Войти в вечную радость через послушание и открытость Христу

Слово в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Для нас, православных христиан, в нашей вере самое главное, основополагающее – это благая весть о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Господь полностью вошел в наш мир греха и боли, а также умер, как умирают все люди, и был погребен. Но Он – Бог, и поэтому врата ада и смерти не могли Его удержать. Он воскрес, поэтому умершие предстают перед Ним, ожидая воскресения тела и Страшного суда. Для тех, кто принял Его, райские блаженства являются началом небесных, поскольку они с Богом, жизни Которого приобщились верой, надеждой и любовью. Наш Спаситель воскрес, Его тело было исполнено славы, и через сорок дней Он вознесся на небо. Всем нам Господь отверз двери к вечной радости Царства Небесного.

1.jpg

Как пишет апостол Павел, Христос, будучи совершенным Богом, воскрес и вознесся на небо, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 7–11). Сделавшись одним из нас в мире, порабощенном страхом смерти, Господь даровал нам возможность стать причастниками Его небесной славы.

Сегодня мы отмечаем великий праздник Успения Божией Матери, праздник, показывающий нам, как мы все можем разделить победу Господа над губительными силами греха и смерти. В конце земной жизни Богородицы апостолы чудесным образом собрались в Ее доме в Иерусалиме, апостол Фома, однако, прибыл только тремя днями позднее. Когда они открыли гробницу Пречистой, чтобы проститься с Ней, то Ее тела там не было. Как Она первой впустила Христа в Свою жизнь и даже утробу, став Его Приснодевственной Матерью, так и первой последовала за Ним в Царство Небесное в Своем человеческом облике. Ее Успение – это образ нашей надежды на то, что мы обретем вечную жизнь, сделавшись по благодати «причастниками божественного естества» (см.: 2 Пет. 1: 4).

Поклоняемся мы только Богу, а почитаем тех, чьи жизни стали удивительным примером Божией святости.

Чтобы достойно встретить сегодняшний праздник, следует помнить, что Пречистая Дева является таким же человеком, как и мы все. Мы именуем Ее Богородицей, потому что Она родила Бога, стала Матерью Бога. Родила Она Господа нашего Иисуса Христа, потому что у Него, чтобы полностью уподобиться людям, должна была быть мама, как и у всех. По этой причине христиане с первых веков почитали Пречистую Деву Марию как Богородицу. Отказывались Ее так называть лишь те, кто отвергал Божество рожденного от Нее Младенца, к примеру, еретик Несторий. В ответ на различные злоупотребления властью в Римско-Католической церкви в Средние века протестанты умаляли и часто полностью отрицали Ее особую роль в нашем спасении. Православная Церковь, напротив, проводит четкое различие между поклонением и почитанием. Поклоняемся мы только Богу, а почитаем тех, чьи жизни стали удивительным примером Божией святости. Через почитание святых воздается слава Богу, Который многое сотворил через них. Достойное восхваление Пречистой Богородицы не отвлекает нас от поклонения Ее Сыну, а вдохновляет каждого, подобно Матери Божией, еще больше открыть Ему сердце и впустить в свою жизнь. Она по Успении последовала за Ним в Царство Небесное, и разве мы, взирая на Ее выдающийся пример любви к Господу и служения Ему, можем не просить Ее молитв? Христос на браке в Кане Галилейской превратил воду в вино, это событие, описанное в Евангелии от Иоанна, считается первым чудом, которое сотворил Господь, и совершил Он его по просьбе Своей Матери.

2.jpg
В. И. Нестеренко. «Брак в Кане Галилейской». 2001 г.

Молясь «Пресвятая Богородица, спаси нас!», мы просим Ее с материнским дерзновением заступиться за нас перед Господом, так как Она по Своей любви и святости к Нему ближе всех. Безусловно, Матерь Божия Сама – не Спаситель и не имеет божественного естества, но Она пребывает в сиянии Божественной славы, так как полностью приняла Господа и была Ему совершенно послушна, настолько, что, согласившись стать Приснодевственной Матерью Бога, сделалась Его живым храмом. Апостол Иаков писал, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20). Именно об этом мы просим Пресвятую Богородицу, молясь о себе, о ближних и о мире. Пречистая Дева добровольно согласилась сыграть важнейшую роль в пришествии Христа, поэтому Ее заступничеством мы способны воспринять целительную милость Ее Сына.

Евангелие праздника напоминает нам, что Богородица вошла в вечную жизнь, потому что заботилась только об одном – о том, чтобы слушать слово Божие и исполнять его. Как Она сказала архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Через Свое смиренное послушание Она посвятила всю жизнь Победителю смерти. Этим Она подвергла опасности Свою жизнь и доброе имя. В непорочное зачатие невозможно было поверить, и Пречистая Дева, безусловно, понимала, что о Ней некоторые станут говорить. Богородица видела, как Ее Сына отвергли, осудили, измучили и прилюдно казнили как предателя и богохульника. Тем не менее Она Его не оставила, но первой узнала от ангела благую весть о воскресении Христа.

Богородица вошла в вечную жизнь, потому что заботилась только об одном – о том, чтобы слушать слово Божие и исполнять его.

Матерь Божия Своим примером показала нам, что душа исцеляется не своеволием, не когда мы живем беззаботно и просто, не когда примыкаем к тем, кто обладает земной властью. Нет, Она – живой образ того, что бывает, когда мы отвергаем любые искушения, страхи и в целом все то, что мешает откликнуться на Божий призыв. В нашем испорченном мире последовать Ее примеру – значит пойти на страдания, они не как наказание, но как неизбежные скорби, настигающие нас из-за того, что мы, грешные, отвергаем жизнь эгоистичную и начинаем жить для Бога. Вместо того чтобы понять, что из себя представляют эти искушения, и им противостоять, мы так часто поддаемся им: начинаем есть, пить, безудержно веселиться, осуждать и винить во всех бедах других, как одержимые, пытаемся достигнуть совершенства во всех сферах жизни, идем на поводу у своих пагубных привычек, какими бы они ни были.

Подражая Пресвятой Богородице, мы должны отвергнуть любые поползновения поддаться искушению, а также должны осознать, что значит жить богоугодно. Безусловно, Ей было трудно, насколько – нам не под силу представить, ибо Она видела, как Ее единственного Сына и Бога отвергли, измучили, осудили и убили. Слово Псалмопевца можно было бы вложить в Ее уста: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих» (Пс. 6: 7–8). «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (Пс. 12: 2–3). 

3.jpg

Псалмопевец, подобно Богородице, не поддается отчаянию, но возлагает всю надежду на Бога: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно» (Пс. 6: 9–11). «Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь. Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Пс. 12: 5–6). Матерь Божия был в числе жен-мироносиц, которые на рассвете направились к гробнице Спасителя, чтобы помазать Его тело благовониями. Плача и рыдая, они шли к Христу, чтобы в последний раз проявить свою любовь к Нему. И тогда Пресвятая Богородица узнала то, что казалось столь же невероятным, что и весть ангела о непорочном зачатии, – Ее Сын победил смерть.

Если мы желаем последовать за Матерью Божией в вечную жизнь Ее Сына и Господа, тогда нам придется вести борьбу за очищение своей души и претерпевать все те страдания, что эта борьба повлечет за собой. Конечно, сердца многих сегодня гнетет тяжесть грехов, переживаний, страхов за благополучие родных и всего мира. Вместо того чтобы отвлекаться на все подряд, не желая видеть всю безнадежность и боль, мы должны сделать то, о чем так часто призываем на богослужениях: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш [то есть всю жизнь нашу] Христу Богу предадим». Для всех нас это и есть самое главное, каждому следует изо всех сил пресекать стремление искать смысл и цель жизни в чем-то другом. Пусть Пресвятая Богородица будет для нас величайшим примером того, как каждый день принимать Христа и следовать за Ним, будем молиться Ей и просить исцелить наши души. Только так мы можем духовно встретить святой праздник Ее Успения.

Перевела с английского Мария Степанова
Источник: Eastern Christian Insights

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить