50+1 слово духовной науки. Часть 4

Часть 4. Блажен любящий брата своего

(Продолжение. Начало см.: Часть 3. Жизнь в Духе)

24. Что такое аскеза? Это сила изменять то, что является смертным, – конечно, только молитвой и силой Божией (я имею в виду главным образом Таинства Церкви, особенно Святое Причастие, без которого мы умрем от духовного голода). Только силою Церкви и Господа мы начинаем жить жизнью, в которой смирение становится спасительным. Видя в самом себе страдание, слабость, собственный грех, ты можешь понять грешника, своего ближнего; можешь посочувствовать своему несчастному ближнему, потому что сам знаешь, что значит страдание, что значит грех или слабость. Поэтому и Церковь учит нас не замыкаться в себе и не закрываться, а открываться и исповедоваться. Это один из аспектов аскезы, то есть тот, благодаря которому мы видим, что имеется в нас, чтобы затем понять нашего ближнего.

25. Наш монастырь всегда получал помощь от бедных, а не от богатых. Богатые, эти бедняжки, не умеют сострадать; бедные же подают в своей бедности, как вдовица в храме. Вы видели, как сказано, что Господь наблюдал за всеми бросавшими деньги в храмовый ящик. Евангелист говорит, что некоторые бросали помногу денег, потому что были богаты, но это не произвело на Него никакого впечатления, а вдовица, бедненькая, бросила всего две лепты, не представлявшие собой почти ничего, и Господь остановился именно на ее даре, потому что на этих двух лептах зиждется Церковь Божия. Церковь не в кирпичах, и камнях, и цементе, а в сердце человека. И эта женщина – кирпич, она – цемент творения Божия, и ею могу быть и я. И, говоря «я», я говорю и о тебе.

26. Когда видишь ближнего своего, как бы далеко он ни находился географически или душевно, будь уверен, что он – это твое второе «я». И он тоже, друг он мне или враг, нуждается в том же свидетельстве, в каком нуждаюсь и я. Молись же, добрый человек, о творящем тебе зло и согрешающем и благодари за добро, которое оказываешь ближнему своему. Ревность да будет далека от нас, потому что то, чего мы хотим от вызывающего в нас зависть, и есть именно то, чего хочет дать нам Бог. Итак, другое «я» достигло того, чего мое «я» не достигло, но через него и я достиг того же самого. Это некоторым образом и мое стяжание. Смерть брата – это моя смерть. Жизнь брата – моя жизнь. Святой Силуан говорит: «Блажен любящий брата своего, поскольку брат наш – это жизнь наша».

Когда видишь ближнего своего, будь уверен, что он – это твое второе «я»

27. Не зов Бога разделяет мир. Если я блюду свое призвание, если слышу зов Бога, каким бы он ни был, это будет благом и для меня, и для всех, явно или неявно. Неявное – это прежде всего молитва, которая есть энергия, наполняющая мир. Когда я возвратился в Православие, его энергии научили меня многому, что я впоследствии интеллектуализировал.

Зову Бога можно внимать, не задумываясь о последствиях. Если знаешь, что он от Бога, этого достаточно. И здесь начинается тайна духовничества и послушания. Послушание, будучи не просто дисциплиной, но раскрытием сердца, в конце концов становится раскрытием сердца к Богу, когда Бог делает из тебя то, что ведает Он. И Он знает, как прилаживать члены тела сего, которым является человечество, покуда мы являемся человечеством, – я имею в виду здесь, в истории, – чтобы мы в конце концов стали человеком; нет больше человечества, мы становимся одним-единственным человеком, как Бог в трех Лицах является одним Богом. Но пока мы разделены, в том смысле, что один может выбрать этот путь, а другой – тот и один может лучше работать здесь, а другой – там, Бог разделяет нас так, чтобы, как Ему известно, каждый наполнился больше и Его план спасения выполнился во всем.

Зов Бога принимают через молитву. В тот миг, когда ощутишь этот зов, надо продолжить молитву, пока он не станет ясным, пока Бог не подтвердит его каким-либо образом. И тогда можно следовать тем путем, который открывает нам Бог, без особых раздумий.

28. Монашество – это молитва; молитва начинается с меня, каким бы ни был ты, этот «я». Ты видишь свои недостатки и молишься Господу. Но в этом «я» молятся все люди, ибо теперь я, может, молюсь и за тебя (и ты тоже «я»), и в моих печалях и тревогах, в моих поисках и терзаниях выражаешься и ты, особенно если у меня имеется сознание того, что я не индивид, то есть не продукт разделения человечества, которое, если разделять его еще больше, умрет.

Монашество – это молитва; молитва начинается с меня. Но в этом «я» молятся все люди

Я не индивид, я личность, то есть в своих печалях и поисках я живу ради каждого человека, я, по сути, живу ради каждого сына и дщери Адама. И надо, чтобы простиралась дальше и становилась горячее молитва за ближнего, которым являешься ты, неизвестный мне (как мы понимаем внешнее), хотя ты не неизвестен, поскольку в моих поисках, в моих чаяниях и надеждах, в моих грехах, но и в чаянии спасения я знаю тебя, ты – «тот», ведь мы с тобой по сути – одно естество.

29. Нашим величайшим примером является Матерь Божия, Которая, когда пришел ангел и сказал Ей, что Она в девстве Своем станет Матерью Бога Воплощенного (кто может поверить в это?), и Она убедилась, что это от Бога, отреагировала так: Се, Раба Господня, буди Ми по слову твоему. Это должно стать и словом послушания человека. Не дисциплина, а одно лишь «да», одно «аминь» любви и нежности, доверия Богу, Который, по слову святого Иоанна Крестителя, «может и из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». То есть «Господи, вот камень, которым являюсь я; делай из меня то, что ведаешь Ты».

30. Взыщем прежде всего нашей небесной родины, Царства Божия, и правды Его. И взыщем прежде всего молитвой. Великий святой нашего столетия Силуан Афонский многократно говорит в своих писаниях, что тяготы, трудности и трагедии входят в жизнь человека из-за того, что он не молится.

Каждое слово Церкви – это бесценная жемчужина, которая – если мы достигнем того, что начнем понимать его, как это иногда случается, – оживляет наш разум и наполняет сердце переживанием, которое изменяет нас навсегда. Итак, будем внимательны к каждому слову Святой Литургии, к каждому слову, читаемому в Церкви, и каждое слово молитвы будем делать своим молитвенным словом. Чтобы оно не было для нас чем-то, написанным кем-то в книге, которую читает еще кто-то громким голосом, – это слово должно стать моим словом.

И каждый раз, когда появится повод для молитвы, хорошо будет вознести хоть малое слово или мысль, какой бы краткой она ни была, поскольку Бог слышит и мысль, и слово человека, а часто слышит и желания, которых человек даже не может сформулировать.

А что может быть поводом для молитвы? Каждый миг нашей жизни – это повод для молитвы. И если мы получили благословение иметь непрестанную молитву Иисусову в душах и сердцах наших, то есть «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», то будем творить ее. Если же у нас его нет, то мы можем, тем не менее, по всякому поводу в жизни возносить молитву. Тяжело ли нам? Попросим помощи и защиты у Господа. Согрешили ли? Откроем сердце свое и исповедуемся Господу в тот же миг, еще до того, как сможем прийти к священнику, исповедаться и под епитрахилью получить дар исцеления. Видим ли, что кто-нибудь из братий наших соблазнился или согрешил? Как сами не хотим погибнуть в грехе нашем, так и о брате помолимся, а не станем соблазняться тем, что он сделал, помолимся, чтобы Бог помиловал его, ибо написано: люби ближнего твоего, как самого себя. Итак, как сам не хочу погибать, так же я не хочу, чтобы погиб и брат мой.

Что может быть поводом для молитвы? Каждый миг нашей жизни – это повод для молитвы

Самое трудное и страшное: если вы видите нас, служителей алтаря, соблазняющимися и соблазняющих вас, делающими то, что нехорошо и неправедно перед людьми или Богом, то молитесь о нас и не соблазняйтесь, потому что мы только вашими молитвами, молитвами народа Божия, можем путеводиться Духом Святым; мы тоже нуждаемся в силе вашей молитвы, как и вы нуждаетесь в даре Духа, подаваемого через наше священство. Чтобы таким образом Церковь стала одним человеком, одной душой, единым человеком во многих личностях, как и Бог один в трех Лицах.

(Продолжение следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Rafailnoica.wordpress.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить