Святитель Кирилл Иерусалимский: жизнь в Литургии

18/31 марта Церковь чтит память святителя Кирилла Иерусалимского (315–389) – отца и учителя Церкви, аскета, проповедника, защитника православного учения от искажений еретиков, предстоятеля Иерусалимской Церкви.

1. Святитель Кирилл Иерусалимский.jpg
Святитель Кирилл Иерусалимский
Святые отцы IV века много писали. Это было связано с богословскими спорами о том, Кем был Христос. Посвятившие Ему жизнь не могли молчать, когда обсуждалось, был ли Он Богом или нет. И они много трудились и проповедовали, договаривались и писали…

Главный труд святителя Кирилла Иерусалимского – «Огласительные поучения»: цикл бесед, записанных слушателями. В то время будущий отец Церкви скорее всего был пресвитером, возрастом чуть старше вышедшего на проповедь Христа. Продолжающие эти беседы «Тайноводственные поучения», возможно, не были написаны самим святителем. Кроме этого, из-под пера Кирилла несомненно вышли два небольших текста – «Послание к императору Констанцию» (351) и проповедь на евангельское чтение о расслабленном. Также ему может принадлежать несколько проповедей, сохранившихся во фрагментах. Таким образом, все тексты святителя (даже вместе с теми, что приписываются ему) могут уместиться в одном томике.

Жизнь святителя отразила непростой для православных IV век. Трижды ариане изгоняли его с кафедры. Он много сил потратил на умиротворение своей паствы и борьбу с еретиками. Стал одним из главных отцов II Вселенского Собора (381), умиротворившего православный Восток. Возвысил свою кафедру от простой епархии до одной из ключевых патриархий христианского мира.

Хотя «Огласительные поучения» небольшие, но именно из них мы узнаем о литургической традиции Иерусалимской Церкви. Для христиан частые Литургия и Причастие были неотъемлемой составляющей их духовной жизни. Как учил в своих беседах Кирилл, за каждое причащение Тела и Крови Христовых верный должен особо благодарить Бога[1].

«Хлеб насущный» святитель Кирилл понимает как «надсущный», или «сверхсущный», Хлеб: это Евхаристия
Свидетельство частого (для некоторых ежедневного) причащения – интересное толкование святителем слов о «хлебе насущном» из молитвы «Отче наш». Он понимает их как «надсущный», или «сверхсущный», Хлеб (слово «επιούσιος» буквально это и значит), то есть как Евхаристию[2].

Церковные богослужения для многих верных Иерусалимской Церкви в те времена были тесно связаны с самим городом Иерусалимом и его окрестностями. В каждый праздник патриарх совершал Литургию в церкви, находящейся в местности, хранящей еще живую память о Священной истории. Нередко церковные богослужения проходили и вовсе на святом месте, которое имело непосредственное отношение к празднику. Так в жизни прихожан формировалось постоянное памятование о Христе, прожившем Свои земные дни на этой территории, и как вершина всего этого – непрерывная Литургия.

Так формировалось постоянное памятование о Христе, и как вершина этого – непрерывная Литургия
Святитель Кирилл Иерусалимский учил, что «достойное удивления» тело человека, старающегося жить со Христом, по воскресении будет иным, чем у грешников. Постоянное участие в Литургии будет преображать верного. «Все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное…»[3].

Это с точки зрения «сухой» истории, христианство интересно выдающимися событиями, святыми и богословами. Литургия и церковные богослужения привлекают внимание историков лишь в те периоды, когда они формировались или изменялись. В практической жизни православных также бывает утомление богослужениями. Нередко к непрерывно чередующимся службам человек привыкает и уже не участвует в них так, как это было в период его воцерковления. Часто постоянно участвующему в богослужениях кажется, что он хочет чего-то большего, чем просто ходить в церковь…

Не все могут блестяще писать и проповедовать, далеко не все могут делать все те благие дела, что заповеданы Христом Своим последователям (к примеру, «говорить новыми языками» или исцелять больных. – см.: Мк. 16: 17–18). Однако все могут участвовать в Литургии и жить ею. Святитель Кирилл Иерусалимский, наделенный Богом интеллектом и даром слова, сознательно особо не стремился реализовать эти таланты в письменных трудах. Он всецело посвящал жизнь свою Литургии и церковным богослужениям.


[1] См.: Кирилл Иерусалимский, святитель. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение тайноводственное 5-е. 21–22.
[2] См.: Там же. 15.
[3] См.: Кирилл Иерусалимский, святитель. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение огласительное 18-е. 19.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить