Икона Святой Троицы как выражение духовной традиции школы преподобного Сергия

Проповедь в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

05 / 18 июля 2021 г. Икона Святой Троицы как выражение духовной традиции школы преподобного Сергия Радонежского. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) за Божественной литургией в день памяти преподобного Сергия Радонежского. (MP3 файл. Продолжительность 13:51 мин. Размер 13.3 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня русская земля отмечает память обретения мощей преподобного Сергия, которого по праву можно считать игуменом не только Радонежским, но и всей русской земли. Основатель Троице-Сергиева монастыря, наставник для 21 святого, которые основали более 40 монастырей по всей северной Руси и несли просвещение в Пермский край, преподобный Сергий стал первым русским святым после избавления от татаро-монгольского ига, выразителем идеалов Святой Руси.

Цель монашеского общежития совпадала с личным идеалом преподобного Сергия – так устроить жизнь на земле, чтобы у многих верующих были единая душа и единое сердце. Ориентиром для такого идеала была Святая Троица, среди Лиц Которой не может быть несогласий и раздоров. В стране, обуреваемой междоусобными войнами, монашеская обитель во имя Святой Троицы была местом, где царили смирение и благожелательность, трудолюбие и нелицемерная любовь. Благодаря этому она оказывала благотворное влияние на простых людей, примиряла враждующие стороны. В государственную историю России Сергий Радонежский вошел как человек, который помог объединиться разрозненным русским князьям и предсказал Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле. 

Почитать Сергия Радонежского как святого начали еще до того, как на Руси появилась практика канонизации. Святые мощи преподобного Сергия были обретены через 30 лет после его блаженной кончины, в 1422 году. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел передать его слова игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» После сего видения при большом стечении народа святые мощи преподобного Сергия были подняты из земли. Причем оказалось, что не только тело, но и одежды преподобного остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде.

Таким образом преподобный подал знак, чтобы видимым образом его святые мощи пребывали в обители, а невидимым образом он и сам оставался среди учеников. Он и по сей день не оставляет Свято-Троицкую Лавру, являясь ее бессменным игуменом и небесным покровителем.

Он и по сей день не оставляет Свято-Троицкую Лавру, являясь ее бессменным игуменом и небесным покровителем

Особенно велик духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице. Авва Сергий относился к числу святых угодников, в душе которых Святая Троица «сотворила себе обитель». Он и сам сделался «обителью Святой Троицы» благодаря опытному богообщению, молитвенному восхождению к Триипостасному Богу и умному созерцанию неизреченных божественных тайн. 

Авва Сергий относился к числу святых угодников, в душе которых Святая Троица «сотворила себе обитель»

Как известно, еще в юности преподобный посещал Григорьев затвор Ростовского кремля, где подвизались греческие иноки, ученики преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы, великих поборников исихазма, оставивших после себя богатое письменное наследие.  Благодаря преемству традиции преподобный Сергий воспринял всё лучшее из иноческих традиций Афона и Синая. 

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. 

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности

Литургическое почитание Святой Троицы вместе с храмовым пространством, в котором собирается воедино молящийся народ, создали уникальное устремление русской иконографии к выражению тайны Святой Троицы в символе, который через созерцание образа возводит ум к Первообразу, позволяет в молитве осмысленно совершить поклонение неизреченной тайне Пресвятой Троицы.

Андрей Рублёв «Троица».
1411 год или 1425—1427
Наиболее ярким примером духовной культуры эпохи преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная в похвалу святому авве Сергию. Глубинное содержание данной иконы открывается, когда мы проникаем в то духовное пространство, в котором она создавалась.

Автор иконы не учился в итальянских или французских академиях живописи. Школой простого инока Андрея служила сама монашеская жизнь, богослужебные книги и та символика, которой подчиняется храм в его внешнем и внутреннем устройстве. Икона Живоначальной Троицы лишена яркого убранства и повествовательных деталей. Она учит не столько тем, что на ней изображено, сколько тем, что в ней отсутствует. В ней отсутствует излишество, роскошь, привязанность к земле и, можно сказать, в ней отсутствует само движение во времени. 

Отец, Которого не видел никто никогда (Ин. 1: 18) словно представлен в Своем Сыне «лицом», посредством которого Он обращается к зрителю, открывая Себя миру. Благодаря воплощению Сына Его «лицо» словно становится для нас «видимым». Сын «являет» Собой Отца и потому говорит: видевший Меня видел Отца (Ин. 14: 9). Сын – образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15), Он – тот Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1: 9). Сын – сияние славы и образ ипостаси Отца (Евр. 1: 3). 

Человек обладает способностью созерцать эту неизреченную славу, поскольку он и сам соделан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26). Сущность этой сотворенной «богоподобности» человека, как замечает схиархимандрит Гавриил (Бунге), святые отцы видели «не в чем-то статическом, а в живой связи между Богом и человеком, выраженной в обращенности сотворенного духа к Творцу, в способности воспринимать свой божественный Первообраз и открываться Ему».

Человек обладает способностью созерцать эту неизреченную славу, поскольку он и сам соделан по образу и подобию Божию

Сын Божий выражает Свое единство с Отцом посредством слов: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30). И Он же как Сын Человеческий обращается к ученикам с призывом: Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15: 4). Христос, по апостолу Павлу, благовествует мир дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2: 17–18).

Созерцание Бога есть личное, непосредственное познание человеком своего Создателя лицом к лицу (1 Кор. 13: 12), выражение глубочайшего, исполненного любви единения – такого, которое существует между Отцом и Сыном (см. Ин. 17: 3). 

Не случайно ключевым словом, выражающим единство Отца и Сына, по Евангелию, является «любовь». Этим словом Иисус выражает Свое отношение к миру, а через это отношение любви – и призыв к людям любить друг друга: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15: 10). 

Пока мы в мире сем, в теле, приковывающем нас к земле, мы не можем приобрести полноту созерцания, божественное мы наблюдаем как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). Однако даже малейший опыт связи человека со своим Творцом становится «сверхчувственной реальностью, благодатным предвкушением грядущей славы уже здесь, на земле, в той превосходящей любые образные и понятийные представления возвышенной «беседе» духа с Богом, которая учителями духовной жизни именуется молитвой».

Воплощение Бога-Логоса, Его явление в мире образов и форм создало предпосылку для возникновения иконы как «образа» Божия. Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16), Он принес свет истины. Первосвященник будущих благ был подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15). В тоже время, поклоняясь иконе, человек не пытается подчинить Бога своим суетным желаниям, а, напротив, со смирением и благоговением принимает тот чудесный факт, что единый истинный Бог по Своей милости явил Себя верующему взору, а посему только Ему одному и надлежит оказывать всяческое поклонение.

Икона, в отличие от художественного произведения искусства, воздействующего на чувства, имеет иное внутреннее содержание. Она несет богословскую идею, напоминает о надмирном мире, возводит ум горе, устанавливает обратную перспективу, побуждающую человека посмотреть на мир «глазами» Бога, осмыслить свое бытие посредством сравнения с библейскими героями, начиная с Авраама.

Храмовое пространство, для которого писалась икона Святой Троицы Андрея Рублева, было не просто местом собрания группы учеников преподобного Сергия. Это было место чтения и изучения Евангелия, место взыскания того Святого Духа, Который по обетованию Иисуса Христа должен прийти и наставить «на всякую истину» (Ин. 16: 13). Дух Господень наставлял пророков и путеводил апостолов, Он, согласно Новому Завету, – «сила Божия» ко спасению, «другой Утешитель», Который пребывает вовек (Ин. 14: 16), напоминает о всем, что проповедовал Христос (Ин. 14: 26), свидетельствует о Христе (Ин. 15: 26).   

Три Лица Святой Троицы, Которые и сейчас взирают с иконы Андрея Рублева на всякого, кто желает прикоснуться к опыту духовной жизни преподобного Сергия Радонежского, имеют почти идентичные черты «лица», и в то же время одежда и жесты подчеркивают их индивидуальные отличия. Это единство при неповторимой индивидуальности учит людей, взирающих на икону Троицы, увидеть друг в друге самого себя, такой же образ Божий, помочь другому реализовать свою неповторимую индивидуальность, приобрести подобие Творцу.

С какими чувствами, с каким состоянием души мог уходить из Свято-Троицкой обители монах, паломник, великий князь? Мир, единство, любовь друг к другу до полной самоотдачи, взгляд на мир иными глазами, сама иная перспектива жизни, такое созерцание тварного мира, которое открывает человеку способность возрадоваться о том, что Бог приготовил любящим Его.

Наследие преподобного Сергия доходит до нас, дорогие братья и сестры, не только в нетленных мощах и письменных памятниках о его житии. Наследие великого игумена земли русской доходит до нас в непрерывной традиции, устремленной к познанию тайны Пресвятой Троицы. Эта тайна открывается не только через святые иконы – полные символизма окна в мир иной, но и через саму молитву, которая неразрывно связана с евангельской заповедью о любви.

Пусть же Триипостасный Бог вдохновит и нас, бренных и немощных, чтобы мы, созданные по образу создавшего нас Первообраза, приобретали подобие Божие в надлежащем развитии и усовершенствовании разума и свободной воли, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить