Жизнь священника в глуши

«Свежий воздух, природа, красивые виды, отсутствие суеты, тишина и приветливые люди вокруг, что еще нужно для счастья? Жизнь в деревне – сказка, особенно если ты – священник», – считают многие.

Фото 1 (39).jpg

Благодаря нашей поездке с проектом «Родная Земля» на Русский Север я познакомилась с отцом Иоанном Погореловым, настоятелем храма преподобномученика Вениамина Сийского, поселка Брин-Наволок Архангельской области. Мы подружились и после моего возвращения в Москву стали поддерживать общение. Впечатление от увиденного в экспедиции было таким огромным, что я решила задать отцу Иоанну вопросы о его жизни в этом отдаленном уголке нашей страны, и так на свет появилась эта статья.

Действительно ли деревенский уклад жизни так привлекателен для священнослужителей и что скрывается за ним? Отец Иоанн родом из северной столицы нашей страны – Санкт-Петербурга. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, после чего переехал в Архангельск, где его рукоположили. Это было начало его увлекательной истории на Севере.

«Мой путь к Брин-Наволоку проходил сначала через большой город, затем два года служения в городе поменьше, и только потом, промыслительно, я оказался здесь. Таким образом, Господь постепенно готовил меня к служению и жизни в деревне», – рассказывает иерей Иоанн Погорелов.

После окончания семинарии и жизни в Москве батюшке поступило предложение поехать в Архангельск, на что он согласился добровольно, совершенно ничего не зная про этот город и уклад жизни в нем.

Фото 2 (55).jpg

«Конечно, мы с матушкой волновались, ведь мы делали шаг в неизвестность. Но я принял решение поехать в глубинку, потому что очень хотел понять, как живут обычные люди вдали от столицы. Тогда мне казалось, что Архангельск и есть та самая глубинка. Про существование Брин-Наволока я и вовсе тогда не знал», – улыбается батюшка.

Служение в Архангельске отличалось от того, что отец Иоанн наблюдал в Петербурге.

«Большой город, где у тебя есть полноценный приход, финансовая помощь и прочие блага, заставляет тебя забыть о всех жизненных трудностях. Однако, попадая в отдаленную местность, ты начинаешь думать о духовном мире больше, чем о материальном», – говорит батюшка.

В Архангельске, удивительным образом, произошло очень значимое событие в жизни батюшки – рукоположение в дьяконы.

«В этот день я был тронут до слез и испытал непередаваемое чувство. Я вновь почувствовал себя неофитом, появилось искренное желание молиться в полной мере и стремиться к святости (тогда мне объяснили, что это чувство посещает многих священников после рукоположения), и я помню его до сих пор…»

После трех лет пребывания в Архангельске отца Иоанна и матушку Таисию ждала непредсказуемая и пугающая жизнь в поселке, о котором они совсем ничего не знали.

«Когда мы впервые приехали в Брин-Наволок, нам сразу показали храм, где мы будем служить. Конечно, на первый взгляд это место нельзя было назвать храмом. Это было маленькое здание, больше походившее на дом. На нем не было ничего, что говорило бы о его истинном предназначении. Тогда мы очень удивились и не на шутку забеспокоились», – рассказывал отец Иоанн.

Я принял решение поехать в глубинку, потому что очень хотел понять, как живут обычные люди вдали от столицы

Священническую семью встретили только две прихожанки: Светлана Павловна и Алевтина Васильевна – они же и поведали, что приход состоит из 5–6 человек:

«Когда мы с матушкой это услышали, нас охватил страх, мы никак не ожидали, что после жизни в Санкт-Петербурге, Москве и Архангельске столкнемся с проблемами такого масштаба…»

Жить в деревне и быть настоятелем храма – нестрашно, однако жить в деревне и быть настоятелем храма, который в советское время был конторой, а прихожане – это ее бывшие работники – задача не из легких.

«Многие из таких прихожан до сих пор не могут переступить через себя и прийти в этот храм на службу, поскольку его прошлое не дает им покоя».

Конечно, ни о каком доходе с прихода речи даже не шло: «Батюшка, денег у нас нет, но голодными вы не останетесь!», – были слова брин-наволокских прихожанок.

«Когда я спросил, где мы с матушкой будем жить, нам рассказали, что в этом "храме-конторе" есть целых четыре кельи, кухня и даже большая трапезная: "Выбирайте любую келью и живите!" Конечно, нам было страшно...»

На службу даже в большие праздники приходило не больше пяти прихожан. Условия жизни были не из лучших: шатающийся от старости лет пол, печное отопление, вместо храма – отведенная комната для служб без алтаря и многих необходимых вещей.

Фото 3 (56).jpg

«Тогда нас накрывало отчаяние от непонимания, как жить дальше. Мы даже хотели перевестись в другое место, но спустя время пришло смирение, и мы положили все в руки Господа. Со временем я понял, что Господь нас направляет туда, где мы нужнее, Господь видит все, Господь – наш Врач, а мы – Его инструменты. Священников у приходов меняют не митрополиты, как многие думают, а Господь. Только Он знает, когда приходу нужен новый "инструмент". Я понимал, что Господь никогда не оставляет тех, кто молится и искренне общается с Ним, Он всегда вовремя посещает, слышит и помогает им. В моей жизни и жизни прихода неожиданным и всегда удивительным образом стали появляться люди, от которых в самую необходимую минуту приходила помощь».

Господь никогда не оставляет тех, кто молится и искренне общается с Ним

Со временем приход стал расти, отец Иоанн с матушкой делали все для того, чтобы люди хотели приходить и молиться:

Фото 4 (36).jpg

«Господь нас всех испытывает, Он хочет, чтобы мы достигли Царства Небесного, а если мы будем постоянно сидеть дома на мягком диване и ничего не делать, то как же мы его достигнем?»

Храм стал приобретать иной вид. Отреставрировали старый иконостас, появились некоторые новые иконы, среди которых – храмовая икона преподобномученика Вениамина Сийского, написанная на пожертвование одного неравнодушного человека. По просьбам прихожан в храме появился «настоящий» подсвечник (раньше прихожане ставили свечки в песок). Матушка Таисия занялась хором и устраивала певчим прихожанам спевки. Несмотря на то, что в хоре нет профессионалов, песнопения звучат по-домашнему тепло и чисто.

Вскоре батюшку стали благодарить за труды и заботу о приходе:

«Прихожане говорили: "Каков поп, таков и приход". Конечно, эта поговорка отчасти правдива, только, я уверен, что все стало складываться таким образом только благодаря Богу и самим прихожанам. Именно они вносят тепло и уют этому приходу, трудятся и молятся вместе с нами. Я никогда не стремился обратить людей к себе, я стремился обратить их к Богу».

Слова, которые отец Иоанн сказал, обращаясь к прихожанам на первой проповеди: «Мы с вами должны стать одной дружной семьей, одним целым, одним стадом перед Богом, и это – моя цель».

Так и получилось. Наблюдая за общением батюшки с прихожанами, я видела теплоту, поддержку и понимание с двух сторон, они действительно являлись членами одной семьи, а эта «бывшая контора» превратилась в храм, где двое или трое собраны во имя Христово.

Фото 5 (23).jpg

Сейчас перед отцом Иоанном встала непростая задача – строительство нового храма на месте «храма-конторы». Задача, действительно, сложная и трудоемкая, требующая много времени сил и средств. Однако батюшка не унывает:

«С миру по бревнышку, Брин-Наволоку – храм».

Я верю, что Господь не оставит отца Иоанна в таком деле и через несколько лет купола нового храма засияют над поселком.

Завершить свой рассказ хочу словами отца Иоанна:

«Когда молодой человек идет в семинарию, он с самого начала должен понимать, что его могут направить в любую глушь, и он должен быть готовым к тому, что ему придется, не только опираться на литературу и знания, которые ему дали в семинарии, но и работать руками».

Беседовала Ариадна Нефедкина

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить