Тайна Троического бытия

Один из великих праздников в Православной Церкви – День Святой Троицы. Храм – дом Божий – в это время украшается березками, устилается пахучей травой. Люди приходят к Богу Троице с ветками деревьев и цветов. Но как мы можем хоть немного уразуметь непостижимую тайну Святой Троицы?

1, превью (5).jpg

Чтобы помочь человеку приблизиться к ее пониманию, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего, земного мира. Например, святитель Григорий Богослов приводил сопоставление с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, потоком и рекой; святитель Василий Великий – с радугой, разделенной на полосы разного цвета; блаженный Августин – с человеческим умом, мыслью и словом; священномученик Дионисий Ареопагит – с тремя свечами, дающими единый свет. Но ко всем подобным «иллюстрациям», заимствованным из земного мира, нужно относиться, как к очень несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают отношения трех Божественных Лиц и не позволяют по-настоящему проникнуть в тайну Троического бытия.

В первый раз слово «Троица» было произнесено после 180 года Феофилом, епископом Антиохийским. Объясняя значение первых трех дней перед сотворением светил небесных, Феофил говорит, что эти три дня суть символы Троицы… С этого времени слово «Троица» как краткое и точное выражение сущности Триипостасного Бога вошло в православное сознание, и за довольно продолжительный срок (в течение трех столетий) появились замечательные богословские разъяснения этого догмата, являющегося краеугольным камнем христианства.

Так же не скоро выразилось и определилось видимое почитание Святой Троицы. Изначально в Церкви не было иконы Пресвятой Троицы, изображался лишь символический треугольник. Ведь в реальности нет образов, как и слов в языке, для представления в человеческом сознании этой тайны. 

В Писании говорится, что в сотворении мира участвовали все Три Лица Пресвятой Троицы. Подлинный еврейский текст Библии с первых своих строк указывает на единосущие Лиц Святой Троицы. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Слово «Бог» во множественном числе («Elogim» – буквально «Боги»), а глагол «сотворил» стоит в единственном числе. Перед созданием человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Древнехристианские толкователи утверждали, что здесь речь идет о совещании между Собой Лиц Святой Троицы.

В Писании говорится, что в сотворении мира участвовали все Три Лица Пресвятой Троицы

В подтверждение слов Святого Писания вспомним, что идея о Триедином Боге присуща всем религиям древних народов. (Об этом подробно рассказывается в книге ученого-богослова Николая Ивановича Троицкого (1851–1920 гг.) «Триединство Божества»). Тримутри у индийцев; у китайцев в «Книге И» говорится, что начальная Единица – Дао, создавшая все вещественное, тройственна: она есть три, и три суть она; буддисты-саманеи воздают хвалу триединому Существу – Ом. Мысль о триединстве Божества ясно отражена в космогонии японцев, а в Ассиро-Вавилонии и Армении божественной эмблемой, символом Бога, являлась трехгранная стрела. В Египте существовали так называемые тримбусы, состоящие из трех фигур разных богов; у древнейшего греческого племени пеласгов существовал культ богов Кабиров, изображавшихся в виде тройной фигуры; и у италийского племени этрусков встречаются следы культа триединого Божества, повлиявшие на религию римлян. Эта же идея встречается в памятниках древней скульптуры кельтской Галии, и у восточных славян. Ее всеобщность подтверждается даже в древних религиях американских народов, бывших абсолютно изолированными от каких-либо духовных влияний Старого Света. Остается предполагать, что потомки Адама, расселившиеся по лицу земли после всемирного потопа, изначально, прежде чем впасть в заблуждение язычества, хранили память о своем Триедином Создателе. 

У христиан иконы Святой Троицы стали появляться в конце IV века. Иконографическое почитание Святой Троицы по-разному повлияло на храмоздание и Ее богослужебное празднование в Восточной и Западной Церквях. Восток почти не имел храмов Живоначальной Троицы, так же, как и не существовало особого богослужебного Ее празднования. Митрофан, епископ Смирнский, в конце IX века составил каноны Троицы для воскресной полунощницы. Император Лев Мудрый написал замечательную стихиру «Придите Триипостасному Божеству поклонимся», положенную на вечерни Пятидесятницы. Марк, монах Лавры святого Саввы, впоследствии епископ, написал умилительную молитву Пресвятой Троице. Этим и исчерпывается участие Восточной Церкви в чествовании Святой Троицы. Судя по «Евхологии» Я. Гоара (1647), ни отдельного дня, ни особого богослужения для Ее прославления во Вселенской Церкви не было и нет. Очевидно, что против этого была высокоразвитая богословская мысль Востока.

2 (40).jpg

На Западе, в связи с упадком богословия, Католическая Церковь учредила праздник Троицы на восьмой день после Сошествии Святого Духа (у нас такого праздника нет), а в 1198 году основала религиозный орден, названный Троицким (ordre des Trinitaires), строивший храмы с непременным посвящением Троице (Omnes ecclesiae istius ordinis intitulentur nomine Sanctae Trinitatis». Таким образом в Европе было устроено множество Троицких храмов. 

На Руси иконы Святой Троицы появились с первых дней христианства, а храмов до конца XIV века почти не было. Можно упомянуть лишь Троицкий собор в Пскове, основанный, по преданию, равноапостольной княгиней Ольгой, и церковь Святой Троицы Шетиципицы в Новгороде 1165 года. К этому же времени относится начало Троицкого монастыря в северо-восточной Руси около города Великий Устюг. Но они были явлением исключительным и оставались неизвестными в Центральной России, где только с XV века начинается их широкое строительство. 

В христианском сознании русского народа неразрывно соединились имена Святой Троицы и преподобного Сергия. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет святого игумена земли Русской: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». 

Троицын день невольно ассоциируется с Сергиевой лаврой. И как правило, при Троицких храмах строились Сергиевские приделы. Это соединение ясно свидетельствует, кому Россия обязана и почитанием Троицы, и строительством Троицких храмов. Само имя монастыря аввы Сергия проповедует главный догмат православия: о создавшем Отце, искупившем Сыне, все возрождающем Духе. 

Когда почитание Святой Троицы стало внешним выражением стремления русского народа к святейшему образцу жизни, посвященные Ей храмы явились сами собой повсеместно и в огромном количестве. Мало того, были заложены даже Троицкие города и села. 

Первым Троицким храмом в Центральной Руси был Сергиев

Но первым Троицким храмом в Центральной Руси был Сергиев. Это белокаменная церковь, построенная преподобным Никоном в 1422 году, одна из древнейших в нашем Отечестве. Негасимой лампадой многие столетия стоит, храня в себе сокровище всея Руси – нетленные и благоуханные мощи преподобного Сергия Радонежского, Троицкий собор, ставший нерушимой святыней русского православия. Сколько за это время смутных бед и радостных побед прошумело над Русской землей: одна династия царей сменила другую, атеистический ураган разрушил многие храмы, но этот устоял.

В полутемном притворе «церкви чудной, еже созда ученик над гробом учителя», попадаем в XV столетие. Здесь все дышит не по-нынешнему, это уже «мир пренебесный».

Древний иконостас, устроенный преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным «со товарищи», сохранивший для нас старинные иконы, по-монашески аскетичен и почти лишен украшений. Верующая душа видит «божественную красоту вдохновенного Рублевского письма». Как известно, икона, в которой преподобный иконописец Андрей излил в красках «молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России», недавно была передана из Третьяковской галереи. 

3 (34).jpg
Перенесение иконы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. foto.patriarchia.ru

Православная Церковь, как отмечалось выше, допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной в русской традиции иконой Троицы служит, об этом мы тоже говорили, образ Троицы Ветхозаветной («Гостеприимство Авраама») святого Андрея Рублева. Эта икона была создана в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий и поставил Святую Троицу во главу угла как образ любви, которым только и можно победить вражду этого мира.

В основу композиции иконы положен ветхозаветный сюжет, изложенный в XVIII главе Бытия. Явление «трех мужей» Аврааму у дубравы Мамре: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт. 18: 1–2). При этом Авраам к Трем обращается, как к Одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 3).

«Новизна русской иконы в первую очередь в том, что Рублев сосредоточил все свое внимание именно на трех ангелах. До него изображали в основном "гостеприимство Авраама". Преподобный Андрей, устраняя бытовые детали сюжета – Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть все, что писали иконописцы до него, вводит нас в непосредственное созерцание тайны Самой Троицы» (Ирина Языкова).

«На иконе преподобного Андрея Рублева, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли "Троица во Единице" – один Бог в трех Лицах или Ипостасях. Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех Ипостасей Святой Троицы, в этом образе становится круг – именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг – они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. В этом образе также отражен и литургический аспект, потому что смысловым центром композиции является Чаша, стоящая на престоле, – символ Евхаристии, Жертвы Христа. Силуэты двух ангелов, сидящих по бокам, образуют собой Чашу. Вокруг Чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов» (Ирина Языкова, Левон Нерсесян).

Образ «Троица» святого Андрея Рублева стал откровением для современного человечества. Благодаря этой иконе, как через «окно в вечность», люди начинают видеть Живого Бога. Так, через знакомство с «Троицей» многие жители Советского Союза, родившиеся в безбожные времена, начинали интересоваться иконами, а потом брали в руки Священное Писание, другие – книги и приходили в Церковь. Даже протестанты, не почитающие икон, через этот образ открывали для себя невидимый Божий мир. Один протестантский немецкий пастор, увидев «Троицу», изменил свое отношение к иконам. Он даже написал целую книгу, в которой пытался разгадать этот образ, дав свою интерпретацию. Он осознал, что за иконами действительно скрывается иная реальность. Человек не просто даже верующий, а богослов, пастор, стоящий глубоко на своей позиции, после встречи с «Троицей» изменился.

На Руси в память явления Троицы праотцу Аврааму, который принимал Странников под сенью дуба, с древних времен появился обычай на Пятидесятницу дома и храмы украшать ветками деревьев и цветами. А еще зеленые ветки – это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы – символ жизни – в честь Жизнеподателя.

4 (29).jpg

По народному обычаю часто украшали березки атласными ленточками. Девочки плели веночки из цветов и зеленых веток и развешивали эти венки по дому. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца, но не в красный, а в зеленый цвет. Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. 

Но самое главное – церковное празднование дня Святой Троицы, которое происходит в этот день в храме. Когда вся полнота Церкви коленопреклоненно молит Триипостасного Бога: «Ангелу, верному хранителю, вверь народ Твой; всех нас собери в Царство Твое, дай прощение надеющимся на Тебя; отпусти им и нам согрешения, очисти нас действием Святого Духа, разрушь козни врага против нас».

Как без солнца жизнь на Земле была бы невозможна, так и без Бога ничто не может существовать. Бог Отец – это Творец, сотворивший весь мир, видимый и невидимый. Бог Сын – это Иисус Христос – Бог, воплотившийся в теле человека, чтобы, победив саму смерть и воскреснув, открыть людям путь в Царство Небесное. И Святой Дух – приобщающий нас к Божественной благодати, которая преображает человека и всё вокруг, делая всех лучше и добрее, достойными Бога. Каждый раз, когда мы приходим в храм и принимаем Святое Причастие, мы получаем Божественную благодать. Но когда мы молимся Господу, мы обращаемся к Триединому Богу.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить