Александр Невский смотрел на много поколений вперед

По всей стране проходят памятные мероприятия в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В Сретенском монастыре этой весной прошла большая конференция, на которой обсуждались личность князя, эпоха, в которую он жил и принимал непростые решения, его современники. С докладом на тему: «Святой благоверный князь Александр Невский и митрополит Кирилл. К вопросу о взаимном влиянии» выступил профессор ПСТГУ, доктор церковной истории, кандидат исторических наук Владислав Игоревич Петрушко. По окончании конференции мы поговорили с Владиславом Игоревичем о митрополите Кирилле II, о политическом мышлении князя Александра и последствиях его политических шагов для истории России. 

Владислав Игоревич Петрушко

– Что общего, на ваш взгляд, между событиями, которые разворачивались во времена княжения Александра Невского, и сегодняшними реалиями международных отношений, а также событиями новейшей истории в целом? 

– Пресловутый «дранг нах остен» проявлялся уже и в те времена. Отчасти это было вызвано перенаселением Германии, отчасти было проявлением агрессивного духа немецкого рыцарства. Мы знаем, что к востоку от Германии славянские земли были порабощены немцами уже в древности. Территория Берлина – это территория, где жили славяне до XIII века. И северные территории нынешней Германии –  это преимущественно бывшие славянские земли. Мекленбург-Стрелиц – это земля славян. Земли ободритов, лужицких сербов и других славянских племен, а также практически весь север нынешней Польши были заняты немцами. Они дошли и до Прибалтики. Агрессивные устремления немцев, которые, несмотря на феодальную раздробленность, уже тогда осознавали себя как единое целое, прослеживаются уже в то время. Созданный в эпоху крестовых походов Тевтонский Орден, в отличие от госпитальеров или тамплиеров, которые были более интернациональны, отличался своей национальной однородностью. 

Но, с другой стороны, в стремлении вторгнуться в ослабленные Батыевым нашествием русские земли мы можем видеть и некое общее устремление, как бы теперь сказали, коллективного Запада. Шведы тоже пытались продвинуться на Восток, на русские земли. Александру Невскому приходилось им также противостоять. 

Может быть, параллель с современными реалиями уместно провести не только в отношении Александра Невского, но и по отношению к Даниилу Галицкому, который пытался с Западом заигрывать, пытался вступить в союз со своими западными соседями в попытке противостоять монголам. Но результатом его политического курса стало уже в 1-й половине XIV века поглощение Галицко-Волынского княжества теми «союзниками», на чью помощь Даниил так рассчитывал, Польша, Венгрия, Литва. 

В отличие от Даниила, Александр Невский понимал, что помощи Руси ждать неоткуда. Отсюда его вынужденное смирение перед Ордой. Против нее Русь не могла, не имела сил выступить в XIII веке. Но этой ценой Александр, можно сказать, купил возможность отбить натиск гораздо более опасного и коварного врага – западных крестоносцев.

Александр Невский понимал, что помощи Руси ждать неоткуда. Отсюда его вынужденное смирение перед Ордой. Но этой ценой он отбил натиск гораздо более опасного врага – западных крестоносцев

В общем, параллелей много, их можно проводить бесконечно, и они, к сожалению, по-прежнему актуальны. Поэтому мы в событиях XIII века продолжаем черпать вдохновение и опыт. 

– Какую роль в тех событиях играла Церковь. Насколько я понимаю, митрополита Кирилла на кафедру ставил князь Даниил Галицкий? Почему такое внимание к Церкви со стороны властей в то время?

– Церковь играла большую роль и в политической жизни Руси. Хотя, конечно, Церковь должна быть вне политики, но, увы, периодически в жизни так складывается, что Церковь играет в ней весьма значимую роль. Это было особенно заметно в условиях раздробленности Руси на отдельные княжества, а тем более, когда Русь была фактически раздавлена монголами. Центральная Русь со стольным Киевом была почти уничтожена, деструктурирована. Из разрушенных городов центра русских земель бежало почти все население, жизнь в них практически прекратилась. Она еще теплилась на полюсах – в Северо-Восточной (Владимиро-Суздальской) Руси и Руси Червонной (Галицко-Волынской), а также на северо-западе – в Новгороде и Пскове, куда монголы не дошли и на которые зарились немцы и шведы. Русская Церковь оставалась «инструментом», который связывал рассыпающуюся русскую государственность в единое целое и не давал окончательно похоронить единство русского народа. 

В такой ситуации князьям важно было заручиться союзом с предстоятелем Русской Церкви – митрополитом Киевским и всея Руси. А еще выгоднее, как считал Даниил Галицкий, было выдвинуть на митрополию своего человека, зависимого от воли князя. Он, видимо, надеялся именно на это, когда продвигал в митрополиты Кирилла, выходца из Галицко-Волынского княжества. 

Даниил очень грамотно использовал текущий момент для того, чтобы именно Кирилл был поставлен в митрополиты. Кирилл был отправлен князем на поставление в Никею в 1246 году. Именно в тот год великий князь Киевский и Владимирский Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, был отравлен в столице Монголии, куда он отправился на встречу с ханом. В том же году в Батыевой Орде был убит святой князь Михаил Черниговский. Он тоже противостоял на юге Руси Даниилу и, как считается, пытался выдвинуть на Киевскую митрополичью кафедру альтернативного кандидата – Белгородского епископа Петра, который даже ездил в Лион на переговоры с папой Римским. 

– Зачем он туда ездил? 

– Он пытался наладить контакты и взаимодействие с Католической Церковью и западными государями, так как у Михаила Черниговского, как и у Даниила Галицкого, были планы заручиться поддержкой Запада в противостоянии с монголами. 

– Поначалу митрополит Кирилл поддерживал князя Даниила Галицкого. Когда между ними случилось охлаждение?

– Действительно, митрополит Кирилл поначалу смотрел на попытки князя Даниила заручиться поддержкой Запада с очевидным сочувствием. Об этом свидетельствует то, что он по дороге в Никею посетил Венгрию, где способствовал заключению союза между королем Белой IV и князем Даниилом Галицким. Союз был скреплен браком между дочерью Белы Констанцией и сыном Даниила – Львом, чье имя теперь носит город Львов. Условия брака были таковы, что Констанция осталась католичкой. Ей было разрешено привести на Русь доминиканских монахов. При ней эти монахи основали во Львове первый костел и первый доминиканский монастырь. Кирилл поначалу сочувствовал Даниилу в его устремлениях опереться на страны Запада в борьбе с монголами. 

Но позднее Кирилл совершенно по-новому оценил ситуацию – не только с политической, но и с религиозной точки зрения. Он стал смотреть на положение вещей с точки зрения  общерусской, а не исходя из узко понимаемых интересов Галицкого княжества, как это делал князь Даниил. Несомненно, это произошло под влиянием Александр Невского, и Кирилл увидел в западных союзниках не столько тех, кто готов помочь в борьбе с монголами, сколько новых врагов, которые только и ждут удобного момента, чтобы поработить русские земли. Мало того, если монголы не навязывали русским своей веры и не преследовали Православную Церковь, а даже брали ее под свое покровительство, западные «партнеры» неизменно стремились уничтожить Православие и насадить на Руси латинство.

Митрополит Кирилл по-новому оценил ситуацию – не только с политической, но и с религиозной точки зрения, стал смотреть на положение вещей с точки зрения общерусской

– А почему князь Александр не хотел договариваться с Западом? Что в этом плохого? 

– Князь Александр не хотел и не мог допустить религиозных уступок, на которые пошел князь Даниил, который заключил унию с Римом и принял папский королевский венец. Для митрополита Кирилла это стало своего рода «моментом истины», после которого он совершенно перестал поддерживать Даниила. Именно в это время Кирилл полностью встает на сторону Александра Невского. 

Вероятно, такой поворот произошел в позиции Кирилла не сразу. Сначала он пытался помочь Даниилу в Северо-Восточной Руси. Митрополит, например, способствовал заключению брачного союза, которые перетекал в политический – между дочерью князя Даниила Устиньей и братом Александра – Андреем Ярославичем, который на тот момент был великим князем Владимирским. И Андрей был в итоге увлечен Даниилом в планы общего восстания против монголов. Мы знаем, что все это в итоге закончилось «Неврюевой ратью» – бегством Андрея на Запад и новым разорением северо-восточных русских земель монголами. Это более чем убедительно доказало правоту курса Александра Невского. И с этого времени митрополит Кирилл однозначно становится сторонником Александра Невского. 

– Когда впервые встретились князь Александр и митрополит Кирилл?  

– Это произошло во время поездки Кирилла в Великий Новгород весной 1251 года. Находившийся тогда в Новгороде Александр Невский очень сильно заболел. И летописец отмечает, что после выздоровления Александр благодарил Бога и митрополита Кирилла за исцеление, которое совершилось, в том числе, и по молитвам первосвятителя, как считал сам князь. Такая деталь, мне кажется, свидетельствует об особо близких и доверительных отношениях, которые установились между князем Александром и митрополитом Кириллом.

–Можно ли считать митрополита Кирилла духовником Александра Невского? 

– Думаю, что да. Мы знаем эпизод из Александрова жития, что Кирилл не просто возглавил отпевание и погребение Александра Невского, но и вложил в его руки разрешительную грамоту. Из более позднего времени известно, что когда погребали русских царей в XVI– XVII веках, не митрополиты, или затем не патриарх влагал в руки государя разрешительную грамоту, а именно духовник. Им всегда был по должности Благовещенский протопоп. И то, что Кирилл вкладывает в руки Александра разрешительную грамоту, как мне кажется, может означать, что он был духовником великого князя. 

– Известно, что папа Иннокентий IV направил Александру Ярославовичу две буллы. Насколько он был влиятельным политиком? 

– Во-первых, то, что папа отправляет буллы князю Александру, свидетельствует об исключительном авторитете этого князя. Кстати, реакция на эти две буллы со стороны Александра Невского была очень вежливая и корректная. Князь Александр не был каким-то априори ромофобом – он просто хорошо понимал, с кем имеет дело, и не хотел для своей страны и своего народа новых бедствий. 

Князь Александр не был ромофобом – он просто хорошо понимал, с кем имеет дело, и не хотел для своей страны и своего народа новых бедствий

Как видно из его ответов папе, Александр был вполне веротерпим. Он даже дал разрешение построить в Пскове латинских храм. Впрочем, для Новгорода и Пскова это была обычная практика, поскольку западные купцы всегда имели в этих торговых городах свои «латинские божницы», как их называли в то время. 

Некоторые авторы на основании вежливого обращения великого князя с папой Римским допускают, что Александр якобы даже склонялся к союзу с Римом, что, на мой взгляд, выглядит совершенно неоправданным. Александр очень жестко ответил папе в главном: он не принял католического учения. Он не пожелал принять унию – в отличие от Даниила Галицкого. 

Позиция Александра Невского свидетельствует не только о его верности Православию, но и о его незаурядном политическом уме. Александр к тому времени уже одержал свои знаменитые победы над шведами и немцами. Несмотря на довольно молодой возраст это был уже весьма опытный и мудрый политик и военачальник. И у него были веские основания опасаться, что западные соседи и дальше будут предпринимать попытки захватить северо-западные земли Руси. Словом, он хорошо понимал, в отличие от Даниила Галицкого, что доверять западным «союзникам» нельзя.

– Вы в своем докладе сказали, что князь Александр был дальновидным политиком. На ваш взгляд, в чем наиболее проявлялась его дальновидность?

– Политика Александра в отношении Орды была очень проницательна. Некоторые западные авторы, например, Джон Феннел в своей книге «Кризис средневековой Руси», дают негативную оценку деятельности Александра Невского, считая его «коллаборационистом», ставя ему в вину то, что Александр пошел на соглашательство с монголами. 

– В чем вы не согласны с Феннелом? 

– Русь не могла противостоять монголам в том состоянии, в каком она была во времена Александра Невского, после Батыева нашествия. Александр повел себя очень мудро. Признав над собой главенство монголов, он, тем не менее, получил возможность дать отпор западным врагам, обезопасив Русь от более тяжелой участи. Монголы эксплуатировали Русь экономически, выживая из нее все соки. Но они не разрушили ни ее государственную систему, основанную на княжеской власти, ни культуру, ни религиозную жизнь. Пример прибалтийских народов показывает, какой могла быть участь Руси в случае, если бы часть ее земель захватили крестоносцы: порабощение политическое и экономическое сопровождалось бы насильственной латинизацией и разрушением национальной культуры и самобытности. 

Но политика Александра в отношении монголов была весьма тонкой. Он ведь на основе вынужденной лояльности монгольскому хану пытался выстроить не просто отношения подчинения, а скорее, отношения, которые даже скорее приближались к союзу, хотя и неравноправному. Александр был для монголов не рабом, а политическим партнером. Они тоже были в нем заинтересованы. 

Такой ценой Александр, можно сказать, купил для Руси тот режим существования, который потом успешно развивали его потомки. Особенно по линии его младшего сына – святого Даниила Московского. Да, должно было пройти очень много времени, прежде чем стала очевидна правильность избранного Александром курса и появились его первые результаты. Но уже к концу XIV века Русь окрепла настолько, что праправнук Александра великий князь Дмитрий Донской осмелился сразиться с монголами и победить их на Куликовом поле. 

Должно было пройти много времени, прежде чем стала очевидна правильность избранного Александром курса и появились его результаты

Александр Невский смотрел на много поколений вперед, в этом его мудрость и прозорливость.

С Владиславом Петрушко
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить