Что мы есть пред Богом? +Аудио

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

1.jpg

Что мы есть пред Богом? Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва). (Продолжительность 00:11:34 мин, размер 10,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское благовествование – притчу о мытаре и фарисее. Большинство из нас, наверное, знает, что следующая неделя – это предуготовительная к Великому посту неделя, называемая Неделей о мытаре и фарисее.

Два человека зашли в храм помолиться: один фарисей, а другой – мытарь. Мы все знаем, что фарисей – это человек, который исполнял законы неукоснительно и даже брал на себя подвиг больший, чем остальные члены общества Израилева того времени. А мытарь был представителем оккупационной власти римлян, который нещадно собирал налоги, притеснял людей. Мытари обогащались, были людьми небедными. И эти два человека, являющие противоположность друг другу, вошли в храм. В Евангелии, в предуготовляющем нас к Великому посту богослужебном строе, есть своя логика, своя последовательность смыслов, как в цепочке. Если мы одно звено цепочки вырвем из нее, то вся прочность цепи распадется. Так и здесь.

Давайте вспомним, что предшествовало этой притче о мытаре и фарисее. Предшествующая притча повествовала нам о немилосердном судии и неотступной в своих просьбах к нему вдовице, которая просила защитить ее от соперника. Этот судья поддался настойчивым просьбам вдовы, которая не отступала от него. И тот стих, который предшествует притче о мытаре и фарисее, тоже говорит о молитве. Неужели Господь, воплощающий в Себе всю праведность, какую только может вместить в своем уме человек, не откликнется на молитвы вопиющих к нему день и ночь? И последующая Неделя о блудном сыне тоже будет касаться покаяния и молитвы. Помните, что возгласил блудный сын, возвращаясь к своему отцу? «Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).

В притче о вдовице есть такие слова: «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь?» (Лк. 18: 7). Кто же эти избранные? Мы знаем, что то, что высоко перед человеком, бывает мерзко пред Богом. И избранные, наверное, – это те, которым Бог дает благодать, а противники, отверженные – те, которым Господь противится. По неложному слову Писания, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

2.jpg
Э. Бюрнан. «Судья неправедный»

Итак, два человека вошли в храм, «поднялись в храм», в точном переводе с греческого языка. Оба взошли в храм ради молитвы. Молитва возводит нас к горе, переносит в преддверие Небесного Царства, но и мы, предуготовляя себя к молитве, должны соответствующим образом настроить свою душу, отложить житейское попечение и погрузиться в размышления: «Что мы есть пред Богом?» Если пред Ним небо нечисто, если пред Ним вся праведность человеческая, как говорит пророк, «яко порт жены блудницы» (Ис. 64: 6), если даже такие великие подвижники, как преподобный Ефрем Сирин, называли себя малым зловонием, предстоя пред Богом в молитве, говорили это не по ложному смирению, а на опыте глубоко вникали в слова пророка Исаии: «Посему горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни» (Ис. 5: 21).

Мы, предуготовляя себя к молитве, должны соответствующим образом настроить свою душу, отложить житейское попечение

Мытарь же, по человеческому смышлению, был, конечно, неправеден, и его презирали, в том числе и фарисей, который сказал: «Яко же тот мытарь» (Лк. 18: 11), приравнивая его к обидчикам, грабителям и прелюбодеям. А что же плохого сделал сам фарисей? Ведь он делал то, что, пожалуй, не делает никто из нас или делает мало кто из нас. Разве многие из нас отдают десятую часть своей прибыли на добрые дела? Разве мы постимся еще сверх того, что указывает нам церковный устав? Разве мы можем сказать, что многие из нас являются обидчиками? Бывает, что в сердцах мы кого-то обидим. Встречаются среди нас и грабители, и прелюбодеи. К сожалению, мы как священники можем свидетельствовать это среди тех людей, которые ходят в храм. А мытарь бил себя в грудь, не смея взирать на небо и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13).

3.jpg

Евангелие Христово исполнено парадоксов: внешний праведник явил себя святотатцем. Отчего? Потому что он присвоил себе то, что по праву принадлежало Единому Богу, – он говорил: «Я не таков». Он не думал о том, что аще не Господь, аще не Его Божественная сила защитит нас в нашем земном странствовании, что мы ничего не сможем сделать сами, потому что диавол стоит, рыкая, ища, кого поглотить (см.: 1 Пет. 5: 8). А мытарь, напротив, поистине вознес себя в своем смирении, получил оправдание, в молитве возшел к небу.

Нам надо быть крайне внимательными к себе, когда мы входим в храм, если хотим быть оправданными Богом, потому что, если мы настраиваемся на человеческую волну, мыслим по смышлению человеческому, мы отвергаем Бога и порой, подобно фарисею, становимся присвоителями священного имущества – того, что по праву принадлежит Богу. А что же сказать о тех людях, которые смотрят в свои телефоны во время совершения Божественной литургии, во время Евхаристического канона, когда мы вспоминаем крестный подвиг Спасителя и Его страдания на Кресте, Его преславное Воскресение? Что в телефоне может быть важнее всего этого? В этом смысле они, наверное, ниспадают ниже того самого фарисея, которого порицает Церковь.

Отчего же мытарь угодил Богу, а фарисей нет? От гордости фарисеевой он был осужден, этот недуг давно свил гнездо в сердцах фарисеев. Не случайно Сам Господь называет их «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3: 7). Он называет фарисеев последователями диавола, древнего змия, через гордыню ниспавшего со своего небесного жилища.

4.jpg

Святые отцы различают два вида гордыни. Первый вид гордыни – гордость ума – сатанинская гордыня, приписывающая себе то, что является божественным достоянием. Она погружает человека в глубокий мрак и лишает его самого важного на его земном пути – дара богообщения. Видимо, этим видом гордыни и страдал фарисей.

Второй вид гордыни – гордыня сердца, которая, по словам святых отцов, рождается от внешних поводов богатства, умственных способностей, красоты, славы, высокого положения в обществе.

Будем же все усердно стараться убегать того, что лишает нас самого важного, – общения с Богом, которое дает нам и радость, и мир, и целый океан всяческих благ небесных и земных. Будем подражать мытарю в его детском смирении. Помните слова из Евангелия после притчи о мытаре и фарисее: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15). Будем пред Богом такими детьми, приносящими покаяние в своих грехах, немощах, слабостях. Ведь Святая Церковь учит нас в своей гимнографии: «Фарисеева убежим высокоглаголания, мытаря же низкоглаголание научимся стяжать». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить