Святитель Николай Сербский о том, что значит быть по-настоящему образованным и воспитанным человеком
Читайте Евангелие! Оставьте всякое другое учение, пока не научитесь самому главному и самому спасительному. Прежде всех наук – наука о вере, а все остальные науки потом.
* * *
Два суда: один условный и ежедневный, другой законный и окончательный. Например, есть нерадивый ученик, которого в течение учебного года многократно наказывает учитель, чтобы исправить его, но в конце года исключает из школы как неисправимого.
Так и два суда Божиих. Один условный и временный. Назовем его воспитательным судом Божиим над людьми в школе земной жизни. А другой Суд будет безусловным и окончательным.
Нищий духом – это тот ученый, который признаёт, что его незнание бесконечно больше его знания.
* * *
Считай скудоумным не того человека, знание которого ограничено, но того, который хвалится своим знанием.
Насмешка всегда от незнания, улыбка – от знания.
* * *
Вечное благое бессмертное житие и Царство обещаны не знанию, а вере. Господь дал человеку неограниченные возможности верить и ограниченные – знать.
Познай Творца своего. Это важнее познания Его творений.
* * *
Образованный, но невоспитанный человек куда опаснее для себя и для других, чем человек воспитанный, но необразованный.
Христианский путь познания – любовь. Если хочешь познать небесные тайны, люби Бога всем своим сердцем, всей душой, всеми помыслами своими. И Господь вселится в тебя, и будешь в Боге, а Бог – в тебе. И ты ощутишь реальность многих вещей, которые стоят за пределами человеческого знания и разума.
Тот, кто носит образ Божий, лик Божий в своей душе и стыд на своем лице, – о таком мы, православные, говорим, что он образованный, порядочный человек.
* * *
Всё воспитание молодого поколения должно зиждиться на непоколебимой скале христианского учения. Так было у нас на протяжении нашей тысячелетней православной истории, так должно быть и сегодня, и завтра, и во веки веков.
Такое воспитание не посрамило нас в прошлом, не посрамит и в будущем. Оно дало нам исключительных людей, ставших украшением нашей истории так же, как звезды украшают небосвод. Таких людей, звезд на небосводе нашей истории, множество. А что еще может быть целью воспитания, если не люди, настоящие люди?
Мы не умеем ценить необъятные знания и необъятный опыт нашей Церкви, пока не столкнемся с невежеством мира. Церковь служит носителем непогрешимой небесной Логики. А изучая человеческую душу – Церковь непревзойдённа в знании психологии.
Книги святых Исаака Сирина, Макария Великого, Григория Синаита, Синайских и Афонских отцов, всю жизнь посвятивших исследованию собственной души, могут посрамить современные теории познания богатством и глубиной своих находок.
Нетрудно научить животное, нетрудно научить простеца, но как тяжело научить того, кто, будучи невеждой, уже стал учителем.
* * *
Над всеми человеческими науками стоит важнейшая из наук – наука Господа нашего Иисуса Христа. В ней заключены истинное добро, имя которому – любовь, и высшее знание, имя которому – мудрость.
Приведи знания в согласие с добротой, но так, чтобы доброта господствовала над знаниями и руководила ими.
Чем больше мирских знаний без святого знания Божией науки, тем больше вред. И чем больше мирское богатство без богатства небесного, тем больше опасность. Ибо один только Христос может сохранить эрудита от злоупотребления знанием и богатого от злоупотребления богатством.
Гордишься и радуешься, что сдал все экзамены на «отлично». Чувствуешь себя богачом, накопившим сокровища знаний. И, подобно евангельскому богачу, спрашиваешь: что еще должен я делать? Иди и продай накопленное знание и купи жемчуг евангельской любви, которая дороже всех знаний, и пойди за Христом Господом.
Господи, помилуй богатых светским знанием: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности обожествить себя и забыть о Тебе.
* * *
Да просветит тебя свет Христов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.