Счастливая судьба древнего храма

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

Медведково – русская земля, вошедшая в историю и легенды. Однако облик ее сегодня не напоминает ни о чем великом. Но это только на первый взгляд, потому что среди типовой современной застройки течет река Яуза. И пусть она не такая широкая и глубокая, как была когда-то, но на ее берегу стоит древняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она – наша память, наше настоящее и будущее. У этого храма поистине счастливая судьба, ведь он не закрывался со дня своего основания. Службы шли во время нашествия Наполеона, после революции 1917 года и указов о закрытии церквей, в тяжелые дни Великой Отечественной войны и годы безбожия советской страны.

1.jpg

Владения Медведя – родовое гнездо Пожарских 

В давние времена на землях, где сегодня находятся московские районы – Южное и Северное Медведково, сначала была «Медведева пустошь», а затем село Медведково. В поземельной описи за 1623 год, отражавшей хозяйственное положение служивых людей, которые несли военную или гражданскую службу на благо государства, указывалось, что это село «Медведково» – владения князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Дмитрий Михайлович – потомок Рюрика, политический деятель и воевода, русский национальный герой, который вошел в историю России как глава Второго народного ополчения (1611–1612), сыгравшего большую роль в освобождении Москвы от польско-литовской оккупации. До князя эти земли принадлежали его пращуру: первым владельцем был Василий Федорович по прозвищу Медведь или попросту – Медведок. Такие прозвища часто встречаются в роду Пожарских: Корова, Ушатый Бык, Лопата, Столб и др. Впрочем, и фамилия Пожарские – тоже прозвище князей Стародубских, что происходит не просто от родового удела, а княжества Пожар (Погар) в Брянской губернии. Хотя существуют и другие версии, относящие историю рода к суздальским землям, в частности городу Стародуб-на-Клязьме и событиям, связанным с ним.

Село «Медведково» – владения князя Д. М. Пожарского, который вошел в историю России как глава Второго народного ополчения

От Медведя, умершего бездетным, земли перешли к другим представителям рода Пожарских, которыми они владели до 1685 года. В тот год пресеклась мужская линия князей Пожарских.  После чего земли в предместье Москвы были конфискованы и перешли к Василию Васильевичу Голицыну, став щедрым подарком царицы Софьи Алексеевны своему фавориту, о чем сообщалось в жалованной грамоте «на село Медведково с деревнями». Владеть пришлось недолго, всего два года. Знаменитая надпись на колоколе о вечном владении не принесла удачи. После свержения Софьи в 1689 году и помещения ее в Новодевичий монастырь Голицын попал в немилость, лишился владений (после переписи все богатства были «отобраны в казну») и был отправлен в ссылку.

Спустя два года, но на целых сто лет, а именно в 1691 году, новыми хозяевами стали ближайшие родственники матери царя Петра I – братья Натальи Кирилловны. Первым владельцем был Федор Кириллович, жена которого приходилась правнучкой Дмитрию Пожарскому. После его смерти в 1698 году владения перешли к Л. К. Нарышкину. Лев Кириллович, как большой эстет, перестроил стоящую здесь усадьбу на свой вкус и разбил прекрасный парк. В 1772 году одно из празднеств, проходящих в усадьбе, посетила императрица Екатерина II. Однако финансовые сложности, возникшие в жизни его сына Александра Львовича, привели к продаже усадьбы Медведково в 1809 году, после чего появился большой список новых владельцев. А затем началась и совершенно другая жизнь. Сначала земельные наделы осваивались как дачный поселок для людей среднего достатка, для этого, в том числе, под дачи снимались крестьянские дома. Потом участки пошли под строительство Савеловской железной дороги и кирпичного завода.

2.jpg
Архивное фото. Источник: соцсети храма Покрова в Медведково

После Октябрьской революции усадьба Медведково, использовавшаяся как дача, была конфискована у купца 1-ой гильдии Н. М. Шерупенкова, бывшего владельцем кирпичного завода в Медведково и знаменитым благотворителем Москвы.

В 1931 году здесь был организован колхоз «Безбожник», затем – совхоз «Большие Мытищи», пчеловодческое хозяйство. Примерно в это же время в здание исторической усадьбы в Медведково въехал детский санаторий, а затем усадьба просто исчезла с карты Москвы.

Но, к великому счастью, осталась главная драгоценность этого исторического места – храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный князем Дмитрием Пожарским и хранимый всеми последующими владельцами Медведково. Эта церковь – единственное историческое здание большого современного района, стоящее среди безликих домов и остатков старинного усадебного парка как дивный образец русского зодчества.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В подмосковной резиденции Медведково князь Пожарский возвел все, что необходимо для жизни: двор вотчинников и двор людской, боярские хоромы, а на реках – мельницы. На правом берегу Яузы появилась и деревянная шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. История этого прекрасного храма начинается в 1623–24 году.

3.jpg
Архивное фото. Источник: соцсети храма Покрова в Медведково

Возможно, место для строительства церкви было выбрано не случайно. По легенде, именно здесь войска под предводительством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина сделали последний привал перед битвой с поляками. Был отслужен и молебен. Сам же князь в молитвах своих просил заступничества Богородицы. В землю родной вотчины князя были похоронены останки многих ратников. А вот колокол для церкви был отлит в честь освобождения Москвы.

В 1635 году церковь отстроили в камне, но осталась она шатровой. С этого года она вписана в документы Патриаршего приказа. В каменной церкви освящены четыре придела: иконы Знамение Пресвятой Богородицы; Петра Александрийского, христианского богослова и священномученика; святых Варлаама Хутынского, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, и Антония Римлянина, основателя Антониева монастыря. В этом есть своя несомненная символика – связь с Великим Новгородом, важным экономическим и политическим центром страны. Князь Пожарский два раза становился Новгородским воеводой: в 1620–1624 и в 1628–1630 годах. Придел в честь Девяти мучеников Кизических, христианских святых, проповедовавших в городе Кизике и принявших там мученическую смерть, возник в 1652 году. Это событие было приурочено к 10-ой годовщине со дня кончины Дмитрия Пожарского. Грамоту на освящение придела получил Иван Дмитриевич Пожарский, младший сын воеводы.

Архитектура храма была довольно традиционной для того времени – «русское узорочье» (1630–1690). Одна из характерных черт этого стиля – шатровые завершения. Шатровость делала церковь заметной, торжественной и служила мемориальным целям. Эти особенности позволили не отказаться от шатрового стиля при строительстве не только деревянных, но и каменных церквей. Действительно храм Покрова в Медведково воздвигнут в память о победе и воинах, добывших ее, а также в память о рано почившем любимом сыне князя Пожарского Федоре.

Это пятиглавая церковь. Главы над алтарем и двумя приделами делают ее восьмиглавой. Она словно парит в небесах. Такое ощущение создает небольшой купол, стоящий на стройном шатре. Высота шатра больше диаметра его основания в 2,5 раза. Переход от основного четверика к восьмерику осуществлен с помощью ступенчатых арок, что и позволило сделать шатер таким высоким. Храм украшают ряды кокошников и цветные орнаментальные вставки – изразцы. После спада интереса к изразцам церковь Покрова в Медведково стала первым известным храмовым сооружением 17 века с фасадной керамикой. На зеленых и красных муравленых изразцах оттиск цветов, красным цветом горят и декоративные шары. Трудно представить, что когда-то изразцы были срублены и позднее восстановлены реставраторами.

Это пятиглавая церковь, главы над алтарем и двумя приделами делают ее восьмиглавой, она словно парит в небесах

Именно такое строение храма Покрова в Медведково позволяет говорить о том, что он являет собой уменьшенную копию Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, то есть храма Василия Блаженного. Ведь и его шатер украшен поливными изразцами.

4.jpg

Перестройки

Храм Покрова в Медведково пережил многочисленные перестройки. В 1687 году по желанию Василия Васильевича Голицына на колокольню водрузили новый колокол. Надпись на нем была предельно лаконична и сообщала о праве Голицына, как нового хозяина, на земли Медведково. При этом право характеризовалось как вечное. Надпись на колоколе не принесла долгого удовольствия владеть Медведково. По некоторым источникам, пожертвованных колоколов было все-таки два и при этом безупречной работы мастера и звонаря Дмитрия Федоровича Моторина, служившего в 1682–1696 годах на Московском пушечном дворе. Тот легендарный колокол весил 64 кг и был очень оригинален своим декоративным оформлением, в котором в растительном орнаменте просматривался диковинный мир фантастических существ – грифонов и сказочных драконов. Более всего удивляла форма маточника колокола (крупная литая петля на верху колокола), выполненная в виде головы человека с открытым, словно поющим, ртом. Уши колокола (дополнительные петли на верху колокола) словно человеческие руки, что подняты к голове. А вблизи оказываются рыбами. Удивительный колокол! В настоящее время он хранится в Музее-заповеднике Коломенское.

При Голицыне у храма появился и новый резной иконостас. Писать иконы доверили замечательному русскому иконописцу и резчику по дереву Карпу Золотареву, служившему сначала в Оружейной палате, а потом в Золотописной мастерской при Посольском приказе, которую некоторое время он и возглавлял. Посольским приказом ведал князь В. В. Голицын. После опалы Голицына в 1689 году Золотарев был лишен службы, но через год талантливого мастера вернули. Новшества Голицына коснулись и приделов храма, которых стало только три: в честь Знамения, Покрова и Девяти мучеников Кизических.

Когда у Медведково появились новые владельцы – Нарышкины, в собственности которых земли находились до 1809 года, храм обновился. В 1690 году появился четвертый придел в честь преподобного Сергия Радонежского. С 1787 по 1795 год церковь Покрова Пресвятой Богородицы перестраивалась: вместо гульбищ (обходных галерей) появляются крытые переходы, изменяется расположение оконных проемов в шатре, а также на восьмерике и четверике. С шатра исчезли изразцы. Барабаны главок потеряли свою округлость и приобрели восемь граней.

Когда у Медведково появились новые владельцы, появился четвертый придел в честь преподобного Сергия Радонежского

В 19-м веке небольшую звонницу церкви заменили колокольней, выполненной в классическом стиле. Это столетие запомнится и потерями.

Невосполнимые потери

Время и история пощадили этот прекрасный храм. Однако потери все-таки были. Среди них – Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, подаренное царицей Софьей В.В. Голицыну и переданное им в церковь. Евангелие исчезло в 19-м веке. Пострадал и знаменитый иконостас, который частично утратил резьбу и иконы праздничного ряда. Кроме того, исчезли Царские врата 17-го века. Существует предположение, что они были перенесены в Санкт-Петербург во Дворец великого князя Сергея Александровича. Якобы они стали свадебным подарком императора Александра III на свадьбу младшего брата, вступившего в брак с Елисаветой Феодоровной, и должны были украсить «Сергиевский дворец».

Один из последних шедевров шатрового церковного зодчества

По стечению исторических обстоятельств одношатровый храм в Медведково стал одним из последних в Москве. Всего в России уцелели 43 шатровые церкви.

Одношатровые храмы России уникальны и не имеют аналогов в других странах. Строение храма завершалось не куполом, а вытянутым шатром, что делало его заметным среди других построек городов и селений. Дело в том, что при возведении деревянных церквей строительство купола было делом очень трудным. Однако в начале 16-го века и каменные церкви продолжали строиться как шатровые.

В России уцелели 43 шатровые церкви, и они уникальны, так как не имеют аналогов в других странах

С абсолютной точностью трудно сказать, почему в середине 1650-х годов Патриарх Никон наложил запрет на строительство шатровых храмов. Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Есть много версий, почему это произошло. Стоит сказать, что Патриарх Никон всегда давал столь подробные и профессиональные советы мастерам, что и его самого можно назвать зодчим. По одной версии, запрет на возведение шатровых церквей укладывался в рамки церковных реформ Никона 1653–54 годов, выступавшего за отказ от старого и явного стремления к византийским образцам в храмостроении – крестово-купольной конструкции. Проблема заключалась в церковных канонах. Островерхость и резкая устремленность здания ввысь напоминали что-то готическое.

5.jpg
Источник: соцсети храма Покрова в Медведково

Есть и более простые предположения. Такое строительство было довольно затратным. Возможно, Патриарх Никон сам хотел видеть шатровую ротонду в Ново-Иерусалимском монастыре. Там и была построена большая полуротонда, которая на уровне второго этажа переходила в цилиндр с кирпичным шатром. К ротонде примыкал четырехстолпный храм.

А может быть, патриарх не запрещал, а хотел всего лишь уменьшить число таких храмов.  Или просто один архитектурный стиль уже приходил на смену другому. Тем не менее строительство шатровых храмом прекратилось по всей стране слишком резко, буквально в течение одного-двух лет, а возобновилось только через два десятилетия, но единично и в другой эпохе. Запрет подтверждают и сохранившиеся грамоты. Однако, что представляется весьма интересным, запреты Патриарха Никона не коснулись строительства шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в 18-м веке. В 1666 году Патриарх Никон после лишения сана был отправлен в ссылку, его запрет ушел в историю, и строительство шатровых храмов стало возрождаться в конце 17 – начале 18 века. И что интересно, каждый из них был не похож на другие.

6.jpg
Источник: соцсети храма Покрова в Медведково

Октябрь. Золото осенней листвы и золото куполов древней любимой церкви. Тишина и звон колоколов. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: "Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши"».

Ольга Сокиркина 12 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить