Человечество и Божественное Проведение

Во время Своего служения на земле Господь Иисус учил, говорил, проповедовал и исцелял, творил добро словами и делами. Эти дела были свидетельством Его уникальной власти учить. Несомненно, наиболее впечатляющими Его деяниями были три события, когда Он воскресил умерших – святого Лазаря Четверодневного, дочь Иаира, а в сегодняшнем евангельском чтении – сына наинской вдовы.

В сегодняшнем чуде мы видим три яви, которые имеют место во всем существовании человечества: Человека в Боге Сыне, Иисуса как нашего Господа и смерть, которая представляет собой зло как паразита в поврежденной вселенной. И это чудо ясно объясняет природу взаимоотношений между человеком и вселенной, а также между человеком и Богом.

Вселенная – это место проживания человека. И из-за поврежденности нашего мира человеку приходится изрядно бороться, чтобы преодолеть зло и обеспечить свое существование и благополучие. Зло, как паразит, присутствует в нашей жизни везде и повсюду и мучает нас разными путями – множеством этических проблем, стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.), болезнями и т. д., и, наконец, конечным и неотвратимым стихийным бедствием – смертью, как это происходит в жизни этой вдовы из Наина в сегодняшнем чтении.

Столкнувшись с борьбой между человеком и поврежденной вселенной, мы искренне желаем узнать, каково отношение Бога к этой борьбе, и чудо из сегодняшнего Евангелия ясно показывает это. Оно доказывает, что Бог не избегает человека и не оставляет его одного в страдании. Если зло – это одна из реальностей жизни, то самая важная реальность и явь – это присутствие Бога в нашей жизни. Он с большой любовью вмешивается в историю человечества. Вся Библия и вся история спасения человечества – это разные выражения одной и той же реальности, которая является любящим вмешательством Бога в жизнь человека.

Сегодняшний отрывок демонстрирует, что Бог разделяет с нами нашу жизнь и имеет дело с нашими трудностями, вплоть до изменения законов природы, которые Он же и установил. Это возможно только для Него, потому что Он – Творец и Устроитель этих законов. Таким образом, мы встречаем Его в Евангелии исцеляющим больных и спасающим (апостола Петра, когда тот начал тонуть). В другом месте – приказывающим ветру утихнуть или кормящим семь тысяч человек пятью хлебами и парой рыбок, а сегодня – воскрешающим сына этой вдовы. Бог бросает вызов закону смерти ради человека.

Бог бросает вызов закону смерти ради человека

Эти чудесные вмешательства Бога в историю нашего спасения вызваны Его любовью в качестве выражения Его Провидения относительно человечества. Бог пытался через Своих посланников, святых ангелов и пророков, устранить последствия, наложенные на человека в результате грехопадения.

Каждое Его чудо напоминает нам об этих попытках Бога. Каждое чудесное вмешательство – явный знак Его соприсутствия и Его теплого товарищества в нашей жизни. Любое чудо провозглашает: «Бог присутствует здесь и сейчас». Каждое чудо – это прекрасная икона, на которой написано одно слово, и оно ясно читается: «Эммануил» (с евр. «с нами Бог»).

С этой точки зрения, воскрешение сына наинской вдовы в сегодняшнем чтении является не только знаком силы Господа Иисуса Христа, но и более глубоко привлекает наше внимание к тому событию, когда Бог не через какого-либо Своего посланника, но Сам находится среди нас. Для людей того времени это значило, что Мессия наконец пришел.

Стоит отметить, что в этом евангельском отрывке от Луки Иисус впервые назван Господом, то есть Мессией. Помимо этого, воскрешение сына вдовы явилось ответом Иисуса на вопрос, заданный учениками Иоанна Крестителя: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11: 3). Сегодняшнее чудо доказывает, что Иисус – Тот, Который должен прийти, потому что ищущие исцеляются, а мертвые воскрешаются. Фактически сегодняшний отрывок в самом глубоком смысле подводит нас к последним временам и эсхатологическим дням, когда Бог будет присутствовать среди Своего народа.

Но это позитивное вмешательство Бога в нашу жизнь ожидает нашего ответа. И чтобы выразить это более ясно, добавлю, что это Его деяние, как любящее действие Бога, подвергает испытанию нашу реакцию. К счастью, в тот момент реакция людей в Наине была правильной и очень положительной, и они «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7: 16). И наша реакция должна быть не менее положительной.

Много раз Иисус отказывался творить чудеса, зная, что реакция в этих случаях будет отрицательной или не приведет к покаянию и к примирению человека с Богом. 

Вот почему Иисус отказался броситься вниз со скалы или превратить камни в хлеб, когда лукавый искушал Его. Также Он отказал другим в совершении чудес, потому что знал об их злобном характере. Разве Он не отказывался от чудес в Своем собственном городе, потому что они не верили в Него? Точно так же Он отрицательно относился к пытливости Ирода и его любопытству увидеть чудеса.

Человеческая реакция на Божественное действие, как мы легко выяснили, является первопричиной, которая делает возможным любящее вмешательство Бога или его отсутствие. Наша человеческая позиция, по сути, позволяет или не позволяет Богу изливать на нас Свою милость. Человеческая свобода определяет роль Бога и Его действие в нашей жизни. Но одного присутствия Бога недостаточно. Ему нужно наше сотрудничество. Самый глубокий атеизм заключается не только в отрицании существования Бога, но, что наиболее важно, в том, чтобы лишить и отделить нашу жизнь от Его присутствия, а также убить Его желание разделить Свою жизнь с нами. Заметьте, что Бог может вмешиваться в нашу жизнь как непосредственно чудесами, так и разными известными и неизвестными способами.

Человеческая реакция на Божественное действие является первопричиной, которая делает возможным любящее вмешательство Бога

В заключение скажу, что воскрешение сына наинской вдовы ставит перед нами вопрос: верим ли мы в то, что «Бог с нами»? Читая Евангелие, независимо от того, в какой его части, мы должны убедиться, что Бог присутствует среди нас. И пусть наш ответ на Его присутствие всегда будет таким же, как у людей Наина, восклицающих: «Бог посетил народ Свой!» Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить