Воплотившаяся жизнь Божественной любви

Новомученики и исповедники Церкви Русской о Рождестве Христовом.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси:

Великое дело искупления и спасения рода человеческого не мог совершить никто из людей, ни все человечество, а только Сам Сын Божий, соделавшись человеком. Но Бог не спасает человека без самого человека. Сей последний должен сам усвоить спасительный подвиг Искупителя. Для чего ему надлежит изобразить в себе Христа, воплотить Его в сердце Своем, в делах и в жизни, а не ограничиваться только одним названием христианина и одной внешней принадлежностью к Церкви Христовой.

1.jpg.jpeg

*

Сказано о величайшем из рожденных женами – об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1: 8). Христос же «был истинный Свет», сама воплощенная Истина. Не временным органом слова Божия, подобно древним пророкам, объявляет Он Себя миру, а непосредственным источником, вечным вместилищем, живым воплощением истины.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

Рождественская служба – особенная стихия богословия. Во всем круге церковно-богослужебных книг нельзя указать более обильной догматическим содержанием службы, чем именно служба рождественская. Здесь в кратких, но сильных выражениях заключена основная идея христианства – обновление тленного естества человеческого воплощением Сына Божия.

*

«Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе», – поет Святая Церковь в навечерие Христова Рождества. Великая тайна благочестия – Бог явился во плоти – была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным.

*

Церковная древность учила о воплощении Сына Божия. В этом именно воплощении усматривала она сущность дела Христова и существо нашего спасения.

*

Хочу я, мой Друг, побеседовать с Тобою в этом письме, когда уже запели в храме: «Христос раждается…» Я смотрю на церковное общество, на церковных людей. Могут ли они с полным сознанием внимать словам церковной песни: «Христос с небес – срящите!» Мои взоры обращаются к нашему школьному богословию, и – увы! – я ясно вижу, что не учит оно людей встречать праздник Рождества Христова в полноте богословского созерцания.

*

Богословская мысль Древней Церкви благоговейно ходила не столько около Голгофы, сколько около Вифлеема. Возьми, Друг, творения величайших богословов Древней Церкви. Ты у каждого найдешь целые сочинения, обширные слова о воплощении.

2.jpg

*

Если бы меня, Друг, спросил Ты, какая основная и самая главная мысль Древней Церкви, я не колеблясь ответил бы: «Для нашего спасения необходимо воплощение Сына Божия». На воплощении Сына Божия основывала Христова Церковь смысл человеческой жизни, надежду на спасение, упование на грядущее блаженство, чаяние жизни будущего века.

*

А вот из рождественских служб: «Возставити и сопрославити человеческое падшее естество приидох явственно». «Да ликовствует вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша». «Истлевша преступлением по Божию образу бывша, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель».

«Причастием плоти горшия подав Божественного естества». «Перстнаго от самого единения и общения богосоделал еси». «Преславное таинство устрояется днесь, обновляется естество и Бог Человек бывает». «Людие… ныне утешаются пакибытием».

Премудрость и благость Божия создает домостроительство воплощения. Сын Божий воплощается, и в единой Ипостаси Богочеловека соединяются два естества – Божеское и человеческое – «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Это единение естеств само в себе есть источник спасения человека.

*

Восстановляется красота изначальная нашего естества (слова святителя Кирилла Александрийского). Начинается новое бытие. Восстановляется рассеченное грехом единство рода человеческого. На основе воплощения создается Церковь, этот общечеловеческий организм любви. Основанием Церкви можно признать самое воплощение Единородного Сына Божия.

*

Древняя Церковь <…> за истину воплощения, за тайну Вифлеема века подвизалась, ибо хотела отстоять для грешного и несчастного человека величайшую радость и надежду – на блаженное пакибытие, на восстановление красоты изначальной. Утешайся, Друг, этой радостью в дни Христова Рождества!

3.jpg.jpeg

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский:

Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти человеческой, которую благоволил Он восприять. Они увидели Богочеловека, о чем никогда помыслить не могли.

Если изумлены до крайности и ангелы Божии, то что же скажем мы, люди земли? Конечно, сказать мы ничего не можем, а только смиренно послушаем, что говорит об этом Сам Виновник этого изумительного события. Слушайте же, что говорит Он Сам: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12: 46).

*

Почему же именно простым пастухам возвестили ангелы о столь великом мировом событии как Рождество в человеческой плоти Спасителя мира? Почему не сильным и мудрым мира? Потому, думаем мы, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать.

*

Кто были эти издалека пришедшие волхвы? В Рождественском тропаре они названы служащими звездам. Удостоены были эти мудрецы дальних восточных стран лицезрения и поклонения Богомладенцу Христу, ибо видел Бог, как искренне стремились они к познанию Единого Истинного Небесного Света.

*

И о нас знает Сердцеведец Христос Бог все, чего достойны мы, и все недостатки наши и назначает каждому из нас то, чего заслуживаем мы. И возлагает Он на нас те кресты, которые спасительны для нас. И должны мы безропотно и даже с благодарением нести их. Ибо и Сам Он в нынешний благословенный день восприял плоть человеческую не ради того, чтобы быть всемирным царем и повелителем, а ради уничижения, преследований и оскорблений от грешников, и Сам понес самый страшный из всех крестов, на котором и отдал жизнь Свою ради спасения верующих в Него от насилия диавола.

*

Перенесемся же и мы, хотя бы только мысленно, вслед за волхвами в вертеп Вифлеемский и принесем в дар Ему, Спасителю нашему, всю силу веры в Него, всю глубину любви к Нему, покаяние в грехах и беззакониях наших.

4.jpg.jpeg

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Бог явился во плоти на земле, чтобы обновить одряхлевший мир, возжелаем же обновления, возгнушаемся ветхой одежды страстей, к которой, правда, привыкли и часто не замечаем ее смрада и ветхости, но другим ее ветхость и смрад заметен, и как приступить в ней ко Христу? Христос явился для того, чтобы очистить души наши от яда страстей.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Убогая, бедная пещера… Сено, солома… ясли… вокруг животные… Перенесемся мысленно в эту пещеру и приникнем к святым яслям и Лежащему в них.

Удивимся же сему Божественному снисхождению… Из глубины души скажем Младенцу Христу: «О, как жестко лежать Тебе… Какими лишениями начинаешь Ты Свой жизненный путь… и каким величайшим подвигом на Голгофе закончишь его… Что же мы можем сейчас сделать для Тебя?»

Он нам ответит: «Пойте вместе с ангелами: слава в вышних Богу…» Восхваляй, душе, благословляй и прославляй Всемилостивого Бога, пой Его величайшее снисхождение, неизмеримую любовь…

*

Увидев у яслей волхвов с богатыми дарами, спросим Христа: «Господи, что мы Тебе дадим? У нас нет злата и камней драгоценных, – но ведь каждый из нас что-то имеет. Приими же то, что мы имеем, чем мы владеем».

А Он нам ответит: «Мое небо, Моя земля, Мое злато и серебро; все богатства мира – Мои. Мне ничего не надобно; отдайте бедным, неимущим, – во имя Мое».

«Но, Господи, не можем же мы стоять у Тебя с пустыми руками и никакого дара не оставить у яслей Твоих! Скажи же нам, что Тебе дать, какой дар положить у Пречистых ног Твоих?»

Он скажет нам: «Оставьте Мне грехи ваши, свою испорченную совесть; принесите самоосуждение, слезы покаяния; отдайте Мне свою волю, свою любовь, свое сердце, свою душу». Отдай же, христианин, всего себя Тому, Кто тебе отдал Самого Себя!

5.jpg

Священномученик Сергий Мечёв:

Сегодня Церковь зовет нас прийти в вертеп к рождшемуся Господу и в смирении и покаянии поклониться Ему.

И для многих из нас, для тех, кто в кротости и смирении готовился к празднику через преподносимые Церковью богослужения, звучат здесь не только слова, но и ангельское состояние мира и благости.

*

Христос пришел, но пришел ли Он для нас, для тех, кто называет себя христианами?

Рождественское богослужение указывает нам на ту связь, которая существует между Ветхим и Новым Заветом. Разве ничего не дают нам великие учителя Ветхого Завета, разве нам не нужно учиться тому, что переживали великие ветхозаветные отцы и праотцы? Нам надо поучиться их вере, вере людей, которые, не видя Спасителя, тем не менее сохранили упование до конца.

*

Радостен праздник Рождества Христова, но радостен для тех, кто ждет его, кто помнит, что Христос пришел для страдания, что Он принял зрак раба, что Он пришел на землю, чтобы нас поднять на небо, как говорят святые отцы. Вот потому-то Св. Церковь дает нам образы веры и надежды. Нам надо молиться им, чтобы они дали нам свое упование, свое покаяние, свою веру.

Священномученик Александр Миропольский:

Христос, Сын Божий, или воплотившаяся жизнь Божественной любви, явился в мир перевоспитателем и целителем человечества Своей любовью и благодатью. Он пришел дать жизнь человечеству и уничтожить силу смерти, вошедшую в него через самолюбие. Он восстанавливает Свою Церковь, из начала созданную в совершенной чистоте.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить