Как нам стать святыми…

По церковному календарю в день Святой Троицы, который еще называется днем рождения Церкви, произошло схождение Святого Духа. Это было в пятидесятый день по Пасхе. В сороковой день, по церковному Преданию, Спаситель вознесся на Небо и завещал Своим ученикам, чтобы они пребывали во Иерусалиме, пока не облекутся силой свыше. Дух Святой является в виде огненных языков и сподобляет апостолов особых даров. Так апостол Павел пишет о том, что одному дается дух пророчества, другой становится евангелистом, третий изгоняет духов, четвертому дается дар говорения на языках. Много разных служений появляется у членов Церкви Христовой, и проповедь евангельская начинается по всему миру. Апостол Павел, как и другие, обращается к своим братьям и, конечно, к сестрам по вере со словами «призванные святые», или просто «святые».

1.jpg
Сошествие Святого Духа на апостолов

В Ветхом Завете по отношению к человеку, который вел богоугодный образ жизни, применялась формулировка «праведник». Этим словом описывалась жизнь человека, который следовал заповедям Моисея и традиции. Мы знаем, что Иосиф Обручник был мужем праведным, который соблюдал все заповеди, регулярно приходил в храм Божий – три раза в год, во время общественных паломничеств. И мы видим, что Сам Христос и Его ученики во всем следовали правилам, принятым в благочестивой еврейской среде.

В новозаветные времена, когда христиане начинают осмысливать, а вернее, сначала раздумывать над тем, кто же они, достаточно быстро формируется представление о том, что христиане – это некий новый Израиль. Такая терминология появляется к середине второй половины II века по Рождестве Христовом, но уже с несколько иным осмыслением. Приведу лишь один пример с проекцией на мучеников.

В середине II века до Рождества Христова, когда царь Антиох Епифан запретил евреям следовать строгим правилам своей традиции, возник феномен мученичества тех, которые не только пострадали от рук сирийских военнослужащих в борьбе за свои религиозные права, но и подняли восстание. Мученики Маккавеи, сыновья священника Матафии: Иуда Маккавей и его братья, добывали свою свободу огнем и мечом. И для них пострадать за веру значило добиться любой ценой, вплоть до смерти, реализации своих религиозных убеждений.

Когда в 73 году римляне брали Массаду, последний город иудейских повстанцев в Первой Иудейской войне (Иерусалим уже был взят три года назад), то нашли жребий. Жребий – это осколки керамических кувшинов или тарелок, на которых были написаны имена. Как пишет Иосиф Флавий, в Иудейской войне иудейские повстанцы готовы были покончить жизнь самоубийством или убить друг друга по жребию, но только не сдаться в плен. И вот характер борьбы иудеев за независимость сопровождался двумя вещами: готовностью идти на смерть за свои убеждения и готовностью брать в руки меч, чтобы отстаивать свои убеждения.

Но проповедь Христа принципиально отличалась от того, что проповедовали другие учителя в Его эпоху, потому что Он говорил прежде всего о мире. Он говорил о том, чтобы люди не судили друг друга, не воздавали злом за зло и вложили меч свой в ножны. Когда апостол Петр хотел взять в руки меч для того, чтобы защитить Христа, и даже отсек, как мы знаем, ухо одному первосвященническому рабу по имени Малх, Христос запретил ему, и он отложил меч. В последующем христиане не принимали участия в Первой Иудейской войне. По преданию, они ушли из Иерусалима, и таким образом они не оказывали вооруженного сопротивления.

И когда христиане столкнулись с натиском Римской империи и нужно было сделать выбор: или пойти на компромисс и поучаствовать в тех или иных императорских церемониях, которые сопровождались языческими жертвоприношениями, или отказаться, приняв за это мучительную казнь, то они предпочли второе. Но они не брали в руки меч, и это принципиально отличало их от тех стойких в вере людей, которые жили в эпоху Маккавеев и Хасмонеев.

2.jpg

Итак, как мы наблюдаем, уже в раннехристианскую эпоху мученичество тех святых, которые считали себя новым Израилем, имело свои отличительные черты. И при общности терминологии в новозаветную эпоху в понятия «праведник» и «святой» стал вкладываться совершенно иной смысл. Святым считался человек не просто просвещенный Духом Святым, а человек, который сподобился Таинства Крещения. И христиане называли друг друга святыми прежде всего в силу самого свершившегося над ними Таинства. Раз крещеный, значит просвещенный, а раз просвещенный, значит уже святой. Здесь помогает русское слово «свет», однокоренное в этих словах, которое позволяет нам увидеть некую проекцию. Почему христиане друг друга называли святыми? Потому что они просветились. После миропомазания, отирая губкой те места у младенца или взрослого человека, которые были помазаны миром, священник говорит: «Просветился еси, освятился еси».

Святым считался человек, который сподобился Таинства Крещения

Прежде всего святые – это те, кто были крещены в Православной Церкви. И таким образом все христиане равно святые. Мы и сейчас можем поминать на литиях и панихидах всех от века усопших православных христиан, потому что общность Церкви, общность призвания не позволяла кого-либо выделить, возвести их на ступеньку выше или опустить на ступеньку ниже. Все были равны перед Христом. На начальном этапе свобода, равенство и братство – лозунг, который был в коммунистическую эпоху поднят на знамена, – был принципом христианской общины, которым руководствовались все: от пророка и апостола до самого последнего члена Церкви.

Не было различия в том, кто больше пострадал, больше или меньше потрудился, а было некоторое право чести. Согласно древнехристианскому памятнику «Учение Двенадцати апостолов» (Дидахэ), по приходе апостола в христианскую общину ему предоставлялось первенство чести – он возглавлял собрание евхаристической общины, он предстоял, председательствовал на этом евхаристическом собрании. В последующем его место занимал епископ как блюститель порядка, который смотрел за тем, чтобы все себя вели благообразно и по чину. Так вот, разделение иерархическое не совпадало с тем достоинством и почетом, которое оказывалось человеку лично, по его личным заслугам. Мы видим, что в Книге Деяний выделяются особо, например, Акилла, Прискилла, Тавифа, которые пользуются колоссальным уважением среди своих сестер и братьев во Христе. Они вошли в список тех, кого мы можем приравнять к 70 апостолам. А в последующем, мы знаем, некоторые мужи и жены были приравнены к апостолам по их служению, и мы называем их равноапостольными. Это Мария Магдалина, святая равноапостольная Фекла, Нина – просветительница Грузии и многие другие.

3.jpg

То понятие «святые», которым именовали друг друга христиане в первые три века, принципиально отличались от современного, от того, как мы воспринимаем святость сейчас, в наши дни. Если в первые три века христиане позволяли обращаться к себе и сами обращались к другим христианам словами «святой» или «святая», то сейчас это слово иногда даже используется в некоем уничижительном смысле: «Эй, святоша», тем самым умаляя святость Таинства Крещения. Сейчас мы очень четко идентифицируем лиц, которых Господь сподобил особых даров, и они при жизни, а чаще по смерти каким-то образом к себе привлекают, заставляют о них задумываться и даже обращаться к ним с просьбой о молитвах перед Христом Спасителем, и перед Богом Отцом, и Святым Духом.

Сейчас мы называем святыми только тех, кого мы признаем как Богом избранных, людей, которые пошли дальше нас. Понятно, что мы не знаем всех тех, кто особым образом угодил Богу. Наверняка есть миллионы людей, имена которых нам неизвестны, которые втайне совершали свой подвиг и не были поставлены на пьедестал славы. Тем более что в древности, как и сейчас, многие люди, ведущие высокую духовную жизнь, стараются скорее уйти в тень, чем пропиарить свою святость. И в силу этого для нас святые – это прежде всего те, примеру которых мы стараемся подражать, которых Бог нам явил посредством особых чудес и знамений. Сейчас для канонизации того или иного подвижника благочестия требуется, скажем современным языком, верификация на основании безукоризненного жития, продолжительной памяти народной об этом человеке, а также свидетельство о том, что творятся чудеса.

Для нас святые – это прежде всего те, примеру которых мы стараемся подражать

Итак, день всех святых. Сегодня мы по-прежнему продолжаем отмечать рождение и развитие Церкви. День всех святых – это прежде всего день Церкви, день церковного почитания всех тех, которые от века были крещены, но не просто крещены, а приумножили то дарование, которое Богом было человеку дано в момент крещения. Святые – это те, которые приумножили дары Святого Духа, подаваемые каждому человеку в момент свершения Таинства Миропомазания. Святые – это те, которые принесли плод: один в сто крат, другой в шестьдесят, третий в десять, и поэтому мы смотрим на них с надеждой, что и они нас за собой поведут.

Слова «все святые» не ставят святых в один ряд. Это были люди очень разные по своему характеру, очень разные по виду своего служения и, более того, порой были разными по своим теологическим воззрениям. Мы можем вспомнить спор о составе человека –  дух, душа и тело – который был весьма горячим в середине XIX века, и у святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова) были разные воззрения на сей предмет. И при всей разнице их богословских взглядов они оба нами почитаются как святые, как те, кто оставил нам богатое письменное наследие.

Такая разница в воззрениях наблюдалась и в древние времена. Были те, кто заслужил уважение и почет благодаря своей внешней активности, те, которые занимались делами милосердия, как праведный Филарет Милостивый; были те, кто оставил письменные памятники, потрудились словом, как упоминаемые ныне святители Игнатий и Феофан. Были и те, которые Богу угодили своей мученической кончиной, свидетельствуя о Христе своей жизнью. «Блаженные», «юродивые», «праведные», «преподобные» – эти слова не исчерпывают всех тех видов подвигов, которые нес человек. В некоторых случаях эти слова даже до конца не описывают, не классифицируют и не могут передать всей сущности одного единственного и неповторимого в истории Церкви человека.

4.jpg

Некоторые из этих выдающихся святых порой были людьми, которые шли против течения. Мы с вами сейчас восхваляем святителя Григория Богослова, святого преподобного Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Ефрема Сирина и других сирийских богословов-мистиков. Но не всегда они с внешней точки зрения делали все правильно. Читая жития святых, мы в некоторых случаях встречаем такие удивительные подвиги, которые в наши дни показались бы соблазнительными и провокационными. Чего стоит одна блаженная Ксения Петербургская, которая ходила в мужской одежде по городу. И сейчас можно услышать в храмах укоризну женщинам, которые приходят в храм в брюках. А теперь отмотаем время на три века назад и поймем, что это действительно был некий вызов окружающим людям. Тем не менее на протяжении многих лет жители Питера, Москвы и других городов ездят к блаженной Ксеньюшке и испрашивают ее святых молитв.

В некоторых случаях подвиг святого просто неповторим в силу особенностей характера, обстоятельств жизни того или иного человека, но тем не менее мы все равно обобщаем их всех. Слово «все» указывает не только на разнообразие путей ко спасению, но и на индивидуальную дорожку для каждого. Но также этим словом «все» мы обозначаем некую общность пути. Наши православные святые это не индийские йоги, это не шахиды, у них есть свои отличительные черты. Это не те, которые бубнили мантру с утра до ночи, это люди, которые были исполнены любви к Богу, и ради этой любви к Богу и окружающим людям и совершалось все остальное, и даже, как ни парадоксально, иногда по любви к людям они уходили в пустыню.

Святые были исполнены любви к Богу и людям, и ради этой любви и совершалось все остальное

Итак, все святые для нас – надежда. Как любил говорить митрополит Антоний Сурожский, в каждом человеке можно усмотреть какой-то недостаток или ошибку в слове, но Бог тем и велик, что показывает нам, что сила Божия в немощи совершается (см.: 2 Кор. 12: 9). Бог закрывает глаза на некоторые немощи. Подвиг святых повторим, и он реален, и более того, это и есть наше призвание – жить, как жили святые в древности, но понимая, что мы не можем их образ жизни воспроизвести буквально. Нам надо быть мудрыми, благоразумными и повторять не формы благочестия, но содержание духовной жизни, которая делает человека поистине святым и праведным в христианском смысле этого слова.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить