Шамордино

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь) – женская обитель в двенадцати километрах от Оптиной пустыни, основанная по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Об этом монастыре и шамординских насельницах и пойдет речь ниже.

1, превью (15).jpg
Фото: shamordino-m.ru

Имение Шамордино между Калугой и Козельском первоначально было приобретено духовной дочерью преподобного Амвросия, монахиней Амвросией (Ключаревой). По ее завещанию в 1884 году там устроили женскую общину с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Старец, давно желавший создать женский монастырь, походатайствовал о назначении туда первой настоятельницы. Ею стала София Болотова, его духовная дочь, которую он постриг в монашество с тем же именем. Первыми насельницами были вдовы и сироты, о которых особо заботился старец. Официальное открытие общины состоялось 1/14 октября 1884 года в день освящения домового храма.

2 (1).jpeg
Монахиня Амвросия (Ключарева)

Управляла общиной матушка София недолго, всего около трех лет. Но в памяти насельниц и тех, кто знал ее лично, она оставила весомый след. Епископ Трифон (Туркестанов), также духовное чадо старца Амвросия, писал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а между тем население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители».

Матушка София пользовалась любовью и доверием сестер, вела с ними назидательные беседы. В частности, она научала их ни о ком не говорить плохо: «Мы не имеем на это никакого права уже потому, что это противно любви, и еще потому, что мы никогда не можем знать, что происходит в душе у другого; может быть, прежде чем мы успели подумать о человеке дурно, он уже принес чистосердечное раскаяние и прощен Богом». Еще говорила она: «Хороший монах ничем не отличается в приемах обращения от самого благовоспитанного аристократа. Но разница между ними есть, и большая: аристократ держит себя с тактом из приличия, а примерный монах – из убеждения и любви к ближним». Монашество для нее было, в первую очередь, подвигом любви к Богу и людям. Как отзывался о ней Оптинский старец Анатолий (Зерцалов), «такое доверие, какое имеют к ней, трудно приобрести. Я иногда скажу кому-либо сделать так, а мне и говорят: я еще матушку спрошу, как она благословит». Матушка же говорила о старце Анатолии так: «Это не отец, а нежная мать своим детям». Этот старец взял на себя частичное духовное руководство над насельницами в связи с немощным состоянием старца Амвросия.

3 (38).jpg
Схимонахиня София (Болотова)

При первой настоятельнице в обители были построены богадельня, сестринские келии, деревянные часовни, мастерские, начальная школа, где преподавали сестры монастыря; устроены детские ясли и приют. Относительно приюта и яслей старец Амвросий восклицал: «Ах, как это ты хорошо придумала, мать, как это мне нравится!» 

Матушка София показывала сестрам пример послушания, смирения, нестяжания и любви. Из-за тяжелой болезни старец постриг ее в великую схиму. Последние месяцы жизни провела подвижница в уединении и молитве в отдельном домике. Скончалась она в 1888 году в возрасте 42-х лет. По ее кончине старец сказал одной сестре: «Помни, что мать София свята!» На данный момент схимонахиня София (Болотова) прославлена в лике местночтимых Тульских святых. 

Следующей настоятельницей стала другая духовная дочь старца, монахиня Евфросиния (Розова), верная его послушница, отличавшаяся мягким характером, смирением и подвижничеством. Пока старец Амвросий был жив, он приезжал в Шамординскую обитель к велией радости сестер. В октябре 1891 года сей Оптинский светильник там и скончался. Духовное окормление насельниц легло на плечи Оптинских старцев Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Зерцалова). Последний говорил: «Никогда не оставлю Шамордина и своих духовных детей. Старец дал мне послушание, и я не могу отказаться». Но вскоре скончался и отец Анатолий, и для сестер наступило трудное время. В тот момент по милости Божией у обители появился меценат, духовный сын старца Амвросия С. В. Перлов, который поддерживал сестер в их материальных нуждах и построил им больницу. При его попечительстве в монастыре был возведен каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 

«Никогда не оставлю Шамордина и своих духовных детей. Старец дал мне послушание, и я не могу отказаться»

В 1901 году община в Шамордино получила статус общежительного монастыря. В 1904 году матушка Ефросиния, «смиренная ученица старца, покорная, готовая на все», как говорили о ней сестры, преставилась. Она была похоронена на территории обители рядом со своей святой предшественницей, схимонахиней Софией. 

По благословению старца Иосифа новой настоятельницей стала монахиня Екатерина (Самбикина), при которой насчитывалось около 800 насельниц. Продолжал благотворить обители и духовный сын старца Амвросия С. В. Перлов. Он всегда был очень скромным, не занимал почетного места в храме и делился с родственниками: «С тех пор, как я стал возиться с монашенками, мои торговые дела пошли так, как никогда. Я понимаю, что это за них Господь меня благословил». По смерти он был похоронен в Шамордино. В 1911 году отошла ко Господу матушка Екатерина, перед смертью приняв схиму. В том же году скончался и старец Иосиф, назначив перед этим новую настоятельницу – монахиню Валентину (Розанцеву). 

4 (32).jpg
Схиигумения Валентина (Розанцева)

По воспоминаниям знавшего монахиню Валентину священника, она «происходила из купеческого звания и говорила чистейшим калужским наречием. Еще до поступления в монастырь она приняла тайный постриг, так как по семейным обстоятельствам не могла открыто поступить в монастырь. Она была для всех примером смирения, кротости и усердной молитвы. С благообразным лицом и добрым взглядом темных глаз, тихая и скромная, вся окутанная черным покрывалом монашеских одежд, она невольно располагала к себе сердца всех узнававших ее». Матушка Валентина научала насельниц: «Оказывай милость, и спасешься. Трезвись, и будешь помилована». Советовала она им постоянно читать «Отечник». На время ее настоятельства пришлись годы лихолетья. К 1917 году Шамординская обитель была крупным духовным центром со своей больницей, богадельней и несколькими скитами.

В 1918 году вышел «Декрет об изъятии церковных имуществ». Было принято решение преобразовать монастырь в трудовую коммуну. Но советская власть вмешивалась в дела коммуны, не давая сестрам вести привычный монашеский уклад и следить за монастырским хозяйством. В этих нелегких условиях терпеливо несла матушка Валентина игуменский крест. В 1919 году она приняла схиму и почила от тяжелой болезни. Новую настоятельницу в то время назначить было уже невозможно. В 1922 году последовал «Декрет об изъятии церковных ценностей». Сестры пытались спасти святыни монастыря. Властью была создана комиссия по ликвидации обители. В марте 1923 года насельницам объявили о ее закрытии. 

Начались аресты, ссылки, расстрелы шамординских сестер. Некоторые из них были увезены на Соловки и впоследствии замучены. Обитель была разорена безбожниками. Уцелевшие насельницы поселились в Козельске, поближе к гонимым старцам из Оптиной пустыни. Так, преподобный Никон (Беляев) окормлял часть шамординских сестер вплоть до своей кончины. 

Начались аресты, ссылки, расстрелы шамординских сестер. Некоторые из них были увезены на Соловки и впоследствии замучены

Во время Великой Отечественной войны на территории разоренной обители расположился военный госпиталь. Медики отмечали особое спокойствие этого места. В послевоенные годы советская власть открыла там сельскохозяйственный техникум. Монастырь за десятилетия безбожия превратился в развалины. В 1988 году старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. Через два года наместник возрождающейся Оптиной пустыни стал ходатайствовать о восстановлении и Шамординской обители. 

В мае 1990 года монастырь был передан Русской Православной Церкви. Постепенно началось его восстановление под руководством игумении Никоны (Перетягиной). Казанский собор стоял без куполов и окон, на проржавевшей крыше росли деревья. На всей монастырской территории царило запустение. Хозяйственные постройки находились в аварийном состоянии. В монашеских келиях жили семьи, которые нужно было расселить. Сестры ютились в помещениях, где не было воды и отопления. Спали крайне мало. Много молились и, уповая на милость Божию, трудились не покладая рук. Первым делом матушка устроила молитвенную жизнь обители. В то время в монастыре жила схимонахиня Серафима (Бобкова), духовное чадо преподобного Никона Оптинского, которая поддерживала сестер молитвой, примером подлинного монашества, духовным утешением и рассказами о старом Шамордино. Скончалась матушка в возрасте 105 лет.

5 (15).jpg

Со временем был расчищен Казанский собор, посажены цветники, открыты мастерские, наладилось хозяйство. Одна раба Божия принесла в монастырь келейный крест старца Амвросия, который втайне хранился у нее долгие годы. Во время расчистки усыпальниц прежних насельниц присутствующие при этом ощущали неземное благоухание. Священнические обязанности совершали иеромонахи расположенной неподалеку Оптиной пустыни. В 1996 году в обители был освящен новый храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Через год владыка Алексий (Фролов) совершил монашеский постриг нескольких новых сестер, дав им имена в честь Оптинских старцев, прославленных к тому времени в лике преподобных. При игумении Никоне некогда величественная обитель восстала из руин. Ныне в возрожденном монастыре подвизается более ста сестер под руководством игумении Сергии (Щербаковой). Такова краткая история славной обители Шамординской.

Источник:

Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. – Шамордино, 2014.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить