тему.

Межсоборное присутствие – очень интересная структура, которой нет в другой Православной Церкви

Однако вернемся к церковному управлению. Если говорить о служении епископа, о его общении с народом, действительно ли епископ сегодня знает, что происходит в его епархии? Совершает ли он регулярный объезд всей епархии? Реально ли простому человеку пообщаться со своим епископом, прийти к нему на прием?

Современная епархия – это плод работы Святейшего Патриарха Кирилла. Это то, что он давно продумывал и предложил Священному Синоду. Сейчас епархии стали меньше. Раньше каждая епархия соответствовала одному региону. Сейчас в каждом регионе может быть от двух до пяти епархий. В епархию может войти около 100 приходов. Это столько, сколько архиерей может объехать за один год. И желательно, чтобы так и происходило. Я не хочу сказать, что все архиереи так делают. Каждый поступает так, как считает для себя посильным. У нас есть архиереи достаточно пожилого возраста, для которых такой подвиг не очень прост. Если архиерей действительно объезжает все свои приходы, то у него есть представление о том, что происходит в епархии. Это не значит, конечно, что он знает каждодневные события на каждом приходе. Этого и священник не знает зачастую.

Более того, архиерей не слишком большой епархии, в 40–50 приходов, хорошо знает всех своих священников. Это очень важно, потому что в таком случае, особенно если он целенаправленно этим занимается, у него устанавливаются контакты со священниками, он знает, чего от них можно ожидать. А священник может в любое разумное время позвонить архиерею, если возникает какая-то ситуация или если нужно посоветоваться. Так это и было задумано, чтобы у архиерея была возможность общаться со всеми священниками. Чтобы у него была возможность видеть свою епархию, и чтобы священники тоже видели своего архиерея достаточно часто. Это так, как должно быть. Понятно, что есть несовершенства в любой системе.

Фото 4.JPG
Встреча епископа Пантелеимона на приходе. hramdimitria.ru

Даже при разукрупнении епархий людей в них намного больше, чем архиерей мог бы принять, чтобы со всеми поговорить о духовной жизни. Я знаю архиереев, которые готовы разговаривать с людьми о своей жизни и находят в себе для этого силы. Но объективно говоря, архиерей, помимо богослужебной нагрузки, должен молиться. Святейший Патриарх всегда говорит о том, что для него главное молиться за Церковь, молиться за свою паству, совершать богослужения. Я беру пример с Патриарха как с человека, который свой архиерейский сан несет много десятилетий и во многом является образцом для нас. Нужно читать, познавать слово Божие. Сколько бы десятилетий священник ни служил, он всегда должен обновлять знания. Сегодня большинство священников, по крайней мере городских, сталкиваются со светским миром во всем его многообразии. И чтобы отвечать на вопросы, которые этот мир ставит перед священнослужителями, нужно иметь широкий кругозор. Помимо этого, у архиереев очень много административных обязанностей. Казалось бы, это что-то скучное и неинтересное, но это тоже необходимость. Святейший Патриарх Кирилл часто говорит своим помощникам, что каждое наше действие должно как-то сопрягаться с тем, что совершается Евхаристия. Как настоятель прихода я подписываю платежки за электричество, и это тоже сопрягается с совершением Евхаристии. Если не будет электричества в храме, службу можно будет совершать, но это будет сложнее. Так что административная и хозяйственная работа – это тоже часть нашего служения. А в случае с епископом она еще больше и занимает достаточно много времени.

Святейший Патриарх всегда говорит о том, что для него главное молиться за Церковь, за свою паству, совершать богослужения

Наша Церковь очень большая по территории и по числу людей. У нас около 40 тысяч священнослужителей, плюс-минус столько же приходов. Отдел аналитики собирает сведения о числе, возрасте, образовании нашего духовенства. Одна из задач, которую ставил Святейший Патриарх и которую мы пока еще полностью не решили, это образование священников. Когда в 1990-х годах Церковь стала стремительно увеличиваться, рукополагали много священников без духовного семинарского образования. И даже не все стали получать его на заочном секторе. Священник должен иметь знания в богословской сфере, в литургической, в области библеистики. Собирая статистику, мы выяснили, сколько священников у нас не имеют духовного образования, и постепенно стали работать с этой темой. За последние 10 лет, когда Архиерейский Собор дал установления, а Патриарх уже ретранслировал, как это нужно делать, ситуация изменилась в лучшую сторону. Многие получили духовное образование, велось также преобразование самих духовных учебных заведений и их программ. Шероховатости, конечно, присутствуют, но это вопрос длительных настроек.

Одна из главных задач, которую Святейший ставит перед собой и перед архиереями, которых избирает Синод, – это систематическое просвещение людей. Не секрет, что в 1990-х годах многие люди принимали крещение, но не вполне понимали, на что они идут. Помимо воцерковления как введения в богослужебную жизнь Церкви, человек должен усвоить какой-то объем знаний. Когда мы читаем Символ веры, это некое знание, которое нужно понимать. При этом надо осознавать, что Церковь – это не университет. Но знания о Боге и вероучении тоже немаловажны.

Фото 5.jpg

Святейший Патриарх действительно много работает, много служит. Не могу сказать, как он молится в своей келье, но я вижу, как он молится за Литургией, и понимаю, что дома он делает это так же. Не может человек так молиться за Литургией, если он не молится дома. Знаю, что он много читает. Иногда за трапезой, где присутствуют светские люди, он может обсуждать с ними вопросы из их сфер. И заметно, что он интересовался этой темой, особенно в сфере точных наук это всегда видно. Он вчитывается в Священное Писание, размышляет над ним, и это видно из его проповедей. Помимо пастырско-проповеднической деятельности, у него много административной работы. Он является тем человеком, который по многим вопросам должен принять итоговое решение. Скажем, утвердить Устав епархии. Святейший – это не тот человек, который скажет: «Вы поработайте, а я подпишу». Он не готов подписать не глядя, всегда вчитывается в любой документ. Конечно, это требует большого вовлечения. Во время пандемии коронавируса он особо не ездил в епархии, но сейчас он возобновил эту деятельность. Старается посещать другие епархии, помимо Московской, и вовлекаться в жизнь регионов, общаться с людьми. Это тоже тяжелый труд. Документы – это отнюдь не то, чем он любит заниматься. Это вынужденная, но не любимая его работа. Святейший Патриарх почти всю жизнь был архиереем, пастырем, проповедником, для него всего дороже встречаться с людьми и что-то от них узнавать.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить