Явленная корчемная

Какое странное на первый взгляд название иконы Пресвятой Богородицы – Корчемная. Что означает оно? Кормчая книга, являвшаяся многие столетия Законоправилом нашей Церкви и государства? Корчий – «кузнец» по-церковнославянски, это слово родственно с литовским «создавать», с древнеиндийским «делать». Соделательница наших заблудших душ? Не было решительно никаких сведений об этой иконе, о ее происхождении и истории, и ничего не находилось. Когда я уже собралась оставить всякие поиски, вдруг принесли книгу «Икона Божией Матери "Знамение" Корчемная»! Каково же было изумление, когда выяснилось, что слово это – корчма… Дева Мария, как истинно любящая русских людей Матушка, чтобы спасать гибнущих, явила Свой Пречистый образ в корчме, иными словами, кабаке!

1 (84).jpg

В свое время в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда в ее доме все было продано, она принесла в корчемницу икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и просила за нее вина. Богобоязненный корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя его отдать икону.

Корчемник же, не прекословя, выполнил просьбу, однако, будучи богобоязненным, сколько мог, пытался вразумить несчастную женщину. Вдова возвратилась в свой дом и поставила икону Пречистой на переднем месте своей божницы – туда, где она была прежде. А утром, когда она хотела сотворить молитву, не увидела иконы, стала искать, но не нашла, сильно смутилась, ею великий страх овладел.

Корчемник же, пробудившись, тоже подошел к божнице, чтобы совершить утреннюю молитву. Не веря своим глазам, он увидел икону «Знамение». Подумав, что в его отсутствие вдова опять принесла икону, стал узнавать у жены. Однако, когда услышал, что икона ни от вдовы, ни от кого иного не был принесена вторично, изумился и с благоговением глядя на икону Пречистой недоумевал о всем случившемся. Вскоре пришла вдова и в горе рассказала, что у нее пропала икона. Чрезвычайно удивляясь произошедшему, корчемник показал на икону и сказал вдовице: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь».

Тогда подавленная стыдом и сожалением об этом совершенном деле, вдовица упала на колени и стала просить прощения у Владычицы Небесной. В слезах возвратилась она домой и молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени более никогда не пила вина. Слух о дивном перенесении иконы «Знамение» из ее дома в корчемницу облетел город. Жители Рязани услышали подтверждение этому чуду от корчемника, его жены и от вдовы, которая не стыдилась исповедовать пред всеми свой грех, и стали приходить в корчемницу на поклонение. С этого времени корчемник зажег пред иконой неугасимую лампаду, священник совершал пред ней молебное пение. И даже те, кто приходил в корчемницу за вином, сначала молились иконе Пречистой и клали в кружку деньги на покупку масла для неугасимой лампады.

Даже те, кто приходил в корчемницу за вином, сначала молились иконе Пречистой

С тех пор икона стала именоваться в народе Явленною корчемною и пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году.

Между тем многим людям бывали во сне видения, в которых им давались наставления помолиться пред новоявленной иконой Пресвятой Богородицы, и они, исполнив это, получали просимое: облегчение в болезни, утешение в скорби. А некоторые, уже получившие по своему прошению, приходили отслужить благодарственный молебен.

Не только жители Рязанской губернии, но и других городов сподобились в сонных видениях принимать подобные наставления. Они приходили поклониться иконе «Знамение» и удивлялись милосердию Богоматери, не гнушавшейся местом Своего нового пребывания – корчемницей.

И всякий мимоидущий и проезжающий входил в корчемницу для поклонения иконе или, остановившись, обнажал голову свою и, сотворив крестное знамение, произносил архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

2 (80).jpg
Источник: сайт Рязанской епархии

Жертву эту заповедал проезжий Алексий

Много чудес и исцелений произошло по молитвам перед этой иконой Пресвятой Богородицы. Приведем одно из них.

В 1845 году некий чиновник проездом остановился в Рязани. Отдохнув в гостинице, он взял извозчика и попросил провезти его по достопримечательным местам города. Проехав здание суда, соборы и архиерейский дом, извозчик показал чиновнику святые храмы в нижней части города, называемой «Страстным базаром», от которой дорога шла опять в гору мимо «Красной» корчемницы. Когда они подъехали к ней, извозчик обнажил голову и перекрестился, пояснив, что в ней находится икона Божией Матери «Знамение», и рассказал историю чудесного явления святого образа, прибавив, что эту икону брали в приходскую церковь, но она неведомой силой была перенесена в корчемницу.

Эту икону брали в приходскую церковь, но она неведомой силой была перенесена

Чиновник не поверил сказанному и решил разубедить всех. С любопытством и каким-то тайным влечением он вошел в корчемницу. Образ Пречистой поразил его, и дурные мысли отошли. Преклонив колени, он с трепетом приложился к иконе и ощутил угрызения совести. Сожалея о своих грехах, чиновник положил твердое намерение исправиться.

Возвратившись в гостиницу, он заперся в комнате и стал размышлять о своей распутной жизни и о неприятностях на службе. Слегка задремав, вдруг увидел пред собой явственно, как в корчемнице, икону Богоматери «Знамение». Хотел встать, чтобы поклониться Пречистой, – и не мог; тогда он услышал исходивший от иконы кроткий упрекающий голос: «Вот Я пришла к тебе, потому что ты посетил Меня и отвратился от скверных мыслей. Я называюсь Божией Матерью. А ты знал Меня? Вспоминал обо Мне когда? Смотри, с этих пор будь Мне верен, тогда Я тебя не оставлю. В этом городе ты встретишь большие трудности, но избавишься от них. В конце путешествия будешь близок к внезапной смерти, но спасешься. В деле, по которому ты послан, впадешь в беду, но избавишься от нее. Смотри же, помни обо Мне!». [1] Видение исчезло, чиновник очнулся от своей дремоты и, хотя уже настала ночь, тотчас поспешил к священнику. Он рассказал тому о чудном видении и усердно просил его перенести икону Богородицы «Знамение» в комнату, чтобы совершить молебен с чтением акафиста и водоосвящением. Священник исполнил все, что он просил.

И сбылось предсказанное Богоматерью. Утром дело чиновника устроилось без всяких хлопот. Когда же он был в пути, то, переправляясь через Волгу к Нижнему Новгороду, стал тонуть, но был удержан невидимой силой, хотя не оставалось никакой надежды на спасение. А в самом городе, по небрежности, попал опять в беду, но Бог послал ему в помощь человека честного и почитаемого, который избавил его от напасти.

Возвратившись в Рязань, чиновник сообщил обо всем клиру и поспешил к иконе Богоматери – принести благодарственные молитвы. В память о заступничестве Богородицы этот человек сделал копию с иконы и украсил среброкованной ризой, заключив в позолоченный киот; потом с благоговением поставил ее в переднем углу той комнаты, в которой было ему явление. На ризе начертал такие слова: «Пусть никто и никогда не осмеливается перенести эту икону с этого места, а кто это сделает, тот будет скорбеть и мучиться. Жертву эту заповедал проезжий Алексей, 11-го октября 1846 года». [2]

3 (2).jpeg
Надвратный храм в Рязани в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная». Источник: rutraveller.ru

Мати Божия! Для Тебя все возможно…

По прошествии некоторого времени, когда закрывали корчемницу, возникла необходимость перенести икону Богоматери в часовню. С благословения преосвященного Гавриила, архиепископа Рязанского и Зарайского, икона «Знамение» всенародно, с крестным ходом, была перенесена из корчемницы в церковь преподобного Симеона Столпника. А наутро, после Литургии, ее с молебным пением перенесли в новосозданную часовню.

С этого времени празднование иконе Богоматери «Знамение» Корчемная было установлено 27 ноября по старому стилю. Накануне к часовне совершался крестный ход для перенесения иконы в храм ко всенощному бдению, а утром после Божественной литургии ее возвращали обратно в часовню. Такое же шествие было установлено и в понедельник Светлой седмицы, чтобы воспеть пред иконой Богоматери ангельское приветствие: «Чистая Дево, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба!» Этим священнодействием начинались молебны Воскресению Христову в приходских храмах.

Настал 1848 год. В Рязани распространилась губительная болезнь – холера. Одержимые страхом внезапной смерти, горожане поспешили в часовню к иконе Богоматери «Знамение» и с молебным пением стали обносить ее по домам. Вера их в милосердие и покров Пречистой не были посрамлены. Из всех тех домов, где побывала икона, умерли только два человека.

В том же 1848 году случилась большая засуха, земля высохла и глубоко растрескалась. Загорелся сосновый бор, стоявший от города верст на десять, и гонимый ветром огонь быстро приближался к расположенным около города селам.

Пожар несся к части леса, которая специально сохранялась многие годы. Ею владел один знаменитый человек Рязани. Гонцы сообщили ему о приближении огня. Этот человек, вскочив на коня, поспешил к месту пожара. Отчаявшись в спасении своего достояния, он взглянул на небо, увидел неподвижную тучу и в сердцах воскликнул: «Мати Божия! Для Тебя все возможно на земле. О, если бы какая-нибудь малая часть этой тучи отделилась над пожаром! Но знаю, что я недостоин Твоей милости». Говоря так, он мысленно умом и сердцем стоял перед иконой «Знамение» в часовне. Когда же опять взглянул на запад, то увидел необычайное явление: от неподвижной тучи, как от стога сена, отделилась малая ее часть и словно на крыльях полетела через город в сторону огня. Небо потемнело, и пролился обильный дождь. Гонец встретил знатного хозяина словами: «Слава Богу, барин! Дождь залил пожар, только на одну десятину огонь не достиг леса». Услышав это, человек тот пал на землю, залитую дождем, и со слезами радости стал воссылать благодарение Богу и Пречистой Его Матери о скорой и своевременной помощи.

В Иоанно-Богословской обители

До революционных событий 1917 года и спустя еще несколько лет после них чудотворная икона находилась в часовне при храме преподобного Симеона Столпника. Святыню часто по просьбе благочестивых рязанцев приносили в их дома для служения молебнов; купцы накануне городских ярмарок испрашивали перед чудотворным образом благословение; новобрачные приезжали в часовню вознести молитву к Царице Небесной о помощи и покровительстве в предстоящей семейной жизни. Усердием тех, кто по молитвам к Пресвятой Деве получил просимое, икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник пред нею совершались молебны с акафистом, на которые собиралось множество людей разных сословий и состояний.

В двадцатые годы часовню закрыли. Икона вместе с другим имуществом часовни была перенесена в ближайший храм преподобного Симеона Столпника.

Во время изъятия церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» многие святыни и ценности этого храма были конфискованы. Однако Промысл Божий сохранил невредимым чудотворный образ Божией Матери «Знамение-Корчемная».

В ходе этого изъятия для описи икон и ценностей храма была назначена комиссия из комсомольцев. Ее возглавил юноша Дмитрий, происходивший из благочестивой дворянской семьи Серебряковых (или Серебрянских). Увидев чудотворный образ, он вспомнил годы детства, когда мать и бабушка водили его в часовню и, указывая на икону Пречистой, наставляли быть верным Богу и твердо хранить Его святые заповеди, поучаясь этому от жития Пресвятой Девы.

Сердце юноши смягчилось, и он решил спасти святыню от поругания и уничтожения. Своим товарищам Дмитрий сказал, что хочет взять икону домой, чтобы неторопливо и аккуратно снять с нее древнюю ризу. При этом он заверил ревнителей неправды, что все детали ее убранства будут предъявлены в целости и сохранности. А для большей убедительности предложил сделать подробную опись всех украшений, бывших на иконе. На следующий день он действительно в соответствии с описью вернул и золотую ризу, и драгоценные камни, а об иконе доложил, что распалась от ветхости. Товарищи ничего не заподозрили.

4 (2).jpeg

Некоторое время икона тайно пребывала в доме Серебряковых, а после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывшая служанка семьи Александра Ивановна. В конце 50-х годов ее, уже совершенно немощную, взяла к себе благочестивая христианка Софья Васильевна Злобина – известный в Рязани зубной врач. Она была посвящена в тайну Серебряковых и хранила чудотворный образ после смерти Александры Ивановны. Перед образом Пречистой все время горела неугасимая лампада, но в потемневшей, расколотой на две части доске непосвященному человеку трудно было узнать одну из главных святынь прежней Рязани. Софья Васильевна завещала, чтобы после ее смерти чудотворный образ был передан на хранение игумену Авелю (Македонову; в схиме Серафим) – рязанскому священнику, хорошо знавшему Софью Васильевну и Александру Ивановну и наслышанному о послереволюционной судьбе святой иконы.

8 сентября 1961 года, после смерти Софьи Васильевны Злобиной, икона была передана ее сестрой Анной Васильевной отцу Авелю, ставшему с тех пор хранителем чудотворного образа. Отец Авель перенес икону в Борисоглебский собор, где в это время служил, поставил в приделе во имя святителя Василия Рязанского на престол и совершил пред нею акафистное пение. Вместе с ним в тот вечер со слезами радости молилась алтарница храма – монахиня Августа, которая сразу узнала дорогую ее сердцу святыню.

В молодости матушка Августа была послушницей Рязанского Ольгова монастыря, а после его закрытия в годы гонений некоторое время служила алтарницей при Симеоновском храме. После закрытия храма в тридцатые годы матушка Августа хранила у себя древнее рукописное «Повествование» о чудесах, бывших от образа Божией Матери «Знамение-Корчемная». Она также рассказала отцу Авелю о чуде, которому была свидетельницей.

Однажды, незадолго до закрытия Симеоновской церкви, одна рязанская семья обратилась к священнику храма иерею Григорию с просьбой принести чудотворный образ в их дом и отслужить молебен. Отца Григория в тот раз сопровождал псаломщик Павел Григорьевич и сама матушка Августа. После окончания молебна, во время кропления святой водой прозрела слепая девочка, которая находилась в доме и молилась вместе со всеми.

После окончания молебна прозрела слепая девочка, которая молилась вместе со всеми

Ежегодно, начиная с 1961 года, в дни празднования иконы Божией Матери «Знамение» 9–10 декабря, по благословению управляющих рязанской кафедрой архипастырей, святыня приносилась в Борисоглебский кафедральный собор, где в честь нее совершалось общегородское церковное торжество.

Одно только заставляло скорбеть хранителя иконы: годы испытаний не пощадили святой образ, и он раскололся – трещина проходила по самому лику Царицы Небесной. Нужна была помощь опытного мастера, и спустя некоторое время отец Авель вспомнил об Андрее Ивановиче Шибаеве, благочестивом ярославском художнике и иконописце, обучавшемся мастерству с благословения святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В то время Андрею Ивановичу было уже за девяносто.

Отец Авель написал письмо в Ярославль. Ответ его разочаровал: сестра Андрея Ивановича сообщала, что брат ослеп. Поскорбев, покорный воле Божией батюшка решил, что никто иной уже не сможет восстановить и поновить чудотворную икону. Но Божия Матерь чудным образом утешила рабов Своих.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы отец Авель служил в соборе. По окончании богослужения видит, как в храм вошла знакомая прихожанка из Ярославля. Она привезла письмо от Андрея Ивановича. Из него отец Авель узнал, что Господь сотворил чудо: иконописец прозрел и просит передать икону «Знамение-Корчемная».

Господь сотворил чудо: иконописец прозрел и просит передать икону «Знамение-Корчемная»

Не теряя времени, он благословил женщину взять чудотворную икону, в тот же день возвратиться в Ярославль и передать Андрею Ивановичу просьбу снять с этого образа точную копию. Такую же икону пожелали иметь у себя и православные жители Ярославля. Иконописец, получив икону, сразу принялся за ее поновление, и список был с нее быстро написан. Когда же Иван Андреевич собрался взяться за второй список, то вновь ослеп и уже более не писал иконы.

После того как в 1988 году Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии был возвращен Церкви и архимандрит Авель (Македонов) назначен его наместником, икону перенесли в обитель, и она стала одной из главных ее святынь.

В настоящее время икона пресвятой Богородицы, украшенная ризой золотого шитья, постоянно находится в Богословском соборе монастыря на престоле. Каждое воскресение после Божественной литургии она выносится из алтаря и полагается на аналой посреди храма, где перед нею служится молебен с водоосвящением. [3]

С 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  икона Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» внесена в список повсеместно чтимых Русской Православной Церковью чудотворных икон. Попечением архимандрита Авеля копии чудотворной иконы «Знамение-Корчемная» направлены почти во все храмы рязанской епархии.

5 (21).jpg
Источник: сайт Рязанской епархии

Не иссякает поток верующих, приходящих к святому образу. И с каждым годом их становится все больше. Люди молят Царицу Небесную избавить их родных и знакомых от недуга пьянства и наркомании, страсти блуда и других разрушающих душу и тело немощей, просят Ее помощи и покровительства. Небесная Владычица кротко взирает на молящихся, принимая под Свой Материнский покров каждого, и молит Сына Своего и Бога нашего о спасении душ наших.


[1] Икона Божией Матери «Знамение» Корчемная. Рязань, 1996. – С. 7.

[2] Там же. С. 8.

[3] См. Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. «Знамение» Корчемная икона Божией Матери // Православная энцикл. Т. 20. М., 2009. – С. 275.

Светлана Рыбакова 9 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить