Пастырские встречи. Исповедь. Причастие

Нужно ли соблюдать трехдневный пост тем, кто причащается каждое воскресенье? С каким настроем подходить к Чаше? Нужно ли брать благословение духовника, если не смог побывать в субботу на всенощном бдении, а готовился ко Причастию?

Игумен Павел (Полуков) во время ставших уже доброй традицией Пастырских встреч отвечает на вопросы, с которыми, пожалуй, сталкивался каждый христианин.

ИХ.jpg

Батюшка, как научиться любить Бога? С одной стороны, кажется, что Он самое дорогое существо, а с другой стороны, лень утром и вечером встать на молитву. Как это может соединяться в душе? Как с этим справиться? 

Кто любит Отца Моего, тот заповеди Мои соблюдет (Ин. 14: 19). Молитва может быть разной, молиться утром где-то по немощи, где-то по загруженности не всегда получается, но  встать перед Богом мы всегда можем, и не только на утренних и вечерних молитвах, но ходить перед Богом мы можем всегда. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета, когда говорится о кончине того или иного патриарха – что он прожил столько-то лет, был насыщен жизнью, потомство у него большое и он ходил пред Богом, – как раз «ходил пред Богом» – ключевая фраза. Это избитый вопрос на счет утренних и вечерних молитв, когда они воспринимаются просто как вычитывание, конечно, такие вещи и лень, и не хочется. Митрополит Иларион говорил, что если мы относимся к молитве как к главному событию дня, тогда молитва будет идти по-другому. Главное событие дня – моя личная встреча с Богом, это главное. Как она и сколько, 5 минут, 50 минут – это время и силы каждого. Мы тоже об этом говорили, потому что, действительно, вопрос очень частый, актуальный, даже иногда просто определить себе, сколько по времени ты можешь. 5 минут? – ладно, пусть 5 минут, но 5 минут ты будешь именно в молитве. 3 минуты? Но 3 минуты помолись глубоко. 

Если мы относимся к молитве как к главному событию дня, тогда молитва будет идти по-другому

Я знаю молодую семью, у них уже трое детей, им чуть-чуть за 30, дети один за другим маленькие, за ними глаз да глаз, работы много, и у них классически не получается молитвенное правило держать, но хочется. И они выработали это: каких-то всего лишь несколько молитв, которые они знают наизусть, но это не мешает глубокой молитве. Старшему ребенку говорят «Отче наш» прочитать, а младшему – «Господи помилуй», и у них правда на это уходит очень мало времени, но такой глубокой и искренней молитвы я давно не видел, не ощущал. 

ИХ.jpg

 – Почему у нас крестят так рано, когда мы еще сами не осознаем этого, и получается, что не учитывается мнение человека. То есть судьбу, выбор религии, вообще выбор решают родители?

– Такой вопрос действительно сейчас звучит у молодых людей: «Меня никто не спрашивал». Обычно взрослые много чего делают за детей в младшем возрасте: ставят прививки, не спрашивая у них, отдают в какие-то школы, пытаясь развить у них какие-то таланты в каком-то направлении, и так далее. 

Что касается Крещения, то здесь вопрос скорее в неправильности такого подхода. Покрестили, потому что так положено, потому что ребенок болеть меньше будет, или что-то другое, а потом ребенок вырос и, естественно, возникают такие вопросы. Человек, крестившийся сознательно, в зрелом возрасте, подходит к такому решению, к таинству, совершенно по-иному. Но тем не менее практика Крещения младенцев существует, мы крестим, потому что так мы передаем свои традиции: мы крещеные, мы православные, я своего ребенка крещу, тем самым приобщаю его к Церкви, которой я принадлежу, которой принадлежит мой народ, которой принадлежали мои предки. То есть это даже с точки зрения не совсем церковной – это приобщение традиции. Крестить – это первый шаг. На родителей, на крестных ложится еще и обязанность воспитания в вере. Поэтому в нашей Церкви проводятся огласительные беседы, идет катехизация, задается определенное направление. А в современном мире, многополярном, многовекторном,   каждый имеет свое мнение и все равно этот вопрос неизбежен. 

ИХ.jpg

– Вопрос про Причастие. С каким настроем подходить к Чаше? 

– Многие святые отцы и духовники говорили: «Не нужно ждать от Причастия именно какого-то видимого результата». Мы по мере своих сил готовимся, мы стараемся, испытав свою совесть, подойти к Телу и Крови Христовой, но оценивать Причастие по каким-то своим эмоциям нельзя. 

Не нужно ждать от Причастия какого-то видимого результата

В период моего воцерковления было такое, когда я, то ли в первый, то ли во второй раз причастился, и так мне было хорошо, что даже мои друзья меня встретили и спросили: «Ты что-то принял?». И от этих вопросов такое расстройство случилось, усталость. Я подумал, что, наверное, причастился в осуждение. А потом мне очень опытный духовник сказал: «Не жди, иногда просто бывает усталость. Иногда полезно после Причастия, если есть возможность, прийти отдохнуть немножко, и тогда, без эмоций, ты почувствуешь Причастие, и по-другому». Как-то так. 

Митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге рассказывал, насколько маловерной была юность. Студенты семинарии и академии почти в Бога не верили. И он задавался вопросом, уже будучи священником, епископом: «Как я сохранился?». И он говорит: «Я прихожу к выводу, что Причастие, которое я принимал, даже относясь к нему формально,  спасло и держало меня», и вернуло в свое время к такой вере и даже исповедничеству.

Скажите, если вечером, накануне Причастия, ты не можешь посетить храм работа или ты просто не успеваешь как быть?

– Все-таки мы должны стремиться,  особенно когда причащаемся, приходить на вечернее богослужение, понятно, что не всегда это возможно, но, с другой стороны,  сейчас есть возможность посмотреть трансляции и помолиться. Или что-то почитать, есть же для мирян и утреня, и вечерня. Но для утешения своей совести нужно подойти и сказать: «Батюшка, я не была вчера на службе. Как благословите?».

ИХ.jpg

Я слышал, что если человек регулярно причащается, то ему вполне достаточно поститься в среду и пятницу? 

– Да, есть документ «Об участии верных в Евхаристии». Был Собор, это мнение обсуждалось, это мнение в итоге утверждено. Да, если человек причащается еженедельно, то ему достаточно поста в среду и пятницу. Но для нас это непривычно, это тоже надо понять, потому что все-таки в какой-то нашей традиции совсем еще недавней нет частого Причастия. Правильно или неправильно? Наши предки еще какие-то 100 – 150 лет назад в принципе считали, что достаточно один раз в году причащаться. Когда? Постом, на Страстной или первой неделе Великого поста. И человеку бывает трудно на это перейти: «Как это я в воскресенье причащаюсь, а в субботу буду есть мясо?» – трудно на самом деле на это перейти. С другой стороны, что мне нравится в этом документе, так это то, что там очень много отсылок к духовнику, и написано, что все-таки надо решать этот вопрос с ним. Есть документ, который дает эти основы, – если причащаетесь каждую неделю, то поститесь в среду и пятницу. Вообще, по большому счету, положен недельный пост, три дня – это тоже сокращение. Но если вы причащаетесь каждое воскресение, соблюдая недельный пост, то вы будете поститься всю жизнь, а это уже не подходит. Какие-то вещи, вы понимаете, они в истории не застывают. Не постились неделю апостолы перед Тайной Вечерей, перед Евхаристией. Но жизнь меняется. Сейчас, слава Богу, люди стали причащаться чаще. Но тут же встает вопрос: «Если я причащаюсь каждое воскресенье, как мне быть?». Этот вопрос изучается, обсуждается Церковью на разных уровнях. Это здоровый консерватизм, потому что он как бы отгораживает от каких-то  неразумных реформ и каких-то изменений. Эти мнения собираются, этот вопрос исследуется богословски, Собором принимается решение, но даже в этом документе всё равно есть отсылки к духовнику, потому что он знает вас лучше.

ИХ.jpg

А если побывал на вечернем богослужении, исповедовался, вычитал все молитвы ко Причастию, но поужинал и просто объелся, в воскресенье идти причащаться или не идти? 

– Если у вас завтра экзамен и вы понимаете, что у вас ответственный день, перед которым нужно быть хорошим, бодрым, вы же не пойдете с друзьями пиво или водку пить, вы не пойдете, скажете: «Ребята, у меня завтра важное дело, после встретимся и отметим как следует, но сейчас мне нужно быть в форме, потому что у меня завтра ответственный день».

Здесь вопрос своего внутреннего ощущения, а если это сомнение, то вы подходите к любому священнику и спрашиваете: «Как мне быть?», и тут уже ответ священника за благословение принимаете, и так делаете. Вы знаете, иногда бывают случаи, когда священник  имеет такую власть, если он видит, что человек готов к причастию, при том, что он не выполнил каких-то правил, но он готов, и даже больше того, кто все правила выполнил. 

Я иногда спрашиваю таких людей: «А хочешь причаститься?» и смотрю на реакцию – «Ну да, хотелось бы», а иногда так, с горящими глазами: «Батюшка, очень хочу» – иди.  Я уже не спрашиваю, что он там ел на ужин, читал ли правило и так далее – всё, он к Богу идет. Как его не допустить, если он хочет? Как я здесь шлагбаум буду из себя изображать? Это уже опять священник смотрит и решает, это очень тонко. 

ИХ.jpg

Всегда есть какие-то сомнения.

– А не надо сомневаться. Понимаете, бывает даже странно, когда достаточно возрастной человек, который – ты точно знаешь, что он в храме лет 20 – 30, а то и больше, – подходит и спрашивает: «Батюшка, а как на Светлой седмице причащаться?» Я говорю: «Знаете, вы в Церкви больше, чем я на свете живу. Как вы в прошлом году причащались? Как в позапрошлом?» Это ты уже просто искушаешь священника. 

Чего вы боитесь? Вы боитесь что-то по-фарисейски не сделать? Или вы к Богу идете? Делайте, как благословили. Искушает это вас, хотите, ну,  поужинайте накануне легко, но не поешьте вы на ужин мясных котлет с хорошим гарниром, а что-нибудь полегче другое, и все, если вас это смущает. Как-то здесь по-другому надо относиться. Вдруг я что-то сделаю не так? Если ты знаешь, что это так и не делаешь, – это одно. Мне все время хочется сказать, как мне сказал один монах в свое время: «Делай что хочешь, только не греши» – свобода. Батюшка вас только направляет, батюшка не какой-то жандарм, не какой-то довлеющий над вами человек. Вы сами выбираете, как быть; если вы видите, что это вне, скажем, греха, еще что-то – сами выбирайте, просите у Бога благословения и с Божиим благословением делайте. Свобода должна быть разумная и ответственность.

Чего вы боитесь? Чего-то по-фарисейски не сделать? Или вы к Богу идете?

Можно ли поститься в понедельник?

– Это просто какое-то личное дело, обет. Но всегда давать его нужно в том случае, если ты уверен, что выполнишь, что обет тебе по силам. Может быть, чуть-чуть на грани, но с Божией помощью сможете. Можете, конечно, пойти и взять на это благословение, посоветоваться со священником. Я знаю женщину, которая за своих дочек отказалась от мяса на всю жизнь, это обет ради будущего своей дочери. Это ее личное дело, нас никто не призывает повторять ее подвиг, и если есть какое-то такое желание, стремление – подумайте, посоветуйтесь, и если это возможно, можно сделать. 

ИХ.jpg

У меня проблемы со здоровьем и духовник мне разрешил во время коленопреклоненных молитв не вставать на колени, и очень часто люди мне делают замечание по этому поводу. Могут ли они это делать?

– Дело в том, что очень часто человек не может по состоянию здоровья стоять на коленях и имеет благословение от духовника этого не делать, а во время этих молитв у людей часто бывает смущение и делают даже замечания. Вы должны быть к этому готовы  и относиться к этому надо со снисхождением, как к слабости другого человека, и просто очень спокойно сказать: «У меня благословение, простите». 

ИХ.jpg

 – Мы приходим на исповедь, раскаиваемся в своих грехах. Но бывают такие жизненные ситуации, с которыми ты не можешь справиться, и нужна помощь, а духовника нет. Как поговорить? Понятно, что время на  исповеди ограничено. 

– Первое, вы должны понимать,  может быть, у священника и будет возможность ответить на ваш вопрос, на жизненную ситуацию, на всё, что вы говорите на исповеди. Часто бывает, что мы находим время уделить этому внимание. А вот поиск духовника – это извечная проблема или задача наша. Подойдите иногда, если есть возможность, в будний день, поговорите с батюшкой. В монастырях это все равно легче. Присматривайтесь, ищите, молитесь о том, чтобы Господь вразумил. Мы знаем, что иногда Господь вразумляет именно по вашей просьбе другого человека, это мы знаем из Священного Писания, из жизненного опыта. Поэтому не стесняйтесь задать вопрос. Единственное, может быть,  придите пораньше. Всё равно говорите, говорите и спрашивайте, а до этого помолитесь Богу, чтобы Господь дал вам ответ. В древности рассказывали, что к подвижникам в пустыню шли за словом и говорили: «Скажи слово нам», и как-то пришли к подвижнику, а он говорит: «А у меня нет слова», то есть нет этого ответа. Почему? Потому что нет готовых слушать и исполнять. То есть Господь дает ответ человеку, если этот человек идет с готовностью принять и исполнить.

Господь дает ответ человеку, если этот человек идет с готовностью принять и исполнить

Скажите, а когда в семье есть атеисты и человек, который не так давно пришел к вере, – как вести себя, казалось бы,  с людьми близкими, но в некоторых ситуациях они говорят: «Не делай то, не делай это. Вообще зачем тебе это надо?».

– Ваша задача – стать хорошей христианкой и через это – более любящим человеком, а ваши близкие благодаря вашему примеру, терпению, тому, что не навязываете свою веру, придут к Богу. Да, можно о чем-то сказать, можно чем-то поделиться, но если человек пока не принимает – молитесь и относитесь к нему хорошо. Ведь есть такое, что жена бежит на всенощную, а муж голодный, ужин не приготовлен, масса  невыполненных дел, – это вообще недопустимо. Это вместе с тем характерно для человека, когда он только приходит в церковь. Вода камень точит, не спешите. Мне тоже один батюшка в начале моего пути на вопрос о переживаниях такого плана сказал: «Ты еще сам не укрепился, чтобы их тянуть. Ты сам укрепляйся, а потом они сами подтянутся». 

Сегодня воспользовался «льготой» (мужчины подходят первыми к Исповеди и Причастию), подошел к Исповеди без очереди. У прихожанок, матерей и сестер, возник вопрос, я ответил, что есть такая традиция в нашей Церкви. Правда ли есть такая традиция? 

– Действительно, такое правило есть. Но иногда в современной практике это сложно соблюсти в большом городском храме. Еще есть мнения священников, что детей исповедуют и причащают в первую очередь. Здесь два момента. Первое – Господь сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф. 19: 14), а с другой стороны, часто я замечал, что действительно детишки идут вперед больного, очень пожилого человек, не обращая на это внимание. Они не обращают внимание, что мама стоит с ребенком на руках. Вот  такой воспитательный момент. А по поводу «без очереди, по льготе» – если человек в возрасте – да, если человек больной – да, а чисто так: «я мужчина, я пойду вперед»… мы, наверное, сейчас чаще на это смотрим по-другому. Сейчас если вы пройдете вперед раньше бабушки с палочкой только потому, что вы мужчина.. Я думаю, здесь это правило не совсем должно работать. Во всяком случае, на Исповеди – не думаю, что это должно работать. К Причастию – может быть, да. 

ИХ.jpg

 – Что представляет собой православная община? Чем она должна заниматься? 

– Это понятие Церкви. Семья – малая Церковь. Община – это Церковь. Конечно, бывает община на небольших приходах очень сплоченная, когда все друг друга знают. Например, село, – приходят люди, в принципе, от службы к службе одни и те же, как-то поддерживают друг друга, что-то передали, чем-то друг другу помогли. Пришла молодежь, которая, может быть,  не ходит в храм, но батюшке надо помочь забор подправить – сами собрались, своих друзей подтянули, пришли 15 – 20 человек и помогли сделать какую-то работу. А в общине сплоченной, дружной – вы есть части от тела Христова. Помолиться друг за друга, помочь друг другу. И связующим звеном кто часто является? Конечно, священник. Обратились с какой-то проблемой, например: «Болею, на прием к врачу никак попасть не могу, запись на месяц, еще что-то», а батюшка очень хорошо знает одного, двух, трех врачей из своих прихожан: «Владимир Иванович, надо Анну Петровну принять, сможете?» – «Да, батюшка,  завтра к такому-то времени пусть подходит». Но в центре общины, конечно, Христос, это Божественная литургия. В семье мы друг другу помогаем, так и здесь. И помогать нужно не только материально, но, прежде всего, духовно. Я говорю об общине такой более тесной. Я говорю о маленьком или среднем храме, но община возможна еще и в большом храме, и в монастыре, как у нас. И у нас такая большая семья, многодетная. Держитесь друг друга, не держитесь слишком независимо в приходе, разговаривайте, знакомьтесь, предлагайте какую-то свою посильную помощь, конкретную, сиюминутно. 

Держитесь друг друга, знакомьтесь, предлагайте свою посильную помощь

– Как пройти чин присоединения к православию? Меня крестили в 4 года, но потом была в секте, исповедовалась в этом и причащалась, но в душе пустота. Помогите. 

– Я так понял, в детстве вас крестили, потом вы попали к иеговистам и сейчас вернулись. Обычно, если вы крещены в Православии, здесь присоединение происходит через покаяние. Покаялись, священник допустил к Причастию, старайтесь жить по-православному и слава Богу. 

ИХ.jpg

У  меня вопрос по притче о талантах. Не совсем понятно, почему тому, кто не приумножит талантов, а лишь только их сохранит, – тому Геенна уготована. 

– Есть у вас какая-то возможность хорошо сделать дело, а не спустя рукава,  – надо делать, надо читать, надо в какой-то своей сфере развиваться. 

Есть такая фраза: «На всех путях встречается Господь». Бывает, что работа кажется бессмысленной, особенно для верующих, но всё равно все имеет какой-то смысл. Во-первых, самое простое, – это заработок, который можно использовать, в том числе, для помощи кому-то, то есть уже не зря. Мне кажется, так. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить