«Желаю владыке такой же стойкости в истине, как у Патриарха Тихона»

Многим интересно, какие изменения произошли в Крыму с появлением там любимого нашей обителью владыки Тихона (Шевкунова). В день тезоименитства митрополита Симферопольского и Крымского об изменениях в Крыму рассказывает клирик Симферопольской епархии, выпускник магистратуры и аспирант Сретенской академии, настоятель храма Архангела Михаила в Алупке, личный секретарь владыки Тихона иерей Кирилл Иванисов.

1.jpg
Иерей Кирилл Иванисов

– Отец Кирилл, вы давно служите в Крыму? Можете оценить ситуацию «до» перевода владыки и «после»?

– Я в Крыму уже пятнадцать лет. Здесь учился в семинарии, получил степень бакалавра, потом закончил магистратуру в Сретенской семинарии и в 2018 году, будучи аспирантом, вернулся в Крым. Получается, что я знаю жизнь Церкви и до приезда владыки, и сейчас, когда митрополит Тихон возглавил Крымскую епархию.

Считаю, что существенных административных изменений не произошло. Понятие «Крымская митрополия» скорее не административное, а церковное. Так или иначе в епархиях, которые входят в Крымскую митрополию – Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской – молитвенно поминают митрополита на службе. Еще существует коллегиальный совет – «архиерейский совет митрополии», где совместно обсуждаются вопросы, касающиеся всей республики. Допустим, вопрос реставрации храмов. Если это государственная программа, то во взаимодействии с епископами митрополит решает, какие храмы реставрировать. При этом епархии являются полноценными независимыми единицами митрополии, поэтому можно сказать, что все без изменений. Однако с приходом владыки Тихона у нас появились принципиально другие цели.

– Чего коснутся преобразования?

– Самое главное преобразование – это возрождение Свято-Владимирского монастыря в Херсонесе. Это историческое место Крещения князя Владимира и Руси. Здесь – начало христианства на Руси. Сейчас идет преобразование в монастырь Свято-Владимирского собора, где более 30 лет существовал приход. Уже организованы братские кельи. На Сретение, в феврале нынешнего года, была совершена первая литургия. Знаменательно, что владыка Тихон говорил, что ровно тридцать лет назад он служил первую литургию в Сретенском монастыре именно на Сретение. И здесь, в Крыму, в открывающемся монастыре первую литургию владыка совершил тоже на Сретение.

Самое главное преобразование – это возрождение Свято-Владимирского монастыря в Херсонесе

– Что в планах у главы митрополии?

– Самое главное – это упорная работа с молодежью и детьми. Сейчас Крымская митрополия прорабатывает вопросы об открытии православных смен в летних лагерях для всех детей, проживающих в Крыму. Дети будут бесплатно проживать в православных лагерях. Уже около полутора тысяч ребят изъявили желание поучаствовать в таких православных сменах. До этого на полуострове не было мероприятий такого масштаба.

Кроме того, у владыки в планах открытие духовной академии для мирян. В Сретенском монастыре мы, студенты, проводили лекции для всех желающих по догматике и истории Церкви. В таком же формате откроются курсы по изучению христианства в Симферополе и Севастополе. Для этого будут организованы специальные центры, а в перспективе будут строиться молодежные центры в других крупных городах республики.

2.jpg
Фото: crimea-eparhia.ru

– Переводят ли в Севастополь Таврическую духовную семинарию? Знаю, что у части крымчан были сомнения по этому поводу.

– Да, митрополит Тихон планирует перевести семинарию в Севастополь. И у владыки есть планы, чтобы так же, как и в Сретенской академии, студенты первого курса жили отдельно – в скиту или в монастыре. Это нужно для того, чтобы они, оторвавшись от привычного образа жизни, настроились на долгие и кропотливые труды: углубленное изучение языков, Священного Писания, святоотеческой литературы.

– Владыка считает, что эта идея сработала в Сретенской духовной академии?

– Да. Большая часть нынешней братии Сретенского монастыря – это студенты Сретенки, которые осознали свою нерасторжимую связь с братией монастыря и по окончании обучения вошли в ее число. Таким же образом, вполне возможно, в дальнейшем будет пополняться часть братии Свято-Владимирского монастыря за счет студентов Таврической семинарии.

– Бывшие сретенские студенты зачастую говорят, что самое лучшее время обучения – это первый курс: скит, непривычная для большинства юношей хозяйственная работа. Хотя понятно, что современному человеку тяжело жить таким образом.

– Я, к сожалению, не побывал на первом курсе в скиту. Но туда приезжал, общался с друзьями и своими однокурсниками, которые там провели первый курс. Они все положительно отзываются об этом опыте и всегда о нем с радостью вспоминают.

– Отец Кирилл, несколько щекотливый вопрос. Нововведения нередко воспринимаются в штыки. Встречали ли вы противодействие клириков епархии и прихожан-крымчан по отношению к новшествам? Или, наоборот, они были восприняты с радостью?

– Эти нововведения органичны, поэтому они положительно восприняты, ведь это продолжение нормальной церковной жизни. Одним из первых своих распоряжений владыка благословил молиться за митрополита Онуфрия и его многострадальную паству, за мир на Украине.

А в жизни Церкви на территории Крыма немного сместились акценты. Есть разные задачи. Если мы вспомним советский период, когда стоял вопрос сохранения религии, веры, храмов. В 1990–2000-е годы стояла задача открытия храмов. Сейчас в приоритете – взаимодействие с молодежью, с детьми. Это работа на наше будущее. Ведь через какое-то количество лет эти дети будут полноценными гражданами государства, будут занимать те или иные должности, взаимодействовать с окружающим миром и нести в мир евангельские слова. Все происходит очень планомерно, дается новое дыхание, новое движение.

3.jpg
Фото: crimea-eparhia.ru

– Помогает ли владыке Тихону опыт Псковской митрополии? Он принял ее тоже в непростой момент, в сложном состоянии и успел многое сделать, хоть и не так долго там пребывал. Возможно, наработанные методы помогают ему в Крыму организовывать церковную жизнь, взаимодействовать с администрацией региона?

– Думаю, владыка использует в Крыму и свой «псковский» опыт. Вот, например, «Истоки», молодежный историко-культурный форум, удачно стартовавший в Пскове, здесь продолжит свою работу. Насельник Псково-Печерской обители иеромонах Анастасий (Байков), занимавшийся «Истоками» и работавший с молодежью в Свято-Успенском монастыре, сейчас приехал в Крым и здесь продолжает свои труды. Да и связь владыки с Псковской обителью не прекращается, он участвует в ее жизни как представитель Патриаршего совета по культуре.

– Владыка не говорит, где было тяжелее: в Пскове или в Крыму?

– По крайней мере, он говорит, что здесь много нового. Есть разница в менталитете людей. Но конкретного комментария на эту тему я от владыки не слышал. Ясно одно: здесь у нас большое непаханое поле – открытие монастыря, создание культурного духовного центра, дальнейшая перспектива реставрации древних памятников. Владыка Тихон шутит, что в Пскове храмы XV века считаются древними, а в Крыму есть храмы первых веков. В Свято-Климентовском мужском монастыре в Инкермане есть пещерный храм, где служил священномученик Климент Римский – ученик апостола Петра. Представляете, апостол от семидесяти, епископ Рима, один из мужей апостольских здесь служил! Здесь же побывал апостол Андрей Первозванный. Христианство в Крыму начинается с первого века, по сути дела. Поэтому здесь работать и работать. А все знают, владыка это умеет.

Христианство в Крыму начинается с первого века

– Какие у Вас впечатления о владыке Тихоне как о митрополите? Изменился ли он по сравнению с тем, каким был во времена Вашего обучения в Сретенке?

– Владыка как был простым, как был отцом для нас, таким и остался. К нему можно подойти с любым вопросом, зная, что получишь ответ, назидание, заботу с его стороны. Он как был отцом Тихоном, так и остался им.

– Владыка сейчас для вас является главным образом начальником или духовником тоже?

– Я в подчинении у владыки и как личный секретарь, и территориально как клирик Симферопольской епархии. Да, он начальник. При этом к нему и раньше, и сейчас можно прийти на исповедь, получить ответ на свои вопросы. С одной стороны, я его подчиненный в плане работы, административной и церковной деятельности, а с другой – никаких проблем и сложностей с тем, чтобы поговорить на свои личные темы, тоже нет. Все осталось, как прежде. Владыка – неизменно открытый человек. Он готов слушать и помогать. В этом плане с ним очень легко.

4.jpg
Фото: crimea-eparhia.ru

– Как клирики епархии относятся к владыке? Не боятся?

– Естественно, уважение к священноначалию присутствует. Но можно заставить бояться человека и на одном страхе выстраивать диалог с ним. Этого у владыки нет. Он пытается с человеком вести открытый диалог. И ни у кого нет такой задачи, чтобы человек боялся. Единственная задача – это соработничество. Мы стараемся нести то послушание, которое нам дает владыка.

– Как служащий священник, можете ли Вы оценить действия нового митрополита?

– Владыка освободил сельские приходы от налогов, епархиальных взносов. Он ввел дополнительную финансовую помощь для священников, у которых есть дети, – по пять тысяч рублей на каждого ребенка. Для многих священников это большое подспорье, потому что некоторые из них устроены неофициально и на социальные выплаты не могут претендовать. В дальнейшем стоит вопрос о юридическом оформлении священников. Есть разные сложности, о которых владыка знает и которые будет решать постепенно.

Владыка освободил сельские приходы от налогов, епархиальных взносов

– Успел ли владыка послужить у Вас в Алупке?

– Да, служил у нас вскоре после своего перевода, на престольный праздник Архангела Михаила. Было очень радостно. Мы как раз полностью закончили роспись храма, поставили новый иконостас, занимаемся благоустройством территории храма, посадили новые деревья – оливы. Реставрация прекрасного огромного храма, с которым знакомы многие гости Крыма, продолжается. Это очень масштабный проект.

– Я помню, как много лет назад только начинали расписывать центральный придел.

– Изначально этим занимался знаменитый художник Дмитрий Лазарев, он и завершил роспись. Трудился у нас два с половиной года.

– Как часто Вам приходится служить вместе с владыкой Тихоном в Крыму? Помнится, Вы в конце прошлого года, перед Рождеством, приезжали в Москву целой крымской делегацией и служили вместе.

– Где владыка служит, там и я с ним: и как начальник протокола, и как секретарь. Ведь иногда возникает необходимость что-то прокомментировать, объяснить контекст, рассказать историю храма. Люди часто подходят к владыке, он так или иначе помогает тем, кто к нему обращается. И обращения перенаправляются мне. Я накапливаю информацию и потом приглашаю людей на личные приемы, чтобы те или иные вопросы владыка мог с ними обсудить и помочь. Получается, у меня функция и официальная, и в то же время требующая аккумулировать все поступающие запросы со стороны прихожан.

5.jpg
Фото: crimea-eparhia.ru

– Отец Кирилл, какие у Вас остались впечатления об обучении в семинарии? Многие семинаристы вспоминают случаи отеческого отношения со стороны владыки Тихона. У Вас были такие личные истории?

– В семинарии я увидел другую жизнь, искреннее, братское отношение друг к другу. Благодаря Сретенской магистратуре я получил дальнейшее развитие во всем: в образовании, в обучении. Сейчас учусь в аспирантуре параллельно церковному служению. Всё это благодаря Сретенке. Когда я обучался в магистратуре, я трудился у владыки в секретариате. Мое послушание в Сретенской семинарии продолжилось в Крыму с приездом владыки Тихона.

Для меня самое запоминающееся – то, что владыка дал возможность учиться у лучших преподавателей Москвы. Это Васильева Ольга Юрьевна, отец Михаил Желтов... Каждый преподаватель семинарии – это своего рода легенда, профессионал своего дела. Моим научным руководителем был Алексей Константинович Светозарский. Я писал работу о служении митрополита Вениамина (Федченкова). Он был предпоследним ректором Таврической духовной семинарии, где теперь владыка Тихон является ректором. Сейчас пишу кандидатскую диссертацию, продолжая разрабатывать эту же тему. Так что для меня, в первую очередь, Сретенка – это воспоминания о преподавателях, которые позволили под другим углом посмотреть на жизнь семинарии.

В семинарии я увидел другую жизнь, искреннее, братское отношение друг к другу

Ну и, конечно, отеческое отношение к студентам со стороны и владыки, и преподавателей, и монахов. Отец Никодим, отец Иоанн... К каждому отцу можно было подойти с какими-то вопросами. Я не представлял, что с ректором можно посидеть и попить чай, задать вопросы, поговорить по душам. А в Сретенке можно было прийти к настоятелю монастыря в любой момент. Для меня это стало «разрывом шаблонов», если можно так выразиться. С учетом того, что я потом трудился у него в секретариате, для меня было удивительным его отношение к духовничеству, к студентам. Опять же, условия жизни в Сретенке потрясающие! Можно было даже ходить в кино. Кстати, некоторые мои однокурсники подходили к владыке и просили деньги на билеты, чтобы пойти в кино, если не хватало. Владыка без проблем давал деньги, спрашивал, на какой фильм они собираются. Мы жили полноценной жизнью и могли развиваться.

– Владыка Тихон запомнил Вас по семинарии?

– Да. Милостью Божией это человек, который помнит о людях. У него есть отцовское чувство: он помнит, что общался с этим человеком. У него нет безразличия. Ко всем у него индивидуальный подход и отцовское назидание. Он интересуется дальнейшей судьбой бывших студентов, следит, как служат его воспитанники. Интересуется, расспрашивает, как кто устроился, есть ли семья, дети. Это не просто рабочее отношение, личное его тоже интересует.

6.jpg

– Был ли лестным для Вас тот факт, что владыка выбрал Вас в качестве секретаря?

– Я ко всему в жизни отношусь, как к послушанию. Господь дает тебе послушание, чтобы ты мог потрудиться для Церкви, для Бога. Пушкин пишет: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся…». Если есть воля Божия, нужно на все сто процентов выполнять возложенные на тебя обязанности. Владыка благословил, чтобы я ему помогал, и я полностью сконцентрировался и тружусь.

– Какие у Вас будут пожелания владыке в день его тезоименитства?

– Я хотел бы пожелать владыке такой же стойкости в истине, как у Святейшего Патриарха Тихона. Святитель Тихон жил в непростое время, в чем-то, к сожалению, вполне сравнимое с нашим, и при этом был светочем труднейшего периода русской истории и Русской Православной Церкви. Я хотел бы пожелать владыке быть таким же светочем для нас, нашего времени и нашего преображающегося мира.

Беседовала Наталья Крушевская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить