Свенская (Печерская) икона Богородицы. «Она будет наместницею…»

По преданию чудотворная Свенская икона написана преподобным Алипием Печерским, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую Успенскую церковь. Ныне святые мощи преподобного Алипия[1], как и мощи его учителей – греческих иконописцев, нетленно почивают в Ближних пещерах. Эта икона, написанная в Киево-Печерской лавре, одна из немногих бесценных жемчужин, дошедших из глубины веков до нашего времени.

Фото 1 (8).jpg
Свенская (Печерская) икона Божией Матери

Богоматерь изображена здесь сидящей на возвышенном троне, поставленном на особом амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос. Такое изображение Богоматери на троне с Младенцем Христом иконографически восходит к типу Панахранта (Всемилостивая) и, возможно, является одним из изводов Кипрской иконы Богородицы. Подобный иконографический тип прямо сидящей на Престоле Богоматери более характерен для монументальной живописи: фрески и мозаики – из-за своей торжественной строгости. 

Младенец Христос, сидящий на коленях Своей Пречистой Матери, благословляет Божественной десницей стоящих перед троном преподобных Феодосия (третьего из святых, после князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, канонизированного Русской Православной Церковью) и Антония. Преподобные отцы держат в руках развернутые свитки с текстами духовных поучений. Текст на свитке Антония: «Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником». Надпись на свитке Феодосия плохо просматривается, почти не читаема, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». К трону, где восседает Богородица, раньше шла золотая лестница. В наше время лестница утрачена, и ее отсутствие придает всей композиции несколько незавершенный вид.

Многие исследователи считают, что икона написана в воспоминание о событии, происшедшем во Влахернском храме. В Киево-Печерском патерике было написано: «…пришли из Царьграда четверо очень богатых церковных зодчих к преподобным Антонию и Феодосию и сказали: "Где хотите начать строить церковь?" Преподобные ответили: "Где Господь укажет это место". Мастера заметили: "Чудная вещь, вы узнали время своей смерти, а доселе не назначили места для своей церкви, дав нам за работу столько золота". Тогда преподобные в присутствии всей братии обители просили греков пояснить, что значат слова их. И те рассказали, что однажды рано, при восходе солнца, к каждому из них в дом пришли благообразные юноши с приглашением: "Зовет вас Царица во Влахерну". Они, собравши всех родственников и друзей, пришли во Влахерну все одновременно. Из расспросов узнали, что эти юноши одними и теми же словами звали каждого из них. Вдруг увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее и поклонились. Она же сказала: "Хочу Себе воздвигнуть церковь в России, в Киеве. Повелеваю вам взять золота на три года и идти строить ее". Она указала им преподобных Антония и Феодосия, прибавив, что Антоний, благословивши начало постройки, отойдет в вечность, а Феодосий пойдет за ним на второй год. 

Фото 2 (8).jpg
Преподобные Феодосий и Антоний Печерские

Отправляя зодчих, Царица вручила мощи святых мучеников – Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы и Феодора, чтобы их положили в основание церкви. О размерах церкви Царица сказала: "Для меры послала Я пояс Сына Моего, выйдете на открытое место и увидите размеры". Выйдя, они увидели церковь на воздухе и, вернувшись, поклонились Царице и спросили: "Госпоже, в чье имя будет церковь?" Она ответила: "Хочу назвать ее в Мое имя". При этом Она дала святую икону, говоря: "Она будет наместницею". Отправляя строителей, Царица обещала наградить их за это дело и дать то, "чего око не видело, и ухо не слышало, что не взошло и на сердце человека". Выслушав рассказ, все иноки прославили Бога и Пречистую Богоматерь. Преподобный Антоний сказал зодчим, что никто из них никогда не был во Влахерне, на что они ответили: "Царицыно золото мы получили от вас при многочисленных свидетелях и через месяц по получении отправились в путь, и ныне десятый день, как мы вышли из Царьграда". После этого преподобный Антоний разъяснил, что на все это воля Божия, что давшие им золото были ангелы Божии, а Царица во Влахерне – это Сама Пречистая Матерь Божия. Относительно же сходства нашего с вручившими вам золото Один Бог знает»[2]

До 1288 года Свенская икона находилась в Киево-Печерской лавре, где прославилась многими чудесами. А потом была переправлена на Брянщину. Это событие послужило основанием Свенского монастыря, о чем расскажем чуть позже.

До 1288 года Свенская икона находилась в Киево-Печерской лавре, где прославилась многими чудесами

Все исследователи согласны в том, что иконография иконы Свенского монастыря восходит к чтимому образу Богоматери Печерской XI века, находившемуся в Успенском соборе Киевского Печерского монастыря. Как пишет исследователь Ольга Евгеньевна Энтингоф в книге «Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России»: «Принесенная из Влахерн в 1073 г. "наместная" икона для Успенского собора Печерского монастыря, упомянутая в патерике, не сохранилась, исторических известий о ней до нас дошло не много.

Как предположил И. А. Карабинов, эта икона изображала тронную Богоматерь с Младенцем. Воспроизведением Печерского образа является Богоматерь Свенская <…>.

Легендарная "наместная" икона Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, которую, согласно преданию, Сама Богоматерь прислала из Влахерн и которая могла быть списком с Влахернского образа из часовни источника, представляла Марию сидящей на троне и держащей Младенца перед Собой на коленях. Принесенная из Константинополя икона могла погибнуть уже в 1096 г. при нашествии половцев на Киев, когда был сожжен Печерский монастырь и разграблены иконы, о чем имеется известие в Ипатьевской летописи: "И по сем вожгоша дом с(вя)тыявл(ады)ч(и)це Б(огороди)це и приидоша к ц(е)ркви и зажгош двере яже ко оугу сторонние и во вторыя иже к северу. И влезешеоу притвор оу гроба Феодосьева и вземьше иконы зажигаху двери…". Если Константинопольская икона погибла при этих событиях, ее мог заменить какой-то список, созданный в мастерской Киево-Печерского монастыря как раз в период деятельности Алипия, тем самым предание о написании Свенской иконы легендарным мастером имеет вполне реальные исторические корни. Изображение Феодосия и Антония на Свенском образе могло ассоциироваться с рассказом Киево-Печерского патерика о явлении Богоматери вместе с ними во Влахернском храме строителям Успенской Печерской церкви»[3].

Фото 3 (6).jpg
Преподобный Алипий Печерский

Сам же Печерский образ (мозаичный или исполненный на доске), возможно, повторял икону, находившуюся в Софии Константинопольской. В опубликованной Л. Н. Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII – началом XIV в., приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на Кiевъ ставить церковь въ Печере ко святому Антонию и Феодосию»[4].

Почитание иконы Богоматери Печерской сохранялось в Киевском монастыре и на протяжении последующих столетий. Есть свидетельство 1701 года священника Иоанна Лукьянова, который сообщает: «…Печерский монастырь… и были в соборной церкви, и лобызали образ Пресвятыя Богородицы чудотворный…»[5].

О почитании Свенской (Печерской) иконы Пресвятой Богородицы свидетельствуют многочисленные списки. В Киево-Печерской лавре наиболее древняя (около XVII века) Свенская (Печерская) икона находится в Дальних пещерах, напротив «гроба» преподобного Феодосия. В церкви во имя Всех преподобных отцов Печерских имеется список Свенской иконы, выполненный в мастерской Киево-Печерской лавры во второй половине XIX века. До 1930 года (дата закрытия монастыря советской властью) этот список находился в книжной лавке на верхней территории, где был установлен для молитвенного почитания. При закрытии лавры икону удалось сохранить. Монахини, спрятавшие ее, передали образ лаврскому архимандриту Спиридону. Отец Спиридон до последнего дня своей земной жизни хранил ее у себя на квартире в городе Житомире.

В 1992 году, согласно предсмертному завещанию архимандрита Спиридона, икона вновь возвратилась в Киево-Печерскую лавру и была установлена на горнем месте в алтаре храма Всех преподобных отцов Печерских. В ноябре 2002 года в том же храме она была помещена в напольный киот за левым клиросом. На этом месте икона находится и сегодня[6].

Но вернемся к истории главной святыни нашего повествования. 

На ладьях по Десне 

В 1288 году великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от мощей великих святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в монастырь гонца с милостыней и просьбою прислать к нему в Брянск чудотворную икону. Посоветовавшись с братией, архимандрит Печерский отпустил икону со священником на ладьях по Десне. 

Фото 4 (4).jpg
В.Волков. «Князь Роман у стен брянской крепости» 

Провожавшие святую икону на ночлег причалили к правой стороне реки Свены. Утром они не нашли в лодке чудотворного образа Богоматери. После недолгих поисков увидели его стоящим на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа, который со священниками пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, со слезами молился там пред иконой Богородицы. Его молитва была услышана, и князь прозрел.

По его приказу епископ снял икону с дерева, и князь Роман ее благоговейно поцеловал. Затем, отслужив молебен перед образом Богоматери, князь и все люди стали рубить деревья и общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери. 

Впоследствии Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения Успенский Свенский монастырь

Впоследствии Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения Успенский Свенский монастырь и щедро наделил его деньгами. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери – 3 мая по старому стилю.

На протяжении столетий Свенская обитель неоднократно поддерживалась благотворениями царей и князей Русской земли. Цари Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.

У чудотворной Свенской иконы Богоматери совершались чудеса и исцеления. Богомольцы молились перед ней во всех важных случаях жизни. Особенно много случаев исцелений от глазных болезней и беснования.

В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили постройку. А через некоторое время ее своды обрушились, оставив игумена обители Мартиниана с братией невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери. 

Заступлением Божией Матери ради Ее Свенской иконы Брянск неоднократно был защищен от нашествия врагов. 

Фото 5 (5).jpg
Н. Ванифантьев. Общий вид Свенского монастыря, 1853 г.

Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. Вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

В 1812 году, когда французы подошли к Брянску, его жители обошли с чудотворной Свенской иконой крестным ходом вокруг города, умоляя о заступлении и помиловании. Вскоре пришло известие, что неприятельские войска вдруг повернули назад. В благодарность избавления от погибели жители Брянска в 1815 году устроили на Свенскую икону Премилостивой Заступницы золотую ризу с венцами и установили 17 августа крестный ход вокруг города со святой иконой.

В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Богоматери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца[7].

Со временем в Брянске установилась традиция привозить чудотворную святыню в дома жителей. Известный духовный писатель Евгений Поселянин пишет: «Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Саму Царицу Небесную. Перед нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли св. икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым движется шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник»[8].

Спасение иконы 

Святая икона находилась в Свенской обители до 1925 года. В советское время она попала в Третьяковскую галерею. Как пишет Н. В. Дмитриева в книге «О Тебе радуется: чудотворные иконы Божией Матери»: «Спасена икона была искусствоведом Николаем Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи Игорь Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия – к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В. Н. Лазарев, А. И. Некрасов, М. В. Алпатов. Реставратор и исследователь древней живописи Адольф Овчинников отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): "Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые – грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железно-окисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г. П. Федотова "Святые Древней Руси", где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: "Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и Северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому"»[9].

И хотя чудотворный и столь чтимый брянцами образ Свенской иконы находится в музее, зато монастырь, основанный в честь него, возродился из руин.

Фото 6 (7).jpg
Свенский Успенский мужской монастырь. svenmon.ru

После известного декрета 1918 года Свенский монастырь стал доживать свои последние дни. На первых порах богослужение проводилось в главном Успенском соборе, но 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана Губмузею. С этого момента началось его разрушение. Гнусное дело довершила бригада подрывников, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища. С лица земли стерли то, что было главной красотой Свенской обители. Многие десятилетия стояла она в полном забвении. 

Но в 1970-х годах все-таки взялись за восстановление Сретенского храма. А в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

С надеждой на будущее благоразумие нашего народа

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви. Наместником был назначен архимандрит Никодим, который ревностно исполнял многотрудные обязанности по восстановлению монастыря и монашеской жизни. При архимандрите Никодиме в 2008 году состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии.

Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться в обители во славу Божию. Особое расположение монастыря и удаленность от города весьма благоприятны для спокойного монашеского делания.

Богослужения совершаются в двух надвратных храмах: Сретенском и Преображения Господня, и в церкви Антония и Феодосия Печерских, восстановленной в 2012 году. Взорванный прекрасный Успенский собор был воссоздан в сентябре 2019 года, а уже 20 октября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин его великого освящения.

Взорванный прекрасный Успенский собор был воссоздан в сентябре 2019 года

Особо значимое событие для Свенской обители произошло в августе 2015 года. В храме святителя Николая в Толмачах, входящем в комплекс зданий Третьяковской галереи, состоялся чин освящения списка иконы Свенской (Печерской) Божией Матери для последующей передачи в Свенский Успенский мужской монастырь. 

Фото 7 (3).jpg
Свенская (Печерская) икона Божией
Матери в Третьяковской галерее

Первообраз чудотворной иконы Богоматерь Свенская (Печерская) с предстоящими Феодосием и Антонием был выставлен в храме Третьяковской галерее на пять дней, что явилось знаменательным событием как для самой галереи, так и для всех верующих. Во время чина освящения точная копия, изготовленная для Свенской обители Благотворительным Фондом имени святителя Тихона Задонского и Тверской Епархиальной Православной общеобразовательной средней школой во имя святителя Тихона Задонского, была приложена к чудотворной Свенской иконе для восприятия благодати духовного и телесного врачевания всем, кто с верой и почтением будет поклоняться этому святому образу.

В богоборческие времена Свенский образ Божией Матери нашел убежище в Третьяковской галерее. Но стала возрождаться вера православная, восстанавливаются храмы и монастыри, и святыня, изъятая от верующих, снова обращается своим лицом с надеждой на будущее благоразумие нашего народа, чтобы в непростое время своим покровом защитить Брянский край и всю землю Русскую.

Список Свенской чудотворной иконы Божией Матери пришел 27 августа 2015 года в свою обитель – Свенский Успенский мужской монастырь и 30 августа предносился на крестном ходе от стен обители в Брянский кафедральный собор во имя Святой Троицы.

В настоящее время икона находится в монастырском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских, и все могут поклониться чтимой иконе, испросив Покрова Святой Богоматери, чтобы преодолеть все испытания на нашем жизненном пути[10].


[1] Успенские М. И. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения: 1. Св. Алимпий и 2. Андрей Рублев. СПб., 1901. С. 18–23, 28, 29.

[2]Св. Симон, еп. Владимирский и Суздальский. Сказание о святой чудотворной церкви Печерской, Успения Пресвятой Богородицы, как была она создана, украсилась и освящена… // Киево-Печерский патерик. Киев. 1991. С.60–61.

[3] Энтингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России. М., 2005. С. 105–107.

[4] Чудотворная Свенская икона в кривом зеркале современности // Музей имени Андрея Рублева и его обитатели: URL: https://expertmus.livejournal.com/76871.html; Сборник. Отделения русского языка и словесности. 1890. Т. 51. Вып. 1. С. 14.

[5] Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874. С. II. С. 123.

[6] См. Святыни Киево-Печерской лавры. Киев. 2005. С.34.

[7] Свенская-Печерская икона // Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 270–271.

[8] Там же. С. 271–272.

[9] Дмитриева Н. В. «О Тебе радуется: чудотворные иконы Божией Матери.» М., 2007. С. 311–312.

[10] В обители есть точный список Свенской иконы // Свенский Успенский мужской монастырь: URL: https://svenmon.ru/2015/08/27/icona_svenskaya_bozgiya_mater/

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить