«Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою»

Господь, пребывающий на Небесах, желая воплотиться на земле среди людей, прежде этого взрастил сад Своей славы – Свою Пречистую Матерь.

Превью и Фото 1.JPG

У царей земных существовал обычай приготовлять себе дворец там, куда они намереваются отправиться. И подобно чертогам царей земных, которые строятся из драгоценных материалов и камней лучшими мастерами и в прекраснейших местах, так же должен был быть воздвигнут и дворец славы Царя Небесного.

Из Ветхого Завета мы знаем, что, когда Бог возжелал жить в Иерусалиме, царь Соломон построил Ему храм через опытнейшего строителя Хирама, который был весьма искусен, мудр и полон знаний. Царь Соломон воздвиг свой храм из самых дорогих материалов: из драгоценных камней, из благоухающей древесины кедра ливанского и кипариса, из золота – на самом высоком месте, на горе Мориа. На его стенах были высечены херувимы, узоры из цветов и листьев, и это придало ему особую красоту. Этот храм был огромен, так что в нем свободно могло разместиться множество израильтян, и слава Господня в огне и облаке сошла на него.

Но и сей прекрасный храм не мог вместить невместимого Бога, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7: 48). И спрашивал Бог: «Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66: 1). И благоволил Он, чтобы с благодатью Нового Завета был сотворен дивнейший храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Кто же создал храм сей? Воистину сама Премудрость Божия, как сказано в Писании: «Премудрость построила себе дом» (Притч. 9: 1). Все, что творит Премудрость Божия, суть прекрасно и совершенно. И для совершенного Бога был сотворен совершенный дом – пресветлый дворец для пресветлого Царя, чистый и непорочный сад для чистого и непорочного Жениха, безупречная обитель для непорочного Агнца. Сему есть верный свидетель, который воспел: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе» (Песн. 4: 7).

Для совершенного Бога был сотворен совершенный дом

И преподобный Иоанн Дамаскин вторит этой строфе: «Все в Тебе – дворец Духа, все – град Божий, все – море благодати, все прекрасно, все близко к Богу». Но из какого материала был создан храм сей? Востину, из драгоценнейшего. Ибо Христос Бог произошел, как из драгоценного камня, из царского рода – от Давида-царя. И как из благоухающих кедра и кипариса рождается сладкое благовоние, так и Богородица родилась из первосвященнического рода, который приносил благоуханные жертвы Богу. Отец ее, святой праведный Иоаким, был сыном Варпафира, который вел свое происхождение от сына Давида Нафана. Мать же ее, святая праведная Анна, была дочерью священника из колена Ааронова. Таким образом, Пресвятая Дева была царского происхождения по отцу и первосвященнического по матери. Вот из таких драгоценностей – священных колен – был воздвигнут храм для Царя славы!

И как в храме Соломоновом рукотворенные здания получили особую ценность, будучи покрыты чистым золотом, так и в рождении Пресвятой Богородицы благоденствие царского и первосвященнического происхождения приобрело еще большую ценность через целомудрие святых Ее родителей. И это несравненно драгоценнее золота, и серебра, и всех драгоценных камней: «Она дороже драгоценных камней» (Притч. 3: 15). Таким образом Пресвятая Дева родилась от мудрых и целомудренных родителей. Преподобный Иоанн Дамаскин свидетельствует об этом, обращаясь к святым праведным Иоакиму и Анне так: «О, блаженная и всецело непорочная чета, Иоаким и Анна! Вы были узнаны по плоду чрева вашего, как говорит Господь: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7: 16). Ваша жизнь была угодна Богу и достойна Рожденного от вас. Ибо, проводя свой век благоразумно и благочестиво, вы привели в жизнь драгоценный сосуд девства, Приснодеву. И Она вечно пребывает в девстве по уму, душе и телу. О, чистейшая пара мудрых горлиц, Иоаким и Анна! Сохранив закон природы, целомудрие, вы удостоились того, что превосходит природу, вы дали миру Матерь Божию, не знавшую мужа. Благочестиво и блаженно пребывая в человеческом естестве, вы родили ныне Дочь, которая превосходит ангелов и владычествует над ними. О, прекраснейшая и сладчайшая Дева! О, лилия среди терний, рожденная от благороднейшего и царственного корня Давидова! Через Тебя царственность обогатила священство». Такими словами преподобный Иоанн показывает нам, от каких родителей родилась Матерь Божия, и из каких драгоценностей был воздвигнут сей храм Царя Небесного.

Фото 2.JPG
«Корень Иессеев», мозаика

Где же он был воздвигнут? Высоко, очень высоко. Но не по месту земному, а по высоте добродетелей и даров Божиих. Ибо место земное, где родилась Пресвятая Дева, было малым поселением в Галилее, называемым Назарет, зависимым от большого города Капернаума, и жители его презирались. Вот почему о Христе было сказано: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46). Но Господь, «на смиренныя призираяй на небеси и на земли» (Пс. 112: 6), благоволил, чтобы Его Пречистая Матерь родилась не в Капернауме, который в своей гордости вознесся до небес, а в Назарете, жители которого были смиренны. Тем самым он показал нам: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15), и что презирают люди, то высоко и драгоценно для Бога. Кроме того, само название «Назарет» означает высоту добродетелей Богородицы.

Потому как Своим рождением в Вифлееме (слово «Вифлеем» означает «дом хлеба») Господь таинственно указал на Себя: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6: 58) для оживления и укрепления людей. Так и рождением Своей Пречистой Матери в Назарете Он говорит о высоком. Само название «Назарет» означает цветущее, священное, увенчанное и уединенное место, и это ясно указывает на Пресвятую Деву. Ибо Она есть цветок, проросший из неплодной и старческой утробы; цветок, обновивший наше увядшее естество; всегда цветущий в девстве, благоухающий, рождающий Единородного Сына; цветок, приносящий драгоценнейший плод – Христа Бога нашего. Она была освящена благодатью Святого Духа, сошедшего на Нее и осенившего Ее. Она есть святее всех святых, так как родила Она «всех святы́х Святе́йшее Сло́во» (Акафист Богородице, Кондак 13). Богородица отстоит от грешных людей мира сего, ибо во всей Своей жизни Она не знала никакого греха. И Она не только не совершила греха, но и отвращает людей от греховных дел. Церковь восклицает Ей: «Ра́дуйся, тиме́ния изыма́ющая дел» (Акафист, Икос 5).

Матерь Божия есть Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, ибо Она превзошла ангелов и архангелов мудростью и познанием Божества. «Слава же и честь и мир всякому делающему благое» (Рим. 2: 10), – говорит апостол. Кто из живших на земле мог быть большим делателем добра, чем Богородица? Она смиренно соблюдала все заповеди Господни, исполняла всецело волю Божию и все Его наставления, складывала все Его слова в Своем сердце, оказывала дела милосердия ближним своим. Поэтому Она достойно увенчивается, как Творительница всякого блага. О том, что все это есть в Приснодеве, и свидетельствует название «Назарет». Нет сомнения, что Ее можно назвать Скинией Божией свыше, потому что, родив Христа Царя, Она поставлена выше серафимов и херувимов. О высота, недостижимая человеческому разумению!

Само название «Назарет» означает высоту добродетелей Богородицы

Красноречивый преподобный Иоанн Дамаскин говорит о Ней: «О, Дева, исполненная Божественной благодати, святый Божий храм, который создал и где обитал Духовный Соломон, Царь славы! Ты украшена не золотом и не безжизненными драгоценными камнями, но вместо золота Ты сияешь Духом и высочайшими добродетелями. Вместо блеска драгоценных камней Ты имеешь Христа, “драгоценную жемчужину”(Мф. 13: 46)». И подобное убранство этой храмины неизмеримо прекраснее, чем у рукотворенного Соломонова храма с изображениями херувимов. Но и в этой живой храмине, в Непорочной Деве, ясно видна херувимская фигура, ибо Она Своей херувимской жизнью не только равна херувимам, но и превосходит их. В Церкви мы называем святых херувимами. Тем паче Богородица есть херувим, потому что в Ней пребывал Христос телом Своим, и на Ее пречистых руках, как на престоле, воссел Бог, и Она стала престолом херувимским.

Церковь также называет Ее «садом живоносным»: «Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою» (Великая вечерня на Рождество Богородицы, стихира на «Господи, воззвах»). Все это свойственно Ее духовной красоте. Но Она не была лишена и красоты телесной. Как свидетельствуют многие учителя Церкви, во всем мире не было и не будет жены столь прекрасной, как Богородица. Увидев Ее, священномученник Дионисий Ареопагит хотел назвать Ее Богом, не ведая еще, что от Нее родился Бог. Так сильно Божественная благодать, которой Она была исполнена, сияла от Ее пресветлого лика.

Царь Небесный приготовил Себе на земле сей дом, прекрасный душой и телом, «как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 2). И он вместил в себя Невместимого Бога. Царские дворцы земные обычно делаются просторными, чтобы вместить не только правителя, но и множество его слуг и людей, которые приходят отовсюду к нему. Святая обитель Бога Слова вмещает не только Его, но и нас, слуг и рабов Божиих. Она носила Божественного Сына во чреве, а нас носит в своем милосердном сердце. Избранный сосуд Божий, святой апостол Павел, движимый любовью, говорил своим детям: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено» (2 Кор. 6: 11). Но в ком из святых можно найти такую ​​неизреченную милость и доброту, как у Богоматери, Которая принимает всех? В Ее расширенном и глубочайшем сердце вмещаются и праведники, и грешники. В чистейшем и милосердном сердце Ее есть место для всех: опечаленных, оскорбленных, голодных, потерянных, смущенных, страдающих, – ибо Та, что родила нам доброго Бога, не может не быть милосердной.

Фото 3.JPG

Дворцы царей земных охраняются стражей, которая задерживает тех, кто хочет войти. Живой чертог Христа, Богородица, окружен херувимами и серафимами, и бесчисленными хорами ангелов, и всеми святыми. Но никому не препятствуется войти с просьбой в дверь милосердия Ее и получить дар по прошению его. Посему прибегнем и мы к милосердию Рожденной от неплодной утробы, посылая Ей приветствие сие: «Радуйся, непорочный чертог Царя всех! Радуйся, обитель Бога Слова!» Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Mystagogy resource center

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить