Будем следовать голосу Церкви

Слово в день памяти священномученика Илариона

Священномученик Иларион (Троицкий).jpg
Священномученик Иларион (Троицкий)

11 / 24 июля 2019 г. Будем следовать голосу Церкви. Слово в день памяти священномученика Илариона. (MP3 файл. Продолжительность 10:27 мин. Размер 7.17 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные верные христиане! Мировая история знает огромное количество войн и военных конфликтов. Не хватит пальцев на руках, чтобы все их перечислить. Но самая ужасная, подлая, безжалостная война ведется, как ни странно, не за приобретение материального богатства, не за обладание территориями, не за славу и честь, а за душу человеческую, которая, по слову Спасителя, дороже всех сокровищ на земле.

Путь православного христианина – это путь сложной, напряженной, постоянной внутренней духовной борьбы. Борьбы с самим собой, со своими грехами, страстями и злыми наклонностями, борьбы против миродержителей тьмы века сего (Еф. 6: 12). Этот дух борьбы всегда ощущался в Церкви Христовой. С древности Церковь именовалась как гонимая Церковь (ecclesia pressa), и, несмотря на сложные периоды в ее жизни, несмотря на жесточайшие гонения, воздвигнутые на нее, именно эта гонимая и угнетаемая Церковь даровала миру бесчисленное количество святых – мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и княгинь. Святых разного звания и сословия, разных возрастов. Молодые юноши и девушки безбоязненно шли на смерть ради Христа: вспомним, к примеру, великомученика Пантелеимона (ему было 30 лет), великомученицу Екатерину и мученика Трифона (им было по 18) и многих других святых.

Главное делание христианина – следование за Христом вне зависимости от внешних условий жизни
Сегодня мы празднуем день памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является небесным покровителем нашей Сретенской обители. В сложный период жизни страны и Церкви этот человек явил пример настоящей христианской жизни и мученического подвига. Несмотря на то, что можно было бы найти компромиссы с властями и миром, этот человек пожелал страдать и не сходить со своего жизненного креста. Священномученик Иларион своим личным примером показал нам, что главным деланием христианина является следование за Христом вне зависимости от внешних условий жизни. Какие бы трудности ни постигали христианина – он должен быть верен Богу до смерти. Своей жизнью владыка Иларион показал нам величие духа мученика за Христа.

Еще с ранней юности он явил себя как ревнитель благочестия, как верный блюститель святоотеческого Предания и установлений Церкви Христовой. Характерен случай, произошедший с Владимиром Троицким (таково имя священномученика до пострига) в Московской духовной академии. В академию с лекцией был позван один из известных аристократов своего времени, который основал православное трудовое братство в Черниговской губернии, был крупным благотворителем своего времени – Николай Николаевич Неплюев. Прожив большую часть жизни в Европе, этот человек, несмотря на то, что был по вероисповеданию православным христианином, увлекся духом протестантизма и перестал замечать, как отошел от глубинной веры предков. Так вот, в пятницу он пришел на встречу со студентами академии, чтобы побеседовать на духовные темы. В числе пришедших был и Владимир Троицкий, который заметил у лектора на столе молочник с молоком.

– Что это? – вопросил Неплюева Владимир Троицкий. – Сегодня пятница, а у вас молоко на столе?

– Да, – отвечал Неплюев. – Пост состоит не в этом.

– Вот как! – возмутился Владимир Троицкий. – Значит, вы не православно учите, а мы – студенты православной академии!

И, встав из-за стола, вышел, а за ним последовали и остальные ревнители благочестия.

Этот пример из жизни владыки Илариона показателен и назидателен для всех нас, христиан XXI века.

Сегодня с прискорбием приходится отмечать, что современное христианство находится в упадке, многие ищут в христианстве комфорта, хотят с наименьшими усилиями и без борьбы достичь Царства Небесного, при этом забывают слова Спасителя, что Царствие Божие силою берется (Мф. 11: 12). Под словом «комфорт» скрывается страшный грех любви к самому себе, грех плотоугождения и саможаления. Мы пытаемся создать себе такого «бога», который бы потакал нашим греховным наклонностям и страстям. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили всё, что хотим, а Он прощал нас, чтобы прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду». Комфортное христианство проповедует возможность жить в Церкви без отказа от своих греховных привычек и своей прошлой жизни.

Христиане, ищущие комфорта, видят в скорбях, болезнях и различного рода страданиях нечто осудительное, недостойное христианина, считают, что Бог оставляет человека один на один с проблемами и Ему всё равно, что происходит с ним. Но при этом не понимают, что Господом Иисусом Христом не обещана беззаботная и бесскорбная жизнь. Напротив, Господь предупреждал: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15: 20).

Нельзя быть с Богом, не претерпев распятие. А с Богом радостно и на Голгофе
У преподобного Никона Оптинского мы находим следующие вразумительные слова: «Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку». Многие хотят пребывать с Богом исключительно в радости, но не многие хотят идти с Ним на Голгофу. Как только постигнет человека испытание, как только поднимется ввысь волна житейского моря, тогда такой человек готов отказаться от Бога, потому что ему нужен Бог-Чудотворец, Который будет, словно по мановению волшебной палочки, исполнять все прихоти. Но только тот, кто увидел пользу в страдании, понимает, что с Богом радостно и на Голгофе. Нельзя быть с Богом, не пройдя через Голгофу и не претерпев распятие. Верно утверждение, что в Раю нераспятых нет. Путь православного христианина – это не почивание на лаврах, это Крест. И только тот, кто берет этот крест и безропотно несет, – спасается. Комфортное христианство проповедует нежелание нести этот крест.

Христиане-конформисты пытаются идти по пути наименьшего сопротивления, не прилагая особых усилий. Для них не важно духовное преуспеяние, для них не важна борьба. В Откровении апостола Иоанна Богослова про таких «христиан» сказано: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! (Откр. 3: 15). Теплохладность, расслабленность, леность и безразличие – вот жизненное кредо комфортного христианства. Зачем поститься, если Богу не нужна пища? Зачем Ему молиться, когда Он прежде нашего моления слышит нас? Зачем бороться со страстями, ведь достаточно просто любить? И на все вопросы ответ один: Бог есть любовь, а значит, Он нам всё простит.

Но разве любовь – это пассивное бездействие?! Разве любовь – это всегда жалость?! Нет. Любовь – это еще строгость и справедливость. Когда ты видишь, что погибает человек, ты же не будешь ему кричать с берега: «Мне тебя так жалко! Я тебя люблю». Ты предпримешь действия и будешь спасать человека. Поэтому любить – это значит желать спасти душу человеческую. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, – говорит Господь. – Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3: 19). Поэтому Господь и наказывает (то есть научает) каждого из нас, чтобы спасти, чтобы разбудить нас и вывести из состояния пассивности.

Нельзя жить в Церкви по своему разуму. Не мы придумали правила, обязательные к исполнению: вечерние и утренние молитвы, правила ко Причащению, установление постов и многое другое. Всё это голос Церкви, к которому мы должны прислушиваться, и эти правила мы должны неукоснительно соблюдать как послушные и верные ее чада. Церковь учит нас внутренней дисциплине, и эта дисциплина устроена таким образом, чтобы воспитать в нас победителей в борьбе со своими страстями. Православная вера есть вера аскетическая. Православная вера есть вера подвижническая; без подвига нет и не будет христианского преуспеяния.

Хотелось бы закончить словами священномученика Илариона. Он отметил вечную аксиому следующими словами: «Христианства нет без Церкви». Поэтому, дорогие братья и сестры, будем неукоснительно следовать голосу Церкви, будем исполнять все то, чему она нас учит, будем черпать знания из сокровищницы духовной мудрости, будем избегать комфорта и бороться до крови – и тогда Господь вознаградит нас за послушание и введет в вечные обители. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить