«Записки свечницы»

Коронавирус внес коррективы в нашу приходскую жизнь, в частности, в мои должностные обязанности добавилось дежурство за свечным ящиком. Поскольку ведение приходских СМИ никто не отменял, то решила совместить два полезных дела: написать в группу ВКонтакте от лица «свечницы» (пишу в кавычках, поскольку слово непривычное для моей речи, а послушание – для жизни...).

1.jpg

В храме сегодня было достаточно пустынно: совсем мало приходящих и уходящих людей. Среди редких посетителей, приходивших помянуть усопших родственников, надолго запомнится женщина, простоявшая два часа у иконы преподобного Сергия. (В нашем храме есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его схимнического облачения, написанная в Троице-Сергиевой лавре специально для нашего прихода.) Женщина читала акафист святому молча, потом – заключительную молитву преподобному – в голос, причем повторила эту достаточно продолжительную молитву раз двадцать. В свою церковную юность я, находясь тогда в плену либеральных идей, непременно бы осудила этого человека за многократное повторение молитвы, которую, в общем, положено и достаточно прочесть один раз. Но, превратившись за двадцать лет церковной жизни в консерватора, сегодня я смотрела на молящегося человека с уважением.

В храме продолжаются реставрационные работы. Но неожиданно потребовалась «скорая помощь»... Распятию. В нашем храме старинное убранство, и потихонечку всё «сыпется»... Так вот, сегодня наш завхоз Валерий Николаевич думал-думал и придумал, как сделать сварку для того, чтобы укрепить конструкцию, а иначе была бы опасность, что на какого-то молитвенника упадет Крест с предстоящими.

Если кто-то вдруг подумает, что дежурить в храме без посетителей скучно, то он ошибается. Вовсе нет, дело всегда найдется. Благодаря дежурствам, наконец заканчивается работа над инвентарной описью библиотеки, а еще я занималась доделкой пошитых многоразовых защитных масок. Приятно подарить приходящим в храм многоразовую маску ручной работы. И люди рады!

2.jpg

Хочется начать молитвой о вдохновении на написание этих заметок: «Господи, благослови!» Написать «вкусно» человеку непишущему возможно не иначе как с помощью благодати Божией. Что ж, благословясь, попробую.

Пару раз после первой заметки я побывала дежурной в храме. Однако впечатлений на одну лишь историю... В воскресенье всё мое дежурство прошло в храме и одновременно... в Zoom-конференции, в нескончаемых телефонных звонках. Также занималась утюжкой церковного облачения. Вчера было отдание Пасхи, и после окончания Литургии мы поменяли красные пасхальные облачения на белые. Дружно трудились в алтаре братья Михаил, Николай, Александр: поменяли и занавески на окнах, и завесы на царских вратах, и жертвенники. Только престолы пришел облачить отец Павел, поскольку человеку не в священном сане прикасаться к престолу и священным сосудам нельзя. В белый цвет Церковь одевает и храм, и священников, и даже алтарников в дни праздников, посвященных Господу Иисусу Христу. Такой праздник как раз сегодня – Вознесение Господне.

Вторничное дежурство мне запомнилось возможностью побыть немного катехизатором, то есть заниматься объяснением основ нашей веры. Это радует до глубины души! Особенно было приятно то, что посетители, которым я рассказывала о молитве, поминовении усопших, проскомидии, значении церковных свечей и прочего, пришли не совсем «с улицы», а предварительно позвонили на мобильный телефон, сохранив мой номер телефона со времен огласительных бесед перед Крещением ребенка. Это хорошо, что после огласительных бесед люди хотя бы знают, что можно позвонить и задать вопрос. С другой стороны, грустно, что в нашем народе, потерявшем веру в безбожные годы и так и не нашедшем дорогу в Церковь за прошедшие тридцать лет, так мало здравых, правильных понятий о христианстве. Спрашивают: в семи ли церквях надо подать сорокоуст? четное или нечетное количество свечей надо купить, чтоб помолиться за умершего? Пытаясь развеять эту мифологию в головах, сталкиваешься с некоторым даже сопротивлением. Потому что отними эти суеверия у человека – остается ни с чем и сам пугается своего никчемного положения в области духовной жизни – на уровне ощущений, конечно. Но это мое личное рассуждение, оно может быть ошибочным, поскольку у меня достаточно мало опыта общения с нецерковными, маловерующими людьми. 

3.jpg

Слава Богу, заканчивается самоизоляция, и очень-очень скоро я передам послушание свечницы более пожилым труженикам нашего храма. На этой неделе работу за свечным ящиком получалось совместить с утюжкой облачения. На этот раз – голубого, поскольку завтра заканчивается праздник Пятидесятницы, и будем снова облачать храм в голубой, Богородичный цвет. Еще на время дежурства в храме были запланированы две огласительные беседы и одна конференция в Zoom, однако получилось только последнее. Это был мой второй урок онлайн в рамках тренировки навыка чтения по церковнославянскому языку детей и подростков в маленькой группе. После общения с этими ребятами было весь день радостное настроение. Не у каждого взрослого найдешь такое рвение к изучению богослужения. Вы, например, знаете, что означает слово «эксапостиларий»? А ребята теперь знают. Мы почитали с ними канон Пятидесятницы, разбирались со смыслами текстов и богослужения вообще. Поскольку это – каноны, тексты, богослужение – мое любимое занятие, то я и была счастлива найти себе единомышленников и передать кому-то скромные знания, полученные на регентских курсах и в продолжении жизни.

Поскольку каноны, тексты, богослужение – мое любимое занятие, то я была счастлива найти единомышленников и передать кому-то скромные знания, полученные на регентских курсах

Вчера утром Google фотографиями напомнил о событиях двухлетней давности – паломнической автобусной поездке прихода в Псково-Печерский монастырь. И вспомнился произошедший в той поездке необычный случай. В первый день после ужина в паломническом центре, где мы только что поселились, паломниц попросили помочь помыть посуду. По желанию, конечно. Кто-то отказался (понятное дело, после многочасовой тряски в автобусе и пеших прогулок по монастырю, к вечеру сил уже не было), кто-то, как я, полчасика побыл на послушании и пошел отдыхать, а одна женщина, как узнали потом, потрудилась на послушании несколько часов, чуть не до полуночи. А узнали это потому, что она одна из всей группы на следующий день удостоилась посещения Богом зданных пещер. Вообще-то мы все должны были туда попасть с заранее запланированной экскурсией, все очень хотели побывать именно в пещерах, но Бог судил иначе. Все мы вместо пребывания в пещерах остались на площади, присутствуя в многолюдной толпе и молясь на погребении неизвестного нам, но почитаемого в тамошней земле духовника – схиархимандрита Тихона (Муртазова), а ее, стоящую недалеко от входа в пещеры, буквально втолкнули туда со словами: «Вам туда надо». Вспомнила сегодня этот случай и вновь открыла для себя очевидную, но плохо исполняемую жизнью истину: Бог дает благодать в ответ на подвиг, труд, а не за «удовлетворение религиозных потребностей». Мы все ехали туда за благодатью, а оказались в некотором роде благочестивыми потребителями религиозных услуг (записки, свечки...). И только одна раба Божия смогла пожертвовать собой и потрудиться в том, что нужно было святой обители.

5.jpg

По долгу службы мне приходится раз в год ездить в храм, расположенный на другом конце района: забирать книги, нужные для миссионерского служения. Район у нас большой, и дорога в один конец за книгами занимает час езды на машине. Для меня это много, учитывая то, что на дорогу от дома до работы трачу пятнадцать минут – это если пешком медленно идти. Да и что греха таить – лень-матушка! После первой такой поездки в позапрошлом году стало мне себя шибко жалко... и в следующем году мне пришла мысль о «дружбе приходов»: ведь могут же храмы, которые расположены рядом, объединиться и забрать книги не только свои, но и соседа! По характеру я нерешительная, но набралась смелости и предложила эту идею коллегам из Казанского храма, которые и помогли нам в прошлом году, чему я радовалась. В этом году, третьем по счету, выпала моя очередь помогать Казанскому храму и поехала я сама в Верхнее Мячково. Приезжаю на место, отсчитываю свои книжки и думаю: «А не привезти ли книги еще и карповскому приходу?» Снова преодолевая стеснительность, созваниваюсь с помощником настоятеля Александром – он оказывается моему предложению очень рад и благодарен. И я тоже довольна, везу книжки домой, по дороге отгружаю партию в Казанский храм. Дома (то есть на родном приходе) разгружаю упаковки книг, церковные облачения из химчистки, всё это прерывается срочным рабочим разговором с настоятелем... и следующее мое дело – сделать уколы коту Черику. Надо объяснить, что при нашем храме «окормляются» примерно восемь котов. Иногда они болеют, и мы их стараемся лечить. (Если ты, дорогой читатель, после прочтения этих строк вдруг подумал, что раз мы за всеми ухаживаем, то нам в храм можно подкинуть еще животных, то срочно покайся в этой греховной мысли и никогда в своей жизни так не делай!!! Каждый должен сам нести ответственность за того, кого он приручил или даже подобрал.) Черик лизнул какую-то химию после уборки и получил ожог слизистой. Черику прописали уколы, и сегодня главной кошачьей «мамой» Анжелой, которая не только убирает наш храм до блеска, но и вовсю «милует скотов», сделать их поручено мне. Кривыми руками я набираю в шприцы нужные лекарства, стараясь соблюдать стерильность. Получается не с первого раза.... Когда готовы шприцы, вызываю дворника Михаила держать кота. Наконец, кот зафиксирован. Я волнуюсь: котов колоть не приходилось последние лет пятнадцать, а в бедро так и вообще никогда. На всякий случай спрашиваю у Миши, не умеет ли он делать уколы котам. «Умею, – говорит, – в теории...» Ну и я в теории... Деваться некуда: еще раз дрожащими руками примериваюсь шприцом к коту... и вдруг – звонок на мобильный телефон: Александр из Карпово приехал за своими книгами. И в этот момент меня осеняет: в его профиле в соцсетях написано «кроликовод», а кот по комплекции – почти что кролик, а кроликам иногда тоже делают уколы. Догадка оказалась верной – и вот наш Черик оказывается уколотым уверенными Сашиными руками по всем правилам ветеринарии, а я была на седьмом небе от счастья от ощущения Промысла Божия над нами и от того, что затеянная мной «дружба приходов» дала такие скорые и ощутимые плоды. 

Каждый должен сам нести ответственность за того, кого он приручил или даже подобрал

Одно из требований моей совести – подвозить знакомых и малознакомых людей в Раменское, если проезжаю мимо них, стоящих на автобусных остановках. Но часто малодушный страх, высокая скорость, занятость собой и прочее – всё это мешает притормозить около человека и предложить ему помощь. Каждый раз корю себя за это, а воз и ныне там. Думаю, это потому, что дружба приходов заведомо легче, ибо имею дело с православными людьми. А на остановках стоят все: и неверующие соседи, и люди странных взглядов, и тетенька, которая год назад заняла деньги на три месяца и до сих пор не отдает... Предложить им любовь и помощь сложнее: она может не вернуться так сразу, как это было при «дружбе приходов», может и вообще не вернуться. Но в том-то и дело, что Господь заповедовал любить всех, праведных и неправедных, злых и добрых... В какой-то момент, устав от упреков совести, я даже стала оправдывать себя в этом грехе. И милостивый Бог не замедлил меня вразумить: практически сразу встретила в подъезде соседку, поздоровалась и... выслушала от нее полный благодарности рассказ о том, как в начале января (а на дворе март!) ее подвезла из храма до города некая «женщина из храма». Сколько благодарности было в ее душе спустя два месяца! Да эти «неверующие соседи», может, и большие христиане? Так Господь преподал мне урок. Лишь бы только после этого вразумиться, помоги мне, Боже!


Ирина Шабанова 25 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить