Юрьев-Польский: Георгиевский собор и Святославов крест

Живописное Владимирское ополье являет нам дивные русские города, в которых действительно отдыхает душа. Таков и Юрьев-Польский, основанный в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Куда бы ни вела дорога или узкая тропинка в этом городе, она всегда приведет к древнему Георгиевскому собору. Для этого есть несколько причин. Одна из них – чудотворный Святославов крест. К нему приходят, чтобы поклониться и обратиться с молитвой.

1.jpg
Источник: yp-muzeum.ru

Город Юрьев, «ставший на поле»

Князь Юрий Долгорукий назвал новый город в честь своего имени, которое на древнерусском языке звучало как Гюрьга, поэтому в летописях встречается упоминание города Гюрьгева, то есть Юрьева. Так, в Никоновской летописи, замечательном памятнике русского летописания 16 века, у этого названия есть уточнение: стоит тот город на поле – на ополье. Здесь в Юрьеве, «ставшем на поле», князь повелел построить детинец – круглый деревянный кремль. Место было выбрано удобное и красивое – левый берег Колокши. С финского языка это название переводится как «рыбная река». Защитные валы и стены кремля размыкались в трех местах, образуя ворота, ведущие на Москву, Владимир и Переславль-Залесский.

Возвели и церковь великомученика Георгия. Сведений о том, как выглядел храм, не сохранилось. Возможно, он напоминал два древнейших белокаменных храма России, сохранившихся до наших дней. Это одноглавый, крестово-купольный, трехапсидный Спасо-Преображенский собор в Переславском кремле. Храм был заложен также Юрием Долгоруким в 1152 году и достроен в 1157-м Андреем Боголюбским. А может быть, Георгиевская церковь в Юрьев-Польском была похожа на церковь страстотерпцев Бориса и Глеба, что стоит в Кидекше под городом Суздалем.

Но, как бы то ни было, в 1224 году на месте обветшалой церкви Георгия возникла новая постройка – белокаменный Георгиевский собор, что свершилось стараниями князя Святослава Всеволодовича. Хотя сегодня археологи настаивают на том, что первая Георгиевская церковь стояла в другом месте, которое все еще неизвестно.

Князь Святослав Всеволодович – воин, правитель, архитектор

В 1213 году в период феодальной раздробленности Руси Юрьев-Польское княжество вышло из состава Владимиро-Суздальских земель. Править им стал князь Святослав, сын великого князя владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, который приходился сыном Юрию Долгорукому и братом Андрею Боголюбскому. Первое правление Святослава Всеволодовича длилось 15 лет: в 1228 году Юрьевское княжество вновь присоединилось к Владимиро-Суздальскому. Период второго правления начался в 1248 году и продолжался до смерти князя. Святослав Всеволодович, как и его отец, украсил русскую землю храмами и обителями. В Юрьев-Польском возник мужской княжеский монастырь Архангела Михаила, который был разорен в 1238 году во время нашествия Батыя и возрожден почти через полвека.

Святослав Всеволодович, как и его отец, украсил русскую землю храмами и обителями

Бесценным шедевром русского зодчества домонгольского периода предстает и Георгиевский собор, вошедший в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Именно этот собор стал образцом при возведении в 1326–1327 годах первого Успенского собора на территории Московского кремля. И в этом главное доказательство того, как он был прекрасен! В 2015 году собор признан объектом культурного наследия России.

2.jpg
Храм изнутри. Источник: yp-muzeum.ru

Собор Святого Великомученика Георгия – неразгаданная тайна

«…Мы останавливаемся в невольном изумлении перед странным и прекрасным, удивительным и наивным, единственным в своем роде зданием. Оно кажется гигантским ребусом, напряженной тайной…» – писал о соборе археолог, архитектуровед, один из ведущих советских специалистов по древнерусской архитектуре Н. Н. Воронин. И странность, и тайны собора исторически объяснимы, но по-прежнему вызывают интерес.

Старая Георгиевская церковь простояла 89 лет. В 1230 году началось строительство собора. В летописи о столь заметном событии говорилось так: «Князь сам бе мастер». Эта запись характеризует Святослава Всеволодовича как одного из зодчих храма, а может быть, и единственного, ведь именно он предложил проект собора и руководил артелью строителей. Возведение собора также связывают с именем епископа Владимирского и Суздальского Митрофана. Он с 1219 года нес послушание игумена Рождественского монастыря во Владимире и принял мученическую смерть вместе с князьями в Успенском соборе, когда хан Батый сжег город Владимир. Это был мудрый и образованный человек.

Очевидно, при возведении собора были допущены просчеты. Не выдержала кладка из грубо обработанных квадратов белого камня, что привело к обрушению храма в 1445 году: упала глава, разошлись столпы, пострадали стены. Разрушения почти не затронули северный фасад, а вот южный – практически не сохранился. Есть несколько версий, почему это произошло. По одной из них, барабан под главкой собора стоял не на сводах, а на высоких арках, выложенных над сводами.

Специалисты, пытаясь воссоздать облик собора до разрушения, видят его более высоким и стройным, словно летящим к небу. Однако, каким именно он был, можно только предполагать.   

Восстановление Георгиевского собора шло при князе Иване III Васильевиче. Для этого в 1471 году был приглашен архитектор Василий Дмитриевич Ермолин. Стоит отметить, что это единственная сохранившаяся работа зодчего, который возглавлял строительные работы в русском государстве в 1460–1470-х годах. Историки отдают должное этому выдающемуся мастеру своего времени, ведь он не заменил старые блоки Георгиевского собора новыми или кирпичной кладкой. Храм складывался из старых блоков, но, к сожалению, без первоначального чертежа и каких-либо рисунков собора. К тому же многие камни при падении раскололись.

Храм складывался из старых блоков, но, к сожалению, без первоначального чертежа и каких-либо рисунков

В результате восстановления здание стало приземистым и несколько грузным. На широкий барабан был водружен купол. Но самое главное – нарушилась композиция сюжетов резьбы по камню.

Каменное кружево – бело и нарядно

Нет сомнений, что изначально все работы мастеров-резчиков шли по точному проекту. Ведь изображений на стенах было слишком много: предполагают, что тысячи. И все они были не просто уникальны, а составляли картины. На картинах изображались святые, князья, серафимы, растения, сирины и грифоны, животные, мифические существа китоврасы (кентавры). Эти изображения объединялись в единый смысловой текст, становясь своеобразным посланием. Возможно, именно епископ Митрофан предложил такой сложный рисунок резьбы, сюжеты которого отражают знания, в том числе в области святоотеческих книг и русского фольклора.

Все изображения на стенах были не просто уникальны, а составляли картины

Исследователи храма предполагают, что декоративным оформлением стен занимались две бригады резчиков, так как резьба по камню выполнялась в двух техниках. Стены Георгиевского храма строились из каменных блоков, после чего в кладку встраивались горельефы (разновидность скульптурного выпуклого рельефа). Затем горельефы покрывались резьбой. После этого делалась резьба, оплетающая горельефы, покрывающая плоскости и переходящая на архитектурные детали (порталы, капители, колонки, аркатурный пояс), то есть с высокого рельефа резьба переходила на плоский. Эта техника получила название «ковровая» за тонкость и причудливость сплошного рисунка, что могло сравниться с красотой изысканного восточного ковра. Так стены собора становились сплошь узорчатыми, а если учесть белизну камня, то, как принято говорить, кружевными.

Именно северный парадный фасад отражает первоначальный замысел декоративного оформления храма. На фасаде, обращенном к главной площади города, поместили изображение святого Георгия. На варяжском каплевидном щите – вздыбленный лев, символ династии владимирских князей. Этот фасад украшают композиции «Распятие», «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином». Удалось реконструировать и такие скульптурные композиции, как «Троица», «Семь спящих отроков эфесских», «Вознесение Александра Македонского». Эти композиции «читаются» как книга и неизменно восторгают.

3.jpg
Источник: yp-muzeum.ru

На стенах собора встречается изображение князя Святослава Всеволодовича, князей владимирской династии, а также маски дев и воинов. В изображении воинов кроется идея объединения раздробленной Руси. Женские лики, вероятно, списаны с княжон или женщин из их окружения. Мужские лики с нимбами – это святые покровители членов княжеской семьи. Фигуры львов – символов власти и силы, – одетые в доспехи кентавров, предстают телохранителями князей. Среди зверей и птиц особо выделяется слон, у которого очень странный вид: почти заячьи уши, длинная шерсть, ястребиные когти на птичьих лапах. Но он – символ царственного величия. Отыскать этого слона среди других изображений – к счастью. Таково бытующее сегодня поверье. Но искать его приходится долго! Прекрасный растительный узор выступает как символ красоты земли русской. Однако именно он и выдает погрешности восстановления храма: рисунок не совпадает, завиток не ложится к стеблю, который просто обрывается.

Интересной считается и надпись на фасаде собора – «Бакун». Это имя мастера, потомственного зодчего булгарского происхождения.

Новые перестройки

Перестройка Георгиевского собора во времена княжения Ивана III оказалась далеко не единственной. С одной стороны, это вполне нормально, если учесть возраст храма и постоянную смену исторических событий. Однако новые пристройки не просто изменили уникальный вид собора, а буквально поглотили его. В 1781 году на месте восьмигранной шатровой колокольни собора появилась новая четырехъярусная в классическом стиле. В 1817-м расширили Свято-Троицкий придел, пристроив еще один – Животворящего Креста Господня. В Троицком приделе с 1809 года покоились мощи князя Святослава Всеволодовича и его сына схимонаха Дмитрия. В 1827 году к собору пристроили ризницу. Неоднократно подвергался реконструкции и барабан храма. Колокольня и ризница исчезли после революции 1917 года, вернее – после закрытия храма в 1923 году. Другие пристройки разобрали во время реставрации в 1923–1936 годах. В церкви сделали склад.

Сегодня Георгиевский собор открыт для посещения как музей и место, куда приходят люди, чтобы поклониться Святославову кресту. А как прекрасен на маковке собора обновленный в 2007 году золоченый крест с короной и полумесяцем!

4.jpg
Источник: yp-muzeum.ru

Святославов крест

«Этот Святославов крест весьма почитается жителями Юрьевской округи, и для поклонения ему многие приходят издалека». Так писал протоиерей Александр Знаменский, настоятель Георгиевского собора в г. Юрьев-Польский, кандидат богословия, член III Государственной думы от Владимирской губернии, член Святейшего Синода. И так было с давних пор. Приходили в храм поклониться кресту князь Василий III, Иван Грозный, Михаил Федорович Романов. Как писалось в летописи 16 века: «Российские Государи и Великие князи церковь сию чтуще, ю посещаху», которые, уезжая, жертвовали на свечи, образа, церковное строение.

Но почему князь Святослав поставил этот поклонный крест и почему он считается святыней? Ведь каждый крест считается символом жертвы Спасителя и святыней. Этот крест, «Распятие с предстоящими», князь Святослав поставил в честь победы над булгарами: «В лето 6732 (1224)… поставлен крест сей Святославом Всеволодовичем. Аминь». Об этом говорит камень, находящийся в основании креста. Есть и еще одно предание: крест был поставлен в благодарность за чудесное спасение княжеской ладьи во время бури в 1220 году, когда он вместе с дружиной возвращался из похода на волжских булгар.

Крест, «Распятие с предстоящими», князь Святослав поставил в честь победы над булгарами

Композиция креста включает Святое Распятие Христа. Слева от него – Богородица и жены-мироносицы, справа – апостол Иоанн и римский сотник Лонгин.

Но где находился крест изначально? Одни исследователи утверждали, что он был помещен на стене северного фасада, в центральной закомаре – полукруглом или килевидном завершении наружного участка стены. Другие настаивали на том, что крест был вмонтирован в западную стену Георгиевского собора. Со временем крест оказался внутри здания, что не противоречит традициям переноса в храм надвратных икон. Считается, что в 13-м веке Святославов крест уже был святыней и во время восстановления собора В. Ермолиным уже стоял в храме.

После появления поздних пристроек белокаменный крест закрыла стена шатровой колокольни, что было недопустимо. И святыню переместили в алтарь за престол, а затем – на фасад колокольни. А затем вновь вернули в Троицкий придел Георгиевского собора.

5.jpg
Источник: сайт универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия

В настоящее время чудотворный Святославов крест располагается почти в центре собора слева от входа. Для него сделан специальный защитный шкаф из стекла, в котором одно окошечко открывается. Приходят люди, чтобы помолиться, опуститься перед ним на колени и попросить об исцелении, помощи в жизненных неурядицах, но только не о деньгах. Такого наставление местных жителей…

Троицкий собор. Молчаливое соседство

Рядом с Георгиевским собором находится другой храм, судьба которого довольно трагична. Собор Троицы Живоначальной построили в поразительной близости от Георгиевского собора. И это удивляет всех. На самом деле все просто: он должен был стать как бы «продолжением» Георгиевского собора и заменить его Троицкий придел.

Размеры храма, его величественность и красота неорусского стиля впечатляли тогда и впечатляют сегодня. Этот храм мог вместить более двух тысяч человек, что было важно для Юрьев-Польского, ведь Георгиевский собор был слишком маленьким, не вмещал всех желающих посетить службы. Протоиерей Александр Знаменский при поддержке граждан города обратился в Епархиальное управление с просьбой о строительстве нового храма, приуроченного к 300-летию Дома Романовых, и получил разрешение. Автором проекта стал Н. Д. Корицкий, владимирский городской и епархиальный архитектор.

6.jpg
Троицкий собор. Источник: hramy.ru

Возведение началось в 1907 году на средства горожан. Свой вклад сделал и император Николай II. Но денег не хватало, что приводило к замедлению всех работ и простоям, наносившим вред строению. В 1908 году на стенах собора появились трещины. Несмотря на все трудности, в 1914 году собор достроили, а через год освятили.

«Святые иконы в нем дорогого художественного письма. Стенной живописи в соборе нет. В приделе с правой стороны на видном месте поставлено древнее "Святославово" Распятие с предстоящими, высеченное из целого камня и служащее предметом особенного благоговейного поклонения городских и окрестных жителей…» – писалось в газете «Владимирские епархиальные ведомости».

Действительно, в новый храм из Георгиевского собора перенесли Святославов крест, а также мощи благоверного князя Святослава и его сына Дмитрия. При этом мощи князя были положены в новый гроб из кипариса и новую медную раку прекрасной работы. Революция нарушила жизнь храма. В Троицком соборе сделали склад, потом конюшню, а в 30-х годах 20 века – электростанцию. За два десятилетия от постоянной вибрации здание стало разрушаться. Обезглавленный и оскверненный собор закрыли. Сегодня у него появилась одна золотая маковка, как знак надежды на возрождение.

Революция нарушила жизнь храма: в соборе сделали склад, конюшню, а потом и электростанцию

А что же святыни? После революции, с 1919 по 1991 год, мощи князя Святослава хранились в Юрьев-Польском художественно-историческом музее, расположенном в монастыре Архангела Михаила, затем – в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. С 2020 года останки небесного покровителя Юрьев-Польского князя Святослава упокоились в монастыре в честь Архангела Михаила, а Святославов крест вернулся в Георгиевский собор.

Ольга Сокиркина 9 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить