Для чего изучать Апокалипсис?

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 1

Мы приступаем к изучению Откровения Иоанна Богослова. Пожалуй, нелишним будет спросить самих себя: для чего нам необходимо читать и разбирать эту книгу?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, зачем Бог дал такую книгу Церкви.

Христианство – религия острого эсхатологического ожидания. Церковь всегда помнит, что мир движется к своему концу и последующему преображению. Только Бог знает времена и сроки (см.: Деян. 1: 7), но Писание предупреждает, что это время близко. Дети! последнее время (1 Ин. 2: 18), – писал Иоанн Богослов еще в I веке. Поэтому с самого начала своего бытия Церковь чает «воскресения мертвых и жизни будущего века».

Для того чтобы эти ожидания носили трезвый и духовно-выдержанный характер, Бог подарил Церкви книгу, которая формирует и направляет эсхатологические интуиции в библейское русло. Эта книга носит название по ее первому слову: Откровение (по-гречески: Апокалипсис).

Апокалипсис – единственная пророческая книга Нового Завета. Она говорит о духовном смысле мировой истории, грядущих судьбах человечества, победе Христа над диаволом, конце старого и начале нового мира. Содержание книги касается очень серьезных тем, о которых призван рассуждать думающий христианин: каковы искушения последнего времени, чего опасаться и к чему быть готовым в эти дни, каковы признаки прихода антихриста и Второго Пришествия Христова.

Апокалипсис похож на мозаику, в которой все книги Священного Писания складываются в прекрасный узор. Апокалипсис похож на море, в которое стекаются ручейки разнообразных библейских образов и символов. Словно лоскутное одеяло, Апокалипсис соткан из разных строк Моисея, Исаии, Иезекииля, Иеремии и других авторов Библии. Все пророчества Ветхого Завета находят свое исполнение и завершение в творении Иоанна Богослова.

Апокалипсис – очень литургическая книга. Ее литургический характер обнаруживается в огромном количестве песнопений, гимнов, славословий, возглашений. Откровение пронизано богослужением, которое звучит то на небе, то на земле, а иногда охватывает всё творение. Творение Иоанна Богослова нужно знать, чтобы лучше понимать Литургию.

Есть устойчивый миф, что Откровение запрещено читать на службе. Это не так. Напротив, Устав повелевает читать Апокалипсис во время богослужения. Только не на Литургии, а на всенощном бдении, в определенный период церковного года: «Ведомо же буди: яко от недели святыя Пасхи, даже до недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова» (Типикон, 2-я глава, 1-е «зри»).

Очевидно, Типикон предполагает чтение Апокалипсиса в месте обычных поучений на всенощной – после 33-го псалма на стыке вечерни и утрени.

Откровение нужно изучать, потому что это книга, которую любили святые отцы. Несмотря на трудность ее, отцы Церкви относились к ней с великим благоговением. Так, святитель Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде пишет об Апокалипсисе блаженный Иероним Стридонский: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства».

Из-за того, что Откровение есть самая таинственная, самая трудная для понимания книга Писания, многие верующие боятся читать ее, опасаясь понять превратно. Но Апокалипсис является канонической книгой Библии – а значит, Церковь рекомендует изучать ее всем христианам. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем (Откр. 1: 3), – говорится в начале Откровения.

Эту книгу нужно читать, чтобы не быть духовно расслабленными. Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24: 42), – говорил Христос.

Эту книгу нужно читать, чтобы не быть духовно расслабленными

Замечательно пишет о необходимости изучения Апокалипсиса протоиерей Александр Сорокин:

«Современный православный христианин, член уже той Церкви, которая прошла 2000-летний исторический путь в ожидании скорого конца истории, должен осознавать двоякую духовно-богословскую задачу: твердо знать и понимать, что возвещает христианская апокалиптика, стоящая у самих истоков христианского благовестия, и как это возвещение сохраняет свой непреходящий смысл сквозь века и тысячелетия различных исторических эпох. Невозможно и не нужно реанимировать первоначальный апокалиптический настрой (все подобные реанимации выглядят духовно нетрезвыми, а то и психически подозрительными), но необходимо дорожить апокалиптическим видением смысла истории как имеющей цель, смысл и завершение».

Очень жаль, что в Апокалипсисе некоторые люди находят лишь одно интересное для себя: «шестерки» и антихриста. Спроси у любого из любителей порассуждать о «печати зверя»: что они помнят еще из Откровения? – и в ответ будет тишина. А ведь Апокалипсис – очень светлое послание, которое всё устремлено к славному Второму Пришествию Христову. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22: 20) – вот главный посыл этого замечательного труда Иоанна Богослова.

Опираясь на труды святых отцов и церковных писателей, мы попытаемся найти «ключи» для открытия главных смыслов этой удивительной, яркой, интересной и – самое главное – радостной книги.

(Продолжение следует)

Сергей Комаров 20 октября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить