Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка. По слову твоему - с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое». Это восклицание праведного старца Симеона мы слышим за каждым вечерним богослужением. Поэтические слова старца стали для многих из нас родными и знакомыми настолько, что мы редко задумываемся об их глубине и смысле. Мы молимся этими словами вместе с Церковью. И не часто задумываемся, что это - молитва о смерти.
И вот сегодня - праздник, когда мы вспоминаем те события истории человеческого спасения Богом, в которых и была произнесена эта величественная, полная благодарности и разрешения от бремени ожидания, полная светлого упования на будущую бессмертную жизнь речь.
Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник приносят в храм Богомладенца Иисуса. Воплотившийся Сын входит в дом Отца, с Которым Он единосущен и неразделен. И здесь Младенца, истинного Первенца от человечества, встречают люди, уже уходящие: престарелая пророчица Анна и еще более старый Симеон, который берет Господа в свои одряхлевшие и ослабевшие от времени руки. Встречаются Ребенок и старец. Новый Человек и древний. Старое человечество встречается с Богом, Который пришел обновить всех, избавить от дряхлости, духовной старости и слепоты.
Мы знаем про Симеона, что он прожил длинную жизнь, и всю эту жизнь он ждал исполнения обещания Бога о спасении мира. Ждал исполнения обещания, после которого он сможет уйти в вечность. И этот Симеон первым из людей пошел во тьму небытия уже освещая себе путь знанием о спасении. Как замечательно об этом написал поэт Иосиф Бродский:
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Симеон уходит в иной мир осмысленно, с полной уверенностью в том, что Спаситель, Которого он только что поднял на руки, подарит и после смерти жизнь, и жизнь с избытком. Симеон умирает, наполненный ожиданием новой встречи с Богом уже в вечности.
Ведь и мы, каждый по-своему, ждем этой встречи с Богом. И как хорошо было бы, если бы мы смогли прожить такую жизнь, наполненную твердой уверенностью в обещаниях, которые дал нам Бог. Прожить жизнь так, чтобы, подобно Симеону, могли у дверей смерти, у самой кромки непроглядной тьмы, улыбнуться и с доверием сказать: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по обещанию Твоему, с миром. Потому что видели мои очи Твое спасение, которое Ты уготовал для всех нас.
// Проповедь наместника Сретенского ставропигиального монастыря архиепископа Верейского Амвросия в день Сретения Господня 2020 года после чтения Евангелия за праздничной Божественной литургией
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.